Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
Михалкин С.О.
Государственный университет – Высшая школа экономики,
Москва
Явление суицида издавна считается одной из самых загадочных проблем психологии человека. Объяснить это мрачное явление пытались разные теории, связывая его, например, с экономическими или социокультурными факторами. Сейчас становится ясно, что причины самоубийства, как правило, намного сложнее и их нельзя объяснить с позиций лишь одной из теорий. Потеря работы, смерть близкого человека, несчастная любовь, травля в прессе, сотни других событий в жизни человека – они могут переплетаться, накладываться друг на друга, в конечном счете доводя личность до той грани, за которой уже нет места жизни.
Хотя проблема суицида всегда была актуальна для человечества, но в последние десятилетия наметилась определенная тенденция, которая уже не просто вызывает опасения, а заставляет медиков и психологов по всему миру бить тревогу. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, количество смертей от суицида за последние 50 лет увеличилось в среднем примерно в 1,5 раза, а среди мужчин – почти в 2 раза. При этом самоубийцы постепенно “молодеют”: если в 1950 г. на возрастную категорию от 5 до 44 лет приходилось 40% суицидов, то в 2000 г. эта цифра составила уже 55%. ВОЗ прогнозирует, что к 2020 двумя ведущими причинами смертности станут сердечно-сосудистые заболевания и самоубийства. Еще более актуален феномен суицида в нашей стране, где после развала СССР и тяжелого периода 90-х статистика суицидов подскочила в 1,5 раза всего за 10 лет с 1990 г. по 2000 г. В 2002 г. наша страна занимала второе место в мире после Литвы по относительному показателю самоубийств (число суицидов на 100 тыс. чел.) с результатом в 38,7. Высоко число добровольных смертей и в российских Вооруженных Силах, где за прошлый год в результате этого погибло 276 военнослужащих.
Таким образом, тенденция к увеличению числа суицидов в мире и, особенно, в нашей стране требует современных методов борьбы с этим опасным явлением. В частности, очень важной представляется профилактика суицида в плане определения пресуицидального состояния человека, которое при стечении определенных обстоятельств может закончиться суицидальной попыткой. Иными словами, необходим метод, который позволит определять людей с высокой склонностью к самоубийству.
Одним их таких методов как раз и является тест нового типа “Зеркало”, разработанный Лебедевым А.Н. Под новым типом подразумевается его универсальность, в частности, при помощи этого теста удавалось с высокой точностью предсказывать академическую успешность студентов, а также их профессиональную направленность. Было сделано предположение, что “Зеркало” эффективно сработает и в плане диагностики суицидов.
Суть “Зеркала” такова. Сначала для сбора данных используется сам тест. Он очень прост и не требует много времени для прохождения – надо лишь оценить выраженность у себя 51 качества по 6-бальной шкале от 0 до 5, например общительность, скромность, уверенность, активность и т.д. Затем собранные данные сортируются и разбиваются на соответствующие противопоставленные друг другу группы испытуемых, которые подвергаются сравнению с использованием компьютерных программ, созданных Лебедевым А.Н. Результатом этих сравнений являются регрессионные уравнения, содержащие наиболее значимые предикторы интересующего нас явления. Полученные уравнения, в итоге, можно применять по отношению к выборке испытуемых, у которых необходимо получить прогноз выраженности соответствующего психического свойства.
В ходе исследования, проводившегося нами в течение нескольких месяцев, были протестированы более 400 человек, в том числе около 300 из них отвечали анонимно в Интернете, а около 50 ответов было получено во время работы со спортсменами в научно-методическом отделе МГФСО под руководством проф. Мартиросова Э.Г. Благодаря тому, что Интернет-опрос проводился на тематических ресурсах, посвященных суициду, удалось получить ответы от нескольких десятков самоубийц, выживших после неудачной попытки и снова желающих покончить с собой, а также от людей, страдающих тяжелой формой депрессии, но еще не предпринимавших попыток суицида. В ходе дальнейшей обработки их ответы были противопоставлены ответам противоположных по отношению к самоубийцам групп людей (оптимисты, спортсмены). Во всех случаях были получены высокие корелляции уровня приблизительно 0,7 (при 5% уровне значимости). При этом по два предиктора сохраняли свою устойчивость и у самоубийц, и у депрессивных и стабильно получали самый высокий вес в каждом регрессионном уравнении. Но что самое важное – эти предикторы вышли разными. У депрессивных испытуемых наиболее значимыми оказались активность и способность к обучению, а вот у самоубийц это были спортивность и спокойствие. Как Вы можете догадаться, все эти качества шли с отрицательным знаком, то есть испытуемые их оценивали у себя крайне низко. После этого уравнения, полученные на парах самоубийцы – оптимисты и самоубийцы – спортсмены сравнивались на предмет того, какое из них эффективнее может предсказывать депрессию и суицидальный риск. Была произведена слепая проверка студентов и депрессивных, которые не входили в состав обучающей выборки. В итоге коэффициент корелляции между действительностью и прогнозом компьютера оказался равен 0,3 при критическом уровне в 0,2. Если же брать слепую проверку в выборке самоубийцы – оптимисты (когда уравнение вырабатывалось на одной половине, а на другой проверялось вслепую), то эти цифры составили 0,43 и 0,26 соответственно. Наконец, последняя проверка производилась на выборке самоубийцы – депрессивные. Компьютер смог разделить и их, при этом коэффициент корелляции был равен 0,5 при критическом уровне в 0,31.
Это позволяет говорить о том, что с помощью “Зеркала” можно не только выявлять депрессию, но и прогнозировать склонность к реальному осуществлению суицидальных намерений. Следовательно, регрессионные уравнения, полученные на самоубийцах и депрессивных, могут быть использованы в реальной практике для профилактики самоубийства. К примеру, можно проводить периодическое тестирование “Зеркалом” военнослужащих, а также призывников при прохождении комиссии в военкоматах, дабы определить наиболее неустойчивых к суициду лиц и не брать их на службу вовсе, либо определить условия службы, исключающие ношение оружия. Данная методика также может быть применена и в школьной практике для профилактики подростковых самоубийств. Можно привести и другие примеры, но смысл, я думаю, Вам ясен. Таким образом, тест “Зеркало” – очень перспективная методика в плане диагностики пресуицидального состояния, которая уже в скором времени может начать применяться в реальной жизни.
На этом мой доклад окончен. Уважаемые коллеги, большое спасибо Вам за внимание. Прошу всех желающих участвовать в обсуждении и задавать интересующие Вас вопросы.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя