Идентичность или принадлежность?
Лачашвили Р.А.
АНО Научно-методический центр «Школа нового поколения»,
Москва
Идентичность личности справедливо относят к важнейшим составляющим индивидуальности, однако содержание этого понятия и его употребление часто вызывают дискуссии. У нас оно появилось как перевод-калька английского слова identity (которое некоторые переводчики переводят какличностное своеобразие). По определению
Э. Эриксона, идентичность - это осознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности, несмотря на изменения и развитие. Со временем объем понятия существенно расширился, и сейчас часто встречаются такие словосочетания, как социальная, этническая, национальная, организационная идентичность. По мнению
В. Малахова, «авторы, заявившие себя "специалистами по идентичности", с легкостью перескакивают с индивидуально-психологического насоциально-культурныйуровень, не замечая логической абсурдности совершаемых ими понятийных подмен».
Авторы теории социальной идентичности и категоризации Г. Теджфел и Дж. Тернер предложили парадигму, основанную на оппозиции социальной и личностнойидентичности, что представляется неверным: социальная идентичность должна рассматриваться какчастьличной, поскольку тождественность себе вчерашнему включает в себя сохранениевсех составляющих Я-концепции, включая представления о своей принадлежности к той или иной группе. Более адекватной представляется оппозиция «принадлежность – обособленность». Принадлежность можно практически считать синонимом идентичности, в чем можно убедиться, если «вычесть» из определений идентичности принадлежность как ее смысловую составляющую.
Диада «принадлежность – обособленность» хорошо отражает диалектику архетипической потребности человека в принадлежности к группеи потребности вобособленности, одно из проявлений которой - известная «норма одиночества». Появляется возможность вместо полисемичной и многозначной «идентификации», которой придается совершенно различный смысл в юриспруденции, информатике, психологии и социологии, рассматривать поддающийся структуризации процесс определения субъектом своей принадлежности к определенной референтной группе. Результат этого процесса - социальное представление о совместной деятельности субъекта с этой группой – начиная с семьи и кончая человечеством (с которым субъекта обычно объединяет, в первую очередь, его профессиональная деятельность).
Свойства этого представления хорошо согласуются со свойствами отношения принадлежностив аппарате алгебры логики и теории множеств - в отличие от идентичности, которой соответствует отношениетождества, обладающее свойствами симметрии и транзитивности, которыми не может обладать социальная идентичность.
В конце ХХ века Л.Заде предложил обобщение теории множеств на случай, когда субъект, выполняющий роль эксперта, вместо классического («да - нет» или «1 - 0») ответа на вопрос о принадлежности элемента множеству может ответить, например, так: «принадлежит на 70%». В таких случаях граница множества «размывается», и принадлежность к этому множеству различных элементов описывается не одним из двух значений логической переменной «Истина – Ложь», а функцией принадлежности, значения которой могут изменяться в интервале [0,1].
Такие множества получили название размытыхилинечетких(fuzzy), а их аппарат можно использовать для случаев, когда субъект оценивает свою принадлежность одновременно к нескольким социальным группам (как, например, в нескольких исследованиях Левада-центра).
Для выявления представлений субъекта можно попросить его оценить (в процентах), насколько значима для него принадлежность к семье (родительской и собственной), профессиональному сообществу, городу, профессии, коллективу сослуживцев, этносу, нации, конфессии, человечеству, другим группам - по выбору. Далее, суммируя полученные значения и нормируя их на полученную сумму, можно получить функцию принадлежности, к которой применим весь аппарат теории размытых множеств.
Потребность «принадлежать к чему-то большему, чем ты сам», как естественную для каждого человека, отмечали многие авторы – от Марка Аврелия до А. Маслоу и
Дж. Сороса. И родительская семья – первая группа, которая удовлетворяет эту потребность через повседневную совместную деятельность. Именно в этой деятельности ребенок как новый член группы усваивает принятые в семье нормы и правила поведения, язык (вместе с определяемыми им фильтрами восприятия и правилами интерпретации), приучается к важнейшим ритуалам повседневности.
Через участие в совместной деятельности усваиваются ценности данной группы и стоящие за ними базовые предположения о мироустройстве: таким образом происходит приобщение к культуре группы - акккультурацияилисоциализация.
Результатом социализации для индивида является формирование и развитие габитуса: согласно П. Бурдье, габитус есть «совокупность предрасположенностей поступать, думать, оценивать, чувствовать определенным образом; инкорпорированная история индивида и группы, к которой он принадлежит; регулярное социальное поведение, которое нельзя удовлетворительно объяснить ни обращением к правилам,…ни с помощью терминов грубой причинности».
Габитус в таком понимании можно считать системой социальных представлений о культуре всех групп, принадлежность к которым значима для индивида. Помимо того, что это описание хорошо отображает множественность принадлежности, оно отражает историко-культурный механизм ее формирования: габитус предстает как последовательное наслоение тех культурных «отпечатков», которые оставляет после себя каждая из состоявшихся социализаций.
Вариативность такого подхода выгодно отличает его от реифицирующей ригидности парадигмы социальной идентичности, заменяющей изменчивое распределение значимости референтных групп набором застывших ярлыков-идентификаторов.
«Овеществление» представлений субъекта жестко фиксирует его категоризацию, что позволяет не только упрощенно моделировать его, но даже предписывать ему соответствующие образцы принятия решений и поведения.
К сожалению, выводы, полученные таким путем, находят применение, например, в политологии, где аффективные компоненты концепта «идентичность» используются некоторыми постсоветскими национальными элитами для того, чтобы выдавливать из социума представителей нетитульных этнических групп под предлогом маргинальности, якобы присущей им как следствие множественной языковой идентичности.
Заменив имманентно противоречивый концепт «идентичность» на концепт «принадлежность», можно получить такие логичные и адекватные словосочетания, как этническая, языковая и национальная принадлежность, корпоративная и организационная принадлежность и др.
Такая замена дает субъекту адекватную логико-лингвистическую основу для самоосознания и рефлексии своей деятельности. В частности, осознав принадлежностьк некоторой группе, субъект получает возможность создать представление о своемпредназначениикак члена этой группы. Это позволяет ему заниматься не только рефлексией, но и проектированием собственного жизненного пути.
Практика работы в средней школе показывает, что содержание понятия «принадлежность» однозначно воспринимается и успешно используется в работе с учителями, родителями и учащимися, тогда как понятие «идентичность» нуждается в разъяснениях, шансы на успех которых, как правило, невелики.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя