П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
В психологической традиции сформировано несколько подходов к пониманию индивидуальности. В рамках одного, данный термин используется при анализе индивидуальных различий, т.е. понимается как своеобразие психологических свойств человека, единичное и неповторимое. В другом случае, при анализе иерархической организации психики человека, индивидуальность выступает как высший уровень, т.е. понимание как целостности и как принципиально нового образования, включающего различные аспекты, в том числе и ценностные ориентации.
Несмотря на многочисленные исследования ценностей, ценностных ориентаций, а также межличностных отношений многими отечественными и зарубежными учеными в философском, социологическом и социально-психологическом аспектах, остается актуальным исследование проблемы взаимосвязи ценностной ориентации и межличностных отношений в системе образовательной психолого-педагогической практике.
Актуальным остается исследование не столько самих понятий, сколько исследование их взаимосвязи. Именно «взаимосвязь способствует пониманию мотивационно-целевых особенностей отношений человека, объясняя их его личностными (терминальными) ценностями, обеспечивающими функционирование в межличностном пространстве» (Массон Г.В., 2004).
Необходимость в рассмотрении проблемы заключается в связи с современными социально-экономическими, а также информационно-технологическими преобразованиями, изменившими социально-культурную и духовно-нравственную жизнь людей их ценностей, ценностные ориентации и межличностные отношения, особенно у подрастающей молодежи. В связи с этим «возрастает потребность в воспитании у подрастающего поколения новых ценностей, обусловленных требованиями современного общества и обеспечении гармонизации отношений с действительностью и самореализации в различных видах жизнедеятельности» (Давыдова С.Д., 2004).
Ценности в жизни каждого человека и в жизни общества играют важную роль в ориентации, направлении и регулировании отношений проявляющихся в межличностных взаимодействиях. Ценностные ориентации многими отечественными исследователями (Ананьев Б.Г., Асташева Н.А., Бобнева М.И., Здравомыслов А.Г., Зотова О.И., Залесский Г.Е., Круглов Б.С., Непомнящая Н.И., Рогов В.И., Слободчиков О.Н., Шорохова Е.В., Ядов В.А. и др.), рассматривались как ось сознания, важнейший элемент внутренней структуры личности, который концентрирует жизненный опыт индивида, представляет систему переживаний, позволяет отделить значимое от несущественного. Также подчеркивается важность вузовского этапа становления личности, сензетивность этого периода развития личности молодого человека к формированию у него ценностных ориентаций, установок, личностных особенностей, мотиваций, направленности личности, интеллекта и т.д.
Будущее молодых людей имеет много вариантов дальнейшего развития, в конечном счете, будет зависеть от тех ценностей, ценностных ориентаций, которые будут определять процесс того или иного решения. Это будет зависеть и от того, насколько мы четко осознаем и сможем предвидеть изменения в целостной структуре ценностей, регулирующих межличностные отношения. «В изменившейся социальной ситуации человек стремиться выработать и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться. Процессы самоопределения обеспечивают ориентацию личности в своем жизненном пространстве – целях, средствах, ценностях»(Малисова И.Ю., 1994).
Студенческий возраст является сензитивным для духовного развития личности, поскольку в этот период вступает в противоречие накопленный в предшествующие этапы духовной жизни опыт, с одной стороны, и необходимость решительного жизненного самоопределения – с другой, для которого довузовский опыт оказывается недостаточным в связи с недостаточной рефлексивной способностью, не полной адекватностью предшествующего опыта, не всегда зрелой социальной активностью, не до конца сложившимся представлением о смысле жизни и лишь потенциально заложенными возможностями духовного роста (Коваль Н.А., 1996).
Поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогического процесса должно заключаться в воспитании у современного, эгоцентрически настроенного молодого поколения тех моральных, духовно-нравственных ценностей входящих в структуру личности и особенно в межличностные отношения, формирующие такие качества как взаимоуважение и взаимопонимание.
Вышеизложенное позволяет сформулировать проблему нашего исследования, заключающуюся в выявлении взаимосвязи ценностных ориентаций и межличностных отношений в процессе воспитания у молодых людей студенческого возраста, расширении и углублении знаний теории ценностных ориентаций, использовании адекватных методов их исследования и использование в психолого-педагогической практике.
СТИЛЬ САМООБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
КАК ФЕНОМЕН ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
Краснянская Т.М.
Таганрогский гос. радиотехнический университет,
Таганрог.
Понятие «стиль» используется для обозначения индивидуального способа взаимодействия с предметами, субъектами и просто способа решения жизненных задач. Стиль самообеспечения безопасности, в нашем понимании, это система стабильно проявляющихся способов и приемов самообеспечения субъектом своей безопасности, сочетающая рациональное расходование соматических и энергоинформационных ресурсов. Самообеспечение безопасности представляет собой сложную поведенческую структуру, предполагающую оценку субъектом ситуации; выбор стратегии и тактики по отдельным вопросам и по организации жизнедеятельности в целом, принятие решений о реализации каких-либо действий; осуществление контроля над различными аспектами собственного бытия; установление разновекторных взаимоотношений в социуме; регуляцию информационных потоков и пр. Стиль самообеспечения безопасности организует и структурирует все поведенческие проявления индивидуальности.
Проживая в уникально-неповторимом социуме, субъект испытывает столь же уникальный спектр угроз (реальных, мнимых, потенциальных) безопасности, что заставляет его предпринимать в соответствующем направлении ряд усилий по их нейтрализации. Каждый выстраивает подобные действия, исходя из воспринимаемых особенностей ситуации и своих возможностей в связи с ними. Наряду с возможностью выработки стандартов безопасности для отдельных сфер жизни разных социальных групп, невозможно общо говорить об универсальном для всех стиле самообеспечения безопасности; эффективное решение данной проблемы достижимо при разработке индивидуального стиля самообеспечения безопасности.
Необходимо отметить, что доминирование того или иного стиля обусловливается многими субъективными факторами: морфофункциональными и нейродинамическими особенностями, свойствами темперамента, волевыми качествами, способностями, устойчивостью к неблагоприятным состояниям, когнитивными стилями и т.д. (Климов Е.А., 1969; Адлер А., 1970; Волков И.П., 1973; Небылицын В.Д., 1990; Афанасьев В.Г., 1977; Русалинова А.А., 1980; Журавлёв А.Л., 1983; Мерлин В.С., 1996; Дорфман Л.Я., 1998; Либин А.В., 2000; Толочек В.А., 2000; Берулава Г.А., 2001; Холодная М.А., 2002). В проведенном нами исследовании выявлена обусловленность стиля самообеспечения безопасности такими индивидуально-психологическими характеристиками как личностная тревожность и общая интернальность. Установлено, что испытуемые, имеющие высокий уровень личностной тревожности, предпочитают старые способы поведения в экстремальной ситуации, проявляют при этом высокую активность, стараются охватить как можно больше сторон своей безопасности, склонны к построению негативной картины мира, ориентированы на профилактику своей безопасности; испытуемые с низким уровнем личностной тревожности в своём большинстве придерживаются противоположных позиций. Испытуемые, имеющие высокий уровень субъективного контроля, в большинстве ориентированы на действия по самообеспечению безопасности непосредственно при её нарушении, не боятся расширять своё взаимодействие с миром и контактировать с экстремальной ситуацией, имеют позитивное видение мира; испытуемыми полярной группы проявляются противоположные стили самообеспечения безопасности.
Возникает вопрос, что перспективнее изменить – ситуацию (внешние обстоятельства) или стиль самообеспечения безопасности (себя), если наблюдается снижение эффективности избранного субъектом стиля безопасности. С одной стороны, лучше изменить ситуацию, т.к. стиль самообеспечения безопасности выражает собой некоторую совокупность личностных черт субъекта. Стиль характеризуется устойчивостью, обусловленной индивидуально-психологическими особенностями. Изменение стиля – дело непростое, требующее времени и определённого усилия над собой. Поэтому быстро приспособиться к новой ситуации за счёт выработки нового стиля как устойчивого психологического образования не удастся. Если же он постоянно изменяется, то это уже тактика руководства, а не стиль. С другой стороны, в ряде случаев изменить ситуацию также представляется достаточно трудным и не всегда возможным делом, так как она может быть связана с постоянными факторами, не зависящими от воли человека. Вероятно, необходима перестройка в оптимальном для конкретного случая объёме стиля самообеспечения безопасности по определённым параметрам реализующейся ситуации.
