Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
Суворова Г.А.
Московский педагогический государственный университет,
Москва
Потребность общества в консультативной функции психолога все возрастает. Наиболее востребована профессиональная консультативная деятельность психолога в образовании. Как бы ни понималось психологическое консультирование и в каких бы формах и условиях оно не осуществлялось в конкретной консультативной работе психолога по проблемам обучения, развития, воспитания человека, его личностного и профессионального становления (традиционно- центральные проблемы психологии в образовании) всегдаприсутствует ожидание ученика, родителей, педагоговсовета, рекомендации психолога и помощи от него. Определяющим в этой ситуации является мнение Б.Ф.Ломова: «Рекомендации, предлагаемые от имени психологии, должны опираться на четкие, выверенныезнания объективных законов психической деятельности» (1986г.). Научные дискуссии о деятельности (анализ актуальных вопросов и достижений в разработке деятельностного подхода в его разных вариантах - тема отдельного доклада) подтверждают важность принципа единства сознания и деятельности в познании психического и его методологическое значение для развития фундаментальной, прикладной и практической психологии.
На консультацию к психологу приходят с «внутренним содержанием своей жизни», с разной степенью его осознания и с разным уровнем готовности к воздействиюпсихолога ивзаимодействию с ним в консультативном процессе. В консультации психолог имеет дело с жизненными проблемами реального человека; они и определяют предметную область диалога субъектов психологического консультирования -психолога, педагогов, учеников и их родителей, или лиц, замещающих их. Более точно содержание предмета диалога субъектов психологического консультирования, с нашей точки зрения, отражает понятие «мир внутренней жизни человека» (содержание понятия разработано В.Д.Шадриковым, 2002-2006г.).
Выделим четыре «этажа в здании» (системе) развивающегося знания о психической деятельности человека, мире его внутренней жизни, которые можно уже «не штурмовать»:
1) постановка С.Л.Рубинштейном задачи «…превратить психологию в конкретную, реальную науку, изучающую сознание человека в условиях его деятельности, и таким образом, в самых исходных своих позициях связанную с вопросами, которые ставит практика…» (1940г). Решающий шаг в этом направлении он видит в «…сдвиге от изучения одних лишь абстрактно взятых функций к изучению психики и сознания в конкретной деятельности». (1940г). Мнение ученого о предмете психологии : «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно- это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т.п.-все то, что составляет внутреннее содержаниенашей жизнии что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано» (1989г., 2000г. и ранее). «Исторический контекст и современное звучание» теоретической позиции С.Л.Рубинштейна в развитии «целостной системы новой психологии» раскрыты К.А.Абульхановой- Славской и А.В.Брушлинским (2000г). Развивая мысль С.Л.Рубинштейна о внутреннем содержании жизни, В.Д.Шадриков отмечает, что «внутренний мир человека индивидуален…отражает весь его жизненный путь, деятельности, которыми он овладел, поступки, которые совершил, весь внешний мир в его функциональном значении и личностном смысле» (2002г.);
2) разработка научно-теоретических и методических процедур системного исследования психического как сложного объекта познания (Л.С.Выготский, В.П.Кузьмин, П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, В.Н.Дружинин, А.В.Карпов, др.) и выделение системогенеза психикив качестве предмета психологического исследования (Б.Ф.Ломов, 1984г);
3) открытие законов системогенеза деятельности (В.Д.Шадриков) и развитие системной методологии в разработке фундаментальных психологических проблем деятельности и способностей человека. Законы системогенеза деятельности Б.Ф.Ломов относит к психологическим законам, формирующим « самый механизм» психических явлений;
4) открытие законов функционирования внутреннего мира человека и обоснование положения о «внутреннем мире человека ( душе в научном понимании)» как предмете психологии (В.Д.Шадриков).
В развитии системного подхода к исследованию психики по новому ставится вопрос о возникновении, развитии, структуре и функциях внутреннего мира личности.
Реализуя системогенетический подход в психологии консультирования по вопросам обучения, развития и воспитания личности, выделим две центральные проблемы, определяющие продуктивность диалога субъектов консультирования.
Первая проблема. Понимание взаимодействия субъектов психологического консультирования как совместной деятельности и рассмотрение психологических основ ее организации. К важным вопросам психологии совместной деятельности в этом контексте можно отнести: согласование индивидуальных целей субъектов психологического консультирования, сложно структурированных, динамически развивающихся и не всегда осознаваемых, и формирование общей цели в консультативном взаимодействии; многообразие вариантов соотношения целей и мотивов в сложной картине поведенческих эффектов; процесс планирования взаимодействия субъектов психологического консультирования, анализ и синтез текущей информации, возможные варианты совместных и индивидуальных действий и их результативность; эффекты, возникающие в условиях совместной деятельности:-подражание, внушение, сотрудничество, соперничество; психологические механизмы выработки вместе с консультируемым (-ыми) программ поведения; специфика общения в консультировании.
Вторая проблема. Рассмотрение совместной деятельности как важнейшей детерминанты поведения субъектов психологического консультирования. Практика консультирования ставит вопрос о выделении теоретических ориентиров в соотношении базовых психологических категорий и понятий и использовании понятия «поведение» при решении конкретных задач. Ориентируясь на многообразие проблем, поставленных перед психологической наукой общественной практикой, Б.Ф.Ломов (1984г.) нацелил психологическое сообщество на необходимость системного подхода к переосмыслению и упорядочиванию категорий, понятийного аппарата и принципов психологии и поставил вопрос о восстановлении в правах понятия «поведение», отмечая, что оно было неоправданно исключено из понятийного аппарата психологии в связи с резкой и справедливой критикой бихевиоризма. По его мнению только система базовых категорий и основных понятий дает возможность понять психические явления в том множестве внешних и внутренних связей и отношений, в которых они существуют. В качестве важнейшего условия, благоприятствующего конкретизации проблем и спецификации действий, а также возникновению новых обобщений и новых абстракций он выделил неоднозначность и неабсолютный характер соотношения категорий в процессе теоретического анализа того или иного объекта, а также неизбежность переходов от категории к категории в процессе познания того или иного объекта. Разграничение поведенческой и деятельностной реальностей в консультировании, возможность переходов от категории к категории, от понятия к понятию в процессе психологической интерпретации сущности консультативной проблемы и поиска стратегий и способов ее решения – пока эти вопросы решаются на уровне профессиональной интуиции психолога-консультанта. Понятие «мир внутренней жизни человека» позволяет дифференцировать эти реальности.
К важным проблемам можно отнести разработку научно-практического инструментария консультирования- методов диагноза, прогноза, проектирования и воздействия на поведение и деятельность человека; определение соотношения психологии и психотерапии в консультировании; выделение психологических механизмов научения, др.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя