Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
Давиденко Н.В.
Московский психолого-социальный институт,
Москва
Исследование пространственно-временной ориентации учащихся и ее роли в процессе учебной деятельности невозможно без осмысления уровня теоретической и практической разработанности вопросов в этой области. В рамках системы обучения индивидуальность ребенка проявляется в различных аспектах. Актуальным является выявление индивидуальных особенностей пространственно-временной ориентации в отдельных возрастах, ее проявлений и значимости в учебной деятельности, в формирование различных пространственно-временных императивов, отражающих реальность объективного мира, а так же в овладении представлениями о собственном хронотопе. Таким образом, развитие пространственно-временной ориентировки можно рассматривать как необходимую предпосылку формирования и развития личности, эффективности ее деятельности в различных сферах жизни.
Различение и обобщение пространственно-временных отношений между воспринимаемыми объектами среды является сложным процессом, включающим собственно перцептивное, т.е. непосредственно-чувственное отражение определенных связей между объектами, которое в дальнейшем связывается с мышлением и сознанием. Взаимосвязь времени и пространства основана на представлении о времени как мере изменения информации о пространстве. В рамках психофизиологии и психологии достаточно изучены временные и пространственные особенности динамики протекания психических процессов. В ходе исследований оценивалось время психических реакций (как простых, так и реакций выбора), как постоянные компоненты ощущений и восприятия, связанные с их модальностью подобно качеству и интенсивности.
Известно, что субъективное представление о длительности настоящего времени у человека складывается под влиянием сложного взаимодействия осознанных и неосознаваемых факторов окружающего и внутреннего пространственно-временных континуумов (Ухтомский А.А.,2000; Элькин В.И.,1985; Уинфри А.Т., Моисеева Н. И.1997 и др.) Изменчивость структуры и параметров внутреннего и внешнего пространств, воздействия факторов различной сенсорной модальности на рецепторы живого организма обусловливают вариативность оценки длительности настоящего. В силу индивидуальной вариабельности психофизиологических особенностей личности человека наиболее важными для восприятия времени являются особенности сенсорной межполушарной асимметрии, тип ведущей сенсорной системы и психоэмоциональный статус личности. В 1981г. И.Н.Брагиной и Т.А. Доброхотовой была выдвинута гипотеза обусловленности феномена межполушарной асимметрии и ее индивидуальных особенностей типом восприятия пространственно-временного континуума. Сенсорные воздействия, имеющие информационное наполнение, могут влиять на индивидуальное чувство настоящего. Последнее, принято оценивать по длительности субъективной (индивидуальной) минуты (ИМ) как модели настоящего времени при отсчете ее обследуемым.
Следует отметить, что индивидуально-типологические особенности, такие как функциональная асимметрия мозга (ФАМ), которая образует профиль латеральной организации психических функций, вносят свою специфику в восприятие пространства и время. Функциональная асимметрия больших полушарий в оценке времени, в силу сопряженности пространства и времени, должна быть взаимосвязана с другими видами асимметрии мозга (сенсорными, висцеральными, моторными), однако закономерности этих взаимодействий практически не исследованы.
В контексте исследования особенностей пространственно-временной ориентации в онтогенезе, а именно, в младшем школьном возрасте, наибольший интерес представляет динамика переживания временных отношений в жизненном цикле. Это предполагает соотнесение понятий «психологический возраст» и «временная перспектива», которые мало исследованы в детском возрасте.
Исследования, проведенные под руководством Ананьева Б.Г., доказали что в процессе школьного обучения важным условием усвоения знаний, умений и навыков является «чувство времени», которое следует относить к темпоральным характеристикам школьников. При этом значимым является формирование на основе знания временных эталонов, переживания длительности временных интервалов, что проявляется в оценке параметров времени собственной деятельности. К темпоральным характеристикам детей младшего школьного возраста следует отнести ориентировку в своих личных временных данных, например, дата рождения, в какое время года, а также ориентировку в текущем времени, последовательности времен года и месяцев.
Своевременное и адекватное формирование понятий о времени у ребенка чрезвычайно важно, в школе, в частности, оно составляет необходимую предпосылку развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также условие, обеспечивающее познавательную деятельность в целом. Легче дается детям ориентировка во времени, чем освоение временных представлений и понятий. Это связано с процессом становления речи, со спецификой словарного запаса и грамматического строя речи ребенка. Особая роль в этом процессе отводится освоению специальной терминологии. Ее формирование очень тесно связано с усвоением тех обозначений и измерений мер времени, которые существуют у человека (времена года, время суток, месяц, год, неделя, час, минута). Развитие временных представлений и ориентировка во времени связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей. Если не проводить специальную работу по формированию временных представлений, то это приведет к тому, что получаемые детьми сведения об отдельных временных обозначениях остаются на поверхности детского сознания, не раскрывают временных отношений. Так, многие дети шести-семи лет не могут назвать последовательность дней недели, не соотносят месяцы с сезонами года и датами знакомых им праздников, не знают причинной зависимости времен года. Подобная несформированность была выявлена в нашем исследовании, особенно у детей 2-го, 3-го и 4-го классов, при определении ориентировке в пространстве и времени, в некоторых своих личных данных. Так, среди учеников 2-х классов 23,7% детей не ориентируются в личных временных характеристика, т.е. не могут назвать свой возраст, дату и время года, своего рождения, текущий месяц, в 3-х классах таких детей 11,5% и в 4-х 8% соответственно от общего количества учеников. В младшем школьном возрасте дети должны твердо знать название текущего месяца и их последовательность.
В экспериментальном исследовании определялись следующие темпоральные характеристики детей младшего школьного возраста: восприятие и отмеривание временных интервалов, соответствие временным эталонам, оценка времени собственной деятельности, ориентировка в личных временных данных. По результатам исследования восприятия заданного временного интервала ИМ у учеников ошибки в пределах (10с и более) отмечается 2-е классы- 8%; 3 кл.- 7,3%; 4кл- 3% от общего количества учеников, при воспроизведении временного эталона ИМ равного 60с ошибки в пределах (10с и более) составляют 2 кл.- 36%; 3 кл.- 27%; 4кл- 12% от общего количества учеников. По параметру, точности оценки времени собственной деятельности ошибки в пределах (30с и более) допускают соответственно 2 кл.- 39%; 3 кл.- 34,3%; 4кл- 27% от общего количества учеников, что свидетельствует о том, что стихийно, без специальных обучающих приемов у школьников на протяжении всего периода начального обучения не происходит усвоение временных эталонов, и время не становится регулятором деятельности у данной категории учеников. Следует отметить, что при сопоставлении с индивидуальными данными профиля латеральных предпочтений, отражающих ФАМ выявлено наличие сенсорной асимметрии – 78,4% (несовпадение по ведущему глазу/уху или признаки амбидекстрии) и 12% моторной асимметрии ( несовпадение по ведущей руке) у данной категории детей, что в сою очередь отражает специфику становления межполушарного взаимодействия у детей в онтогенезе, определяя их в группу риска.
Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними, включаясь в переживание событий насыщенности собственной жизни.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя