Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
Балева М. В., Корниенко Д. С., Щебетенко С. А.
Пермский государственный педагогический университет,
Пермский государственный институт искусства и культуры,
Пермь
Проблема взаимосвязи особенностей Я-концепции и основных свойств личности стабильно привлекает внимание. Появление новых методов диагностики структур или составляющих Я неизменно требует рассмотрения «новых» свойств в контексте уже существующих теорий.
В настоящем сообщении мы представляем результаты исследования взаимосвязей структур пространственного Я и личностных черт в контексте гендерных различий. Ставилась задача исследовать гендерно-специфические и неспецифические взаимосвязи. Решение данной задачи вносит вклад в понимание Я-концепции в структуре личности мужчин и женщин.
Пространственное Я рассматривалось в рамках теории амебного Я (Amoebic Self Theory) Burris and Rempel (2004). Ключевым понятием теории амебного Я является граница, которая определяет ментальную территорию Я, «зону перехода» между «Я» и «не-Я», «внутри» и «вовне» и т. д. Эта граница представлена на 3 уровнях Я-репрезентаций: телесном, социальном и символическом. На телесном уровне осуществляется репрезентация границы тела и среды. С увеличением телесного Я возрастает принятие физических воздействий на тело (напр., татуировки, пирсинг, инъекции и т.п.). На социальном уровне осуществляется репрезентация границ социального индивида с другими социальными объектами (индивидами и группами). С увеличением социального Я возрастает социальная смелость (напр., совершение человеком неприемлемых или осуждаемых действий в присутствии других). На символическом уровне осуществляется репрезентация границ индивида и абстрагированных маркеров идентичности (напр., собственного пространства, вещей-символов, значимых отношений и т.п.). С увеличением символического Я возрастает терпимость к изменениям маркеров идентичности. Таким образом, пространственное Я включает три уровня: телесный, социальный и символический. Структуры амебного (пространственного) Я диагностируются шкалой AmoebicSelfScale(Burris & Rempel, 2004).
Свойства личности рассматривались в рамках теорий черт Eysenck (1984) и Costa andMