Индивидуальность как основная причина личностного развития
Кравченко А.А.
Государственный университет-Высшая школа экономики,
Москва
Сегодня большинство психологов согласны с тем, что личность – это субъект отношений и сознательной деятельности, субъект, обладающий устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих его не только как представителя HomoSapiens, но и как члена того или иного общества. Личность – есть результат развития. Однако личность не просто результат биологического созревания или матрица специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого происходит развитие индивидуальности и индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.
В современных учебниках по психологии чаще всего в структуре личности выделяются такие индивидуальные черты как темперамент, характер, мотивация. Совокупность психологических особенностей качеств личности (индивидуальность) не только определяет её направленность, но и отвечает за специфику её «движения» по линии направленности. Если учесть то, что основная функция психики – это опосредованная адаптация организма к условиям окружающей среды и то, что направленность личности соответственно не может противоречить этой функции то становиться понятно, откуда появляются границы развития личности. Достаточно часто эти границы определяют доминирование мотива избегания неудачи над мотивом достижения. Однако случается и так, что индивидуальные черты позволяют личности рисковать. Это в итоге приводит к тому что границы, о которых было сказано выше размываются, что говорит о более дальних по сравнению с чёткими границами перспективах развития. При этом их наличие ещё не свидетельствует о том, что личность поднимется до максимально возможного для себя уровня.
Для реальных достижений в развитии помимо перспектив необходимо наличие ещё как минимум двух условий: наличие определённого интеллектуального уровня а так же необходимого уровня развития комплекса волевых способностей. Первое необходимо для того, чтобы из всего разнообразия перспектив выбрать наиболее актуальные и интересные, поставить цели, разбить их на задачи. Второе необходимо не только для того чтобы начать «движение», но и для того, что бы поддерживать его в нужном темпе и в нужном направлении, относительно безболезненно и с максимальным опытом и другой выгодой для себя обходить все препятствия. Само собой разумеется, что мотивы, интеллект и волевые качества при работе личности над собой действуют сообща, постоянно дополняя, поддерживая и замещая друг друга. Тема единого психофизиологического комплекса особенностей, свойств, качеств необходимых личности для развития встречается в трудах С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской, В. И. Морсановой и других корифеев отечественной психологической науки.
Личностный рост – это тяжёлая работа человека над собой. Работа у которой в принципе нет завершения. Эта работа не мыслима без ошибок, провалов и тупиков. Все препятствия тяжело переживаются, но их преодоление одновременно является и источником большой радости. Последний факт указывает нам на рефлексию – ещё одну обязательную составляющую личностного роста. Эта составляющая необходима для того, чтобы оценивать истинные итоги каждой отдельной задачи, цели и всей выполненной работы в целом.
Выше было сказано, что работа личности над собой не может быть завершена окончательно никогда. Это не совсем так. Личность может достигнуть максимума развития, но когда мы говорим о пределе мы не имеем в виду некий максимальный уровень который находится за границами реального социума, в мире идеальных представлений о душевных качествах лучших среди смертных, в мире, который А. В. Петровский называет царствием небесным. Понятно, что такой уровень в полной мере не для одного человека недостижим. Мы говорим о том, что для каждой личности существует свой собственный, индивидуальный максимальный уровень, который либо дан ей изначально (ситуация чётких границ) либо формируется со временем (ситуация размытых границ).
В первом случае выходит, что чем уже границы развития, существование которых является следствием наличия индивидуальных черт, тем меньше надо совершить работы для достижения максимума развития. При этом можно встретить такой случай, когда максимум развития был, достигнут личностью не в процессе работы над собой, а просто в процессе её существования без особой фиксации внимания на собственных достижениях.
Во втором случае, когда границы определяются только в процессе накопления опыта, личность должна совершать работу все-таки, во-первых, для момента появления границ, а во-вторых, для момента достижения максимума, который может быть самоцелью, а может является итогом имеющей значение работы направленной на накопление опыта, а значит и на повышение личностного уровня. Фактически перед личностью стоит двойная задача и работа соответственно тоже должна проводится двойная. Две задачи решаются параллельно друг другу. В этой ситуации возможен вариант когда личность не только не добьется своего максимума, но и не узнает (не почувствует), что это был за максимум.
Тут справедливо задать вопрос о том, как личность узнаёт о том, на каком уровне она есть и о том на какой уровень она может подняться в течение своего существования. Ответы на эти вопросы человек получает по итогам рефлексии. Для него достаточно надёжными показателями в первую очередь являются самовосприятие (с самооценкой) и уровень субъективного благополучия. Положительное восприятие себя и постоянно повышающийся уровень субъективного благополучия есть субъективные доказательства успешно проходящей адаптации. С их появлением у личности возникает больше возможностей для дальнейшего развития, хотя чаще всего именно с этого момента развитие личности стабилизируется, а возможно и начинает свой регресс.
Начиная доказывать право на существование своей индивидуальности, личность одновременно начинает развивать свою индивидуальность. В момент же доказательства этого права себе индивидуальность начинает исчезать. Для личности возникает дилемма: с одной стороны развитие индивидуальности и продолжение работы над собой, с другой, покой с простым созерцанием действительности и принятием своего Я таким, каким оно есть.
Данная дилемма обязательна к решению для всех, однако окончательно решаться она может на разных этапах существования личности, в разных психологических возрастах. Всё опять же зависит от комплекса его индивидуальных черт и личного жизненного опыта. Особый интерес для науки и практики представляют ситуации, когда при наличии всего необходимого дилемма развития не решается и личность оказывается в «подвешенном» состоянии. Человек в силу своего предшествующего развития уже не способен на изменение той ситуации, которая является для него стрессовой. Он также не может изменить и своё отношение к ней. В психологической практике также клиенты стали встречаться всё чаще. При этом все способы помощи человеку, попавшему в неё пока малоэффективны, так как точно причины неразрешимости конфликта формирующегося на базе проблемы развития изучены не достаточно хорошо. Одни представители науки видят ответ в необратимости физиологических изменений, другие в глубинных психологических конфликтах. Третьи пытаются искать ответ на стыке психологии и физиологии. Сегодня чёткая уверенность есть только в одном, в том что вопрос о конфликте развития требует дальнейшего изучения.
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя