logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)

Балаева А.В., Семёнов И.Н.

Московский государственный медицинский университет, Государственный университет – Высшая школа экономики,

Москва

Интерес к проблеме авторства, индивидуальной принадлежности научного открытия предопределен глобальной гуманистической тенденцией, складывающейся в философии науки. Ценность научного открытия в экономикоцентристском мире определяется мерой его полезности и эффективности для достижения материального благополучия (здесь под материальным мы пониманием все аспекты бытия человека в мире, связанные с его телесной природой). По мнению философа познания М. Полани, стремление к строгости, обезличенности в науке, основанное на приоритете в общественном сознании ценностей материального порядка, стало угрозой для самой науки. Тем самым, интерес к изучению индивидуальности ученого вписывается в более широкий социально-философский контекст: уникальное в науке как знаковый сюжет современности, обращающий наше внимание на феномен неповторимого, невосстановимого, но тесно связанного со окружающим миром и влияющего на него. Рассмотрим результаты проведенного нами рефлексивно-психологического исследования развития индивидуальности ученого на материале жизнедеятельности Н.Я.Пэрны. Он был одним из первых ученых, стоявших в эпоху Серебряного века русской культуры у истоков российской психологии и акмеологии творчества, и являлся оригинальным (но недостаточно известный как в свое время, так и доныне) ученый-энциклопедистом. Его капитальный труд «Жизнь, ритм, творчество» вышел в 1925 г. и содержал новаторскую ритмологическую концепцию развития творчества у гениев философии (Кант, Гете), науки (Ньютон, Либих, Гельмгольц), поэзии (Байрон, Пушкин), литературы (Гоголь, Шиллер), музыки (Бетховен, Моцарт, Глинка), живописи (Рембрант) и др. Он был соратником и другом выдающихся академиков-физиологов Н.Е.Введенского и А.А.Ухтомского. Однако сам Н.Я.Пэрна был не только крупным специалистом-экспериментатором в области неврологии, но и широко эрудированным ученым, развивавшим междисциплинарный подход к проблематике научного и художественного творчества, изучение закономерностей которого он вел разработанным им рефлексивно-биографическим методом. Важность биографического подхода в психологии творчества отмечали А.А.Бодалев, И.И.Лапшин, Я.А.Пономарев и др.

Необходимо подчеркнуть, что формирование творческой индивидуальности Н.Я.Пэрны было опосредствованно интенсивной экзистенциально-профессиональной (см.:И.Н.Семенов, 1994) рефлексией в форме дневника, ведшегося им всю сознательную жизнь, а также культурально-методологической (см.: И.Н.Семенов, 1992) рефлексией над жизнедеятельностью гениев русской и мировой науки и культуры, поскольку разработанная им психобиографика была устремлена к познанию индивидуальности творчества. Основным положением концепции Н.Я.Пэрны является утверждение о том, что все процессы жизни (в особенности сложные, такие, как человеческая жизнь) являются волнообразными, причем эта волнообразность носит поступательный, созидательный характер, то есть с каждой новой волной развитие переходит на качественно новый уровень. Для обоснования этого положения Н.Я. Пэрна проанализировал, во-первых, факты физиологической и биологической периодичности, во-вторых, ритмы психической жизни человека. Ритмы психической (или душевной) жизни изучались ученым на основании количественного анализа собственного дневника, в который на протяжении 18 лет непрерывно заносились и рефлексировались мысли и душевные переживания, а также на основании рефлексивного анализа более 20 биографий выдающихся деятелей искусства и науки методом возрастной периодизации творчества.

Рефлексивно-смысловой анализ дневника (А.В.Балаева, И.Н.Семенов, 2003) показал, что он строился Н.Я.Пэрной следующим образом: выявив три фактора (частоту записей, число написанных страниц и количество “новых мыслей” за полугодие), ученый графически прослеживал их взаимосвязь с временным параметром. В случае с биографиями устанавливалась взаимосвязь временного параметра и характера продуктов творчества. В результате исследования ученым было установлено, что жизнь значительного числа людей (к анализируемой выборке автор добавил также данные других исследователей о ритмах психической жизни душевнобольных, о неравномерности психического развития детей и др.) протекает волнообразно, что проявляется в существовании особых “узловых точек”, совпадающих с годами жизни: 6-7 лет, 12-13 лет, 18-19 лет, 25-26 лет, 31-32 года, 37-38 лет, 43-44 года, 50 лет, 56-57 лет и т.д. Таким образом, среднее значение интервала, через который происходит скачок в развитии личности, равно примерно 6-7 годам. Продуктивность профессионально-творческой деятельности также зависит от обнаруженного ритма, что подтвердил анализ индивидуальных биографий выдающихся людей. Содержание научной концепции ученого, по нашему мнению, отражает многие аспекты его личностного развития, становления его как профессионала и как индивидуальности, а также является, по сути, первым теоретико-эмиприческим психолого-акмеологическим (А.А.Деркач, И.Н.Семенов, А.В.Балаева, 2005) исследованием рефлексивности индивидуального творчества.