Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
Фомина Н.А.
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина,
Рязань
В настоящее время проблема личности, ее индивидуальности, определяющей выполнение и совершенствование различных видов деятельности, стоит как никогда остро. Проблема индивидуальности человека широко обсуждается и в психологической, и в социологической, и в философской литературе, однако единства взглядов на сущность этого понятия, а значит его диагностику, формирование и развитие до сих пор пока нет.
Чаще всего под индивидуальностью понимают единичность, неповторимость, уникальность человека по сравнению с другими людьми ( Г.М.Гак, 1967, И.С.Кон, 1967 и др.). По мнению К.К.Платонова, индивидуальность – это «особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (в частности, свойств личности), которая делает человека и его личность единичным воплощением типичного и всеобщего». Личность всегда неповторима и, следовательно, индивидуальна. Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры (Психологический словарь, 1983, с.129), т.е. человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость (Психология. Словарь, 1990, с.136).
Следует заметить, что в последнее время ход развития научного знания и общественной практики привел к необходимости рассматривать сложные явления действительности как системно организованные объекты и явления, поэтому и в психологии не случайна тенденция к целостному, интегральному, междисциплинарному, а в конечном итоге системному исследованию мгногих феноменов, и прежде всего личности, ее индивидуальности.
Авторов различных подходов к исследованию индивидуальности объединяет идея о целостном, интегративном подходе к ее изучению. В.С.Мерлин, исходя из целостного понимания индивидуальности, определял ее как особый, выражающий индивидуальное интегральное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека (1986, с.19) и создал теорию интегральной индивидуальности – иерархически упорядоченной системы свойств всех ступеней развития материи – от физических, биохимических, физиологических, нейродинамических (свойств организма), психодинамических (свойств индивида), личностных свойств и т.д. вплоть до групповых и общественно-исторических.
Б.Г.Ананьев также видел в индивидуальности целостность, внутреннюю замкнутость свойств человека, их взаимосвязанность. По его мнению, индивидуальность относится к человеку в целом, фиксирует не просто факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта. То есть индивидуальность представляет собой сложное многоуровневое и многоструктурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое и включает несколько уровней: а) уровень индивида (пол, возраст, конституция, нейродинамические свойства, психофизиологические свойства и органические потребности, задатки и темперамент); б) уровень субъекта деятельности (когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, способности) и в) личностный уровень (статус, социальная роль, структура ценностей, мотивация поведения, характер и склонности).
По его мнению, личность – вершина всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность - глубина личности и субъекта деятельности.
Поколения выдающихся ученых (философов, психологов, педагогов и др.) убедительно показали, что личность формируется и выражается в деятельности, т.е. о психологических особенностях личности, а значит и ее индивидуальности, можно судить по ее деятельности.
А поскольку одним из важнейших видов деятельности человека является, как известно, общение с помощью речи, одним из продуктивных современных подходов к диагностике личности и ее индивидуальности, на наш взгляд, является речевая диагностика.
Следует заметить, что в психологической науке уже накоплены данные, свидетельствующие о выраженности разнообразных индивидуальных свойств субъекта речевой деятельности в продуцируемом им тексте: половозрастных, социальных, национальных признаков; особенностей мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной сфер; таких личностных характеристик, как аналитичность-синтетичность, конкретность-абстрактность, пассивность-активность, агрессивность-доброжелательность, замкнутость, экстраверсии-интроверсии, экстернальности-интернальности, различных типов саморегуляции психической активности и т.д. (Н.В.Витт, И.А.Зимняя, Т.Л.Калентьева, М.М.Смирнова, Т.Н.Ушакова, Л.А.Хараева, Н.А.Мирошкина, Е.Ю.Чеботарева и др.). Однако в большинстве из них изучаются отдельные характеристики индивидуальности личности, причем в отдельно взятых параметрах текста (главным образом, языковом и речевом).
Нами предложена и разрабатывается концепция целостного анализа проявлений личности, ее индивидуальности в речи, предполагающая системное рассмотрение свойств индивидуальности и многоуровневый, поликомпонентный анализ речи (ее собственно лингвистических характеристик и психологических компонентов речевых действий).
Изучение личности, ее индивидуальности осуществляется в рамках концепции « наиболее общих оснований индивидуальности человека» (В.Д.Небылицын, Э.А.Голубева, А.И.Крупнов, Н.С.Лейтес, В.М.Русалов и др.), согласно которой из множества частных психофизиологических и психологических характеристик индивидуальности человека можно выделить наиболее обобщенные, интегральные переменные, которые вбирают в себя некоторую множественность частных индивидуальных признаков и обобщенно выражают всю совокупность основных функций психики: активно отражать, побуждать и регулировать поведение человека. В качестве таких переменных выступают активность, направленность и саморегуляция, которые пересекают различные образования личности (мировоззренческие, мотивационно-потребностные, характер, способности и темперамент) и концентрируют вокруг себя определенный набор базовых свойств, которые наиболее полно выражают целостную сущность личности ее индивидуальность.
Свойства личности исследуются как системные образования, которые составляют функциональное единство динамических, мотивационных, когнитивных, эмоциональных, регуляторных и результативных составляющих или компонентов (А.И.Крупнов, 1990).
Продукты речевой деятельности анализируются посредством авторской методики многоуровневого, поликомпонентного анализа текста (высказывания), позволяющей анализировать лингвистические характеристики на языковом, речевом и содержательно-смысловом уровнях (по параметрам объема словаря, лексической насыщенности и вариативности, лексической и грамматической правильности, связности и усложненности высказываний, полноты отражения денотатной схемы и различных смысловых отношений, предикативной структуры), а также психологические компоненты речевых действий: мотивационный (по объективации или субъективации действий в ситуации, эгоцентрической или социоцентрической их направленности, коммуникативной ориентированности текстов), динамический (по многообразию, разнообразию и оригинальности языковых средств и действий в заданной ситуации), когнитивный (по осмысленности или простой описательности), эмоциональный (по эмоциональной насыщенности, модальности субъективно-личностных переживаний, употреблению категорий оценочности и размерности), регуляторно-волевой (по логичности, последовательности действий, их планомерности, анализу, а также самоконтролю речевому, проявляющемуся в уточнениях и усилениях мыслей) и продуктивно-результативный (по результативности, успешности речи, т.е. ее точности, содержательности, логичности, правильности и выразительности).
Реализуемый нами подход создает новые возможности идентификации индивидуальности личности по ее речи.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя