Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
Филонов Л.Б.
Российский государственный социальный университет,
Москва
Комплексные исследования первоначально проводились в направлении, обеспечивающем диагностику личности. Применялись известные многомерные методики многоразового пользования (ММРI, Кэттел (16 ф.), Ейслер (19 ф.), Айзенк).
В ходе исследований обозначалась потребность в раздельном исследовании феноменов личности и индивидуальности. По этой же причине в лаборатории психологической антропологии РИК разрабатывались специальные методики, которые обеспечивали работу с индивидуальными различиями в разных сферах. В поле внимания были сферы самооценок – самовыражения, потенциалов реальных качеств, пределов мобилизации свойств, системы индивидуальных представлений и ассоциаций и др.
Пользование методиками предусматривало измерение не только отставленности от точек отсчета (средней, медианы, моды). Применялись принципы анализа приближений к крайним значением континуума («мини – макс»). Этот же принцип включал меру представленности качества в зоне максимума или минимума. Практически принимались во внимание все значения показателей, попавшие в предел отклонений (16%), или, иногда, в первую или четвертую квартили. Это значимо, поскольку соединение величин и показателей происходило «вне нормативов» и по законам девиационного поля.
Анализировались работы научных сотрудников лаборатории, изучавших явления, связанные с возникновением у человека тенденции структурирования своей индивидуальности.
Установлено, что во всех экспериментальных материалах можно было усмотреть разные элементы девиации. Поэтому девиация рассматривалась как особый фактор, действие которого необходимо выявлять во всех случаях.
Так, в экспериментах И.В. Егорова изучались изменения в самооценках качеств, которые произошли за полтора года. Выяснилось, что большая часть самооценок у каждого испытуемого варьировалась незначительно, т.е. в зоне ожидаемой нормы; меньшая часть изменялась в пределах допустимого. Но часть самооценок резко менялась у каждого испытуемого и по различным качествам. Предполагалось, что в этом случае девиация была продуктом стремлений индивида, т.е. создавалась произвольно, поскольку это происходило на фоне практически не меняющихся за этот период объективных показателей (фазы ММРI).
Тактические усиления значимости собственных качеств наблюдались в опытах И.С. Дьяченко. Усиление происходило как в сторону завышения величины качеств (демонстративные тенденции), так и в сторону занижения величин качеств (тенденции к сокрытию). Также отмечалась тенденция одновременного усиления сразу нескольких качеств, входящих в одно «семантическое гнездо». Здесь наблюдались также неоднозначные индивидуальные комбинации.
Эксперименты А.А. Ларина, поставленные для выяснения факторов, определяющих коммуникативную активность, подтвердили факт специально включаемых индивидом усилий. При этом отмечались уникальные конструкции из мотивов, свойств и качеств. Вероятно, здесь реализуется специфическая синергетика, необходимая для создания уникального комплекса.
Опыты Л.М. Ганьшиной определили целесообразность «включения» индивидом «психологической напряженности», которая отличалась от обычной психической напряженности. В соответствии с концепцией Л.М. Ганьшиной индивид вначале составлял свой собственный «желаемый облик» из предпочитаемых им качеств. Затем он начинал «подтягивать» к этому «облику-образцу» свои «слабые» качества. Существенно то, что он делал это за счет использования потенциалов других своих качеств, искусственно их «выключая». Здесь имеет место не простое перераспределение акцентов. Усиление или ослабление качеств всегда связано с «выходом» за грани нормы и ее пределы. Значимо, что «замыкание» вновь образовавшихся качеств всегда происходит в «зонах девиации».
Результаты исследований Т.Г. Дюбиной дают возможность сделать заключение о том, что само рассогласование между величинами реальных качеств и величинами, зафиксированными в представлениях о собственных качествах (реализующихся в их презентациях) является специфическим механизмом. Этот механизм обеспечивает возможность, ориентируясь на рассогласование, регулировать и комбинировать разные по силе тенденции. Когда рассогласование определяется как приближающееся к полюсам («мини – макс»), т.е. когда достаточно основательно отстранены друг от друга сопоставляемые компоненты, - это создает дополнительный потенциал для последующих действий. Именно это дает возможность разделять и отделять отдельные компоненты, обеспечивая им границы в представлениях. Лишь после этой операции человек, стремящийся к созданию уникальной, отличающейся от всех стандартов конструкции, может обрести эту возможность. Основа концепции Т.Г. Дюбиной заключается в том, что только разделение путем рассогласования может обеспечить свободу перекомбинации.
Таким образом, девиация выступает как инструмент, которым человек пользуется для того, чтобы: а) выделить и усилить отдельные компоненты, значимые для создания собственной уникальности; б) создать наборы, используя созданное им «выступание» отдельных качеств и тем обеспечить себе возможность создать из них оригинальную собственную композицию.
Практически работа с факторами девиации – начальный шаг по созданию самой возможности конструирования индивидуальности в самом начале. В последствии, после оперирования компонентами, выделившимися в связи с девиациями, можно создавать уже индивидуальные конструкции. Поле девиации выступает как предпосылка для последующего упорядочения всех «выступающих» компонентов.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя