logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании

Суворова Г.А.

Московский педагогический государственный университет,

Москва

Потребность общества в консультативной функции психолога все возрастает. Наиболее востребована профессиональная консультативная деятельность психолога в образовании. Как бы ни понималось психологическое консультирование и в каких бы формах и условиях оно не осуществлялось в конкретной консультативной работе психолога по проблемам обучения, развития, воспитания человека, его личностного и профессионального становления (традиционно- центральные проблемы психологии в образовании) всегдаприсутствует ожидание ученика, родителей, педагоговсовета, рекомендации психолога и помощи от него. Определяющим в этой ситуации является мнение Б.Ф.Ломова: «Рекомендации, предлагаемые от имени психологии, должны опираться на четкие, выверенныезнания объективных законов психической деятельности» (1986г.). Научные дискуссии о деятельности (анализ актуальных вопросов и достижений в разработке деятельностного подхода в его разных вариантах - тема отдельного доклада) подтверждают важность принципа единства сознания и деятельности в познании психического и его методологическое значение для развития фундаментальной, прикладной и практической психологии.

На консультацию к психологу приходят с «внутренним содержанием своей жизни», с разной степенью его осознания и с разным уровнем готовности к воздействиюпсихолога ивзаимодействию с ним в консультативном процессе. В консультации психолог имеет дело с жизненными проблемами реального человека; они и определяют предметную область диалога субъектов психологического консультирования -психолога, педагогов, учеников и их родителей, или лиц, замещающих их. Более точно содержание предмета диалога субъектов психологического консультирования, с нашей точки зрения, отражает понятие «мир внутренней жизни человека» (содержание понятия разработано В.Д.Шадриковым, 2002-2006г.).

Выделим четыре «этажа в здании» (системе) развивающегося знания о психической деятельности человека, мире его внутренней жизни, которые можно уже «не штурмовать»:

1) постановка С.Л.Рубинштейном задачи «…превратить психологию в конкретную, реальную науку, изучающую сознание человека в условиях его деятельности, и таким образом, в самых исходных своих позициях связанную с вопросами, которые ставит практика…» (1940г). Решающий шаг в этом направлении он видит в «…сдвиге от изучения одних лишь абстрактно взятых функций к изучению психики и сознания в конкретной деятельности». (1940г). Мнение ученого о предмете психологии : «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно- это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т.п.-все то, что составляет внутреннее содержаниенашей жизнии что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано» (1989г., 2000г. и ранее). «Исторический контекст и современное звучание» теоретической позиции С.Л.Рубинштейна в развитии «целостной системы новой психологии» раскрыты К.А.Абульхановой- Славской и А.В.Брушлинским (2000г). Развивая мысль С.Л.Рубинштейна о внутреннем содержании жизни, В.Д.Шадриков отмечает, что «внутренний мир человека индивидуален…отражает весь его жизненный путь, деятельности, которыми он овладел, поступки, которые совершил, весь внешний мир в его функциональном значении и личностном смысле» (2002г.);

2) разработка научно-теоретических и методических процедур системного исследования психического как сложного объекта познания (Л.С.Выготский, В.П.Кузьмин, П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, В.Н.Дружинин, А.В.Карпов, др.) и выделение системогенеза психикив качестве предмета психологического исследования (Б.Ф.Ломов, 1984г);

3) открытие законов системогенеза деятельности (В.Д.Шадриков) и развитие системной методологии в разработке фундаментальных психологических проблем деятельности и способностей человека. Законы системогенеза деятельности Б.Ф.Ломов относит к психологическим законам, формирующим « самый механизм» психических явлений;

4) открытие законов функционирования внутреннего мира человека и обоснование положения о «внутреннем мире человека ( душе в научном понимании)» как предмете психологии (В.Д.Шадриков).

В развитии системного подхода к исследованию психики по новому ставится вопрос о возникновении, развитии, структуре и функциях внутреннего мира личности.

Реализуя системогенетический подход в психологии консультирования по вопросам обучения, развития и воспитания личности, выделим две центральные проблемы, определяющие продуктивность диалога субъектов консультирования.

Первая проблема. Понимание взаимодействия субъектов психологического консультирования как совместной деятельности и рассмотрение психологических основ ее организации. К важным вопросам психологии совместной деятельности в этом контексте можно отнести: согласование индивидуальных целей субъектов психологического консультирования, сложно структурированных, динамически развивающихся и не всегда осознаваемых, и формирование общей цели в консультативном взаимодействии; многообразие вариантов соотношения целей и мотивов в сложной картине поведенческих эффектов; процесс планирования взаимодействия субъектов психологического консультирования, анализ и синтез текущей информации, возможные варианты совместных и индивидуальных действий и их результативность; эффекты, возникающие в условиях совместной деятельности:-подражание, внушение, сотрудничество, соперничество; психологические механизмы выработки вместе с консультируемым (-ыми) программ поведения; специфика общения в консультировании.

Вторая проблема. Рассмотрение совместной деятельности как важнейшей детерминанты поведения субъектов психологического консультирования. Практика консультирования ставит вопрос о выделении теоретических ориентиров в соотношении базовых психологических категорий и понятий и использовании понятия «поведение» при решении конкретных задач. Ориентируясь на многообразие проблем, поставленных перед психологической наукой общественной практикой, Б.Ф.Ломов (1984г.) нацелил психологическое сообщество на необходимость системного подхода к переосмыслению и упорядочиванию категорий, понятийного аппарата и принципов психологии и поставил вопрос о восстановлении в правах понятия «поведение», отмечая, что оно было неоправданно исключено из понятийного аппарата психологии в связи с резкой и справедливой критикой бихевиоризма. По его мнению только система базовых категорий и основных понятий дает возможность понять психические явления в том множестве внешних и внутренних связей и отношений, в которых они существуют. В качестве важнейшего условия, благоприятствующего конкретизации проблем и спецификации действий, а также возникновению новых обобщений и новых абстракций он выделил неоднозначность и неабсолютный характер соотношения категорий в процессе теоретического анализа того или иного объекта, а также неизбежность переходов от категории к категории в процессе познания того или иного объекта. Разграничение поведенческой и деятельностной реальностей в консультировании, возможность переходов от категории к категории, от понятия к понятию в процессе психологической интерпретации сущности консультативной проблемы и поиска стратегий и способов ее решения – пока эти вопросы решаются на уровне профессиональной интуиции психолога-консультанта. Понятие «мир внутренней жизни человека» позволяет дифференцировать эти реальности.

К важным проблемам можно отнести разработку научно-практического инструментария консультирования- методов диагноза, прогноза, проектирования и воздействия на поведение и деятельность человека; определение соотношения психологии и психотерапии в консультировании; выделение психологических механизмов научения, др.