Существуют два пути формирования стиля – стихийный и целенаправленный. Первый путь – это формирование стиля под влиянием индивидуальной склонности выполнять деятельность каким-либо способом. Данная возможность представляет полуосознанный путь формирования стиля личной безопасности. Стихийный путь формирования стиля происходит в наиболее лёгкой для субъекта форме, строясь, по большей степени, на самых естественных для его типологических свойств, проявлениях, способах реагирования на опасную ситуацию, обеспечивающих при этом наибольший эффект безопасности. Стихийное формирование стиля безопасности может строиться под влиянием двух факторов. Первый – это положительное подкрепление, закрепляющее и превращающее в стиль именно те особенности поведения, которые наиболее часто востребованы в реальной жизни или деятельности. Очевидно, что подобное формирование стиля безопасности обеспечивает постепенное овладение человеком эффективным набором индивидуальных приёмов реагирования на индивидуально-специфический спектр угроз. При возникновении какой-либо новой опасности его первая реакция не всегда может быть достаточно эффективной, чтобы отразить неожиданную по своей новизне опасность. Второй – отрицательное подкрепление, вызывающее подавление или торможение проявлений человека, оказывающихся мешающими, вредными или социально порицаемыми. Положительный эффект отрицательного подкрепления основан на нейтрализации приёмов достижения безопасности, утративших свою практическую значимость. Наряду с этим, отрицательному подавлению не всегда подвергаются реально не эффективные, утратившие значение для безопасности субъекта способы реагирования, зачастую это подавление вызвано их общественной опасностью или культурными стереотипами, порицающими возможность их проявления. Важной особенностью функционирования обозначенных факторов является их эффективность только при неоднократной воспроизводимости.
Второй путь формирования стиля предполагает сознательную работу над организацией самообеспечения безопасности через целенаправленное регулирование поведенческих проявлений. Он основан на использовании и максимальном развитии тех преимуществ, которые определяются реализацией присущих субъекту индивидуально-типологических особенностей, и создании компенсаторных механизмов, позволяющих снизить неблагоприятные, мешающие достижению личной безопасности проявления типологических свойств. Целенаправленное формирование стиля самообеспечения безопасности может осуществляться как развитие, тренировка, упражнение некоторых качеств, не свойственных проявлениям тех или иных типологических черт, однако, такая выработка стиля самообеспечения безопасности не должна приводить к нежелательным последствиям – психической и физической напряжённости, тревожности и пр. В отличие от стихийного формирования стиля, сознательное формирование стиля самообеспечения безопасности не требует многократной повторяемости.
Выделяются три варианта соотношения способа выбора стиля самообеспечения безопасности и эффективности достигаемого при этом результата: а) стиль самообеспечения безопасности выбирается по склонности, но вопреки требованиям реальности; он отражает собой попытку приспособления обстоятельств к человеку; при этом безопасность может быть низкой и не исключает потери; б) стиль самообеспечения безопасности выбирается исходя из целесообразности (с учётом ситуации и имеющегося у субъекта потенциала); в этом случае он отражает приспособление человека к реальности (эффективность безопасности может возрастать, но человек на первых порах испытывает напряжение, дискомфорт); это бывает, при навязывании стиля вопреки индивидуальным склонностям; в) стиль выбирается по индивидуальным склонностям и не вступает в противоречие с требованиями ситуации; это оптимальный случай, обеспечивающий высокий уровень безопасности и отсутствие лишнего напряжения субъекта, что возможно, когда стиль самообеспечения безопасности опирается на особенности индивидуальности и адекватную картину мира. В целом, стили придают стратегиям и тактикам самообеспечения безопасности индивидуальное своеобразие.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя