logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности

Фомина Н.А.

Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина,

Рязань

В настоящее время проблема личности, ее индивидуальности, определяющей выполнение и совершенствование различных видов деятельности, стоит как никогда остро. Проблема индивидуальности человека широко обсуждается и в психологической, и в социологической, и в философской литературе, однако единства взглядов на сущность этого понятия, а значит его диагностику, формирование и развитие до сих пор пока нет.

Чаще всего под индивидуальностью понимают единичность, неповторимость, уникальность человека по сравнению с другими людьми ( Г.М.Гак, 1967, И.С.Кон, 1967 и др.). По мнению К.К.Платонова, индивидуальность – это «особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (в частности, свойств личности), которая делает человека и его личность единичным воплощением типичного и всеобщего». Личность всегда неповторима и, следовательно, индивидуальна. Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры (Психологический словарь, 1983, с.129), т.е. человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость (Психология. Словарь, 1990, с.136).

Следует заметить, что в последнее время ход развития научного знания и общественной практики привел к необходимости рассматривать сложные явления действительности как системно организованные объекты и явления, поэтому и в психологии не случайна тенденция к целостному, интегральному, междисциплинарному, а в конечном итоге системному исследованию мгногих феноменов, и прежде всего личности, ее индивидуальности.

Авторов различных подходов к исследованию индивидуальности объединяет идея о целостном, интегративном подходе к ее изучению. В.С.Мерлин, исходя из целостного понимания индивидуальности, определял ее как особый, выражающий индивидуальное интегральное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека (1986, с.19) и создал теорию интегральной индивидуальности – иерархически упорядоченной системы свойств всех ступеней развития материи – от физических, биохимических, физиологических, нейродинамических (свойств организма), психодинамических (свойств индивида), личностных свойств и т.д. вплоть до групповых и общественно-исторических.

Б.Г.Ананьев также видел в индивидуальности целостность, внутреннюю замкнутость свойств человека, их взаимосвязанность. По его мнению, индивидуальность относится к человеку в целом, фиксирует не просто факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта. То есть индивидуальность представляет собой сложное многоуровневое и многоструктурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое и включает несколько уровней: а) уровень индивида (пол, возраст, конституция, нейродинамические свойства, психофизиологические свойства и органические потребности, задатки и темперамент); б) уровень субъекта деятельности (когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, способности) и в) личностный уровень (статус, социальная роль, структура ценностей, мотивация поведения, характер и склонности).

По его мнению, личность – вершина всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность - глубина личности и субъекта деятельности.

Поколения выдающихся ученых (философов, психологов, педагогов и др.) убедительно показали, что личность формируется и выражается в деятельности, т.е. о психологических особенностях личности, а значит и ее индивидуальности, можно судить по ее деятельности.

А поскольку одним из важнейших видов деятельности человека является, как известно, общение с помощью речи, одним из продуктивных современных подходов к диагностике личности и ее индивидуальности, на наш взгляд, является речевая диагностика.

Следует заметить, что в психологической науке уже накоплены данные, свидетельствующие о выраженности разнообразных индивидуальных свойств субъекта речевой деятельности в продуцируемом им тексте: половозрастных, социальных, национальных признаков; особенностей мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной сфер; таких личностных характеристик, как аналитичность-синтетичность, конкретность-абстрактность, пассивность-активность, агрессивность-доброжелательность, замкнутость, экстраверсии-интроверсии, экстернальности-интернальности, различных типов саморегуляции психической активности и т.д. (Н.В.Витт, И.А.Зимняя, Т.Л.Калентьева, М.М.Смирнова, Т.Н.Ушакова, Л.А.Хараева, Н.А.Мирошкина, Е.Ю.Чеботарева и др.). Однако в большинстве из них изучаются отдельные характеристики индивидуальности личности, причем в отдельно взятых параметрах текста (главным образом, языковом и речевом).

Нами предложена и разрабатывается концепция целостного анализа проявлений личности, ее индивидуальности в речи, предполагающая системное рассмотрение свойств индивидуальности и многоуровневый, поликомпонентный анализ речи (ее собственно лингвистических характеристик и психологических компонентов речевых действий).

Изучение личности, ее индивидуальности осуществляется в рамках концепции « наиболее общих оснований индивидуальности человека» (В.Д.Небылицын, Э.А.Голубева, А.И.Крупнов, Н.С.Лейтес, В.М.Русалов и др.), согласно которой из множества частных психофизиологических и психологических характеристик индивидуальности человека можно выделить наиболее обобщенные, интегральные переменные, которые вбирают в себя некоторую множественность частных индивидуальных признаков и обобщенно выражают всю совокупность основных функций психики: активно отражать, побуждать и регулировать поведение человека. В качестве таких переменных выступают активность, направленность и саморегуляция, которые пересекают различные образования личности (мировоззренческие, мотивационно-потребностные, характер, способности и темперамент) и концентрируют вокруг себя определенный набор базовых свойств, которые наиболее полно выражают целостную сущность личности ее индивидуальность.

Свойства личности исследуются как системные образования, которые составляют функциональное единство динамических, мотивационных, когнитивных, эмоциональных, регуляторных и результативных составляющих или компонентов (А.И.Крупнов, 1990).

Продукты речевой деятельности анализируются посредством авторской методики многоуровневого, поликомпонентного анализа текста (высказывания), позволяющей анализировать лингвистические характеристики на языковом, речевом и содержательно-смысловом уровнях (по параметрам объема словаря, лексической насыщенности и вариативности, лексической и грамматической правильности, связности и усложненности высказываний, полноты отражения денотатной схемы и различных смысловых отношений, предикативной структуры), а также психологические компоненты речевых действий: мотивационный (по объективации или субъективации действий в ситуации, эгоцентрической или социоцентрической их направленности, коммуникативной ориентированности текстов), динамический (по многообразию, разнообразию и оригинальности языковых средств и действий в заданной ситуации), когнитивный (по осмысленности или простой описательности), эмоциональный (по эмоциональной насыщенности, модальности субъективно-личностных переживаний, употреблению категорий оценочности и размерности), регуляторно-волевой (по логичности, последовательности действий, их планомерности, анализу, а также самоконтролю речевому, проявляющемуся в уточнениях и усилениях мыслей) и продуктивно-результативный (по результативности, успешности речи, т.е. ее точности, содержательности, логичности, правильности и выразительности).

Реализуемый нами подход создает новые возможности идентификации индивидуальности личности по ее речи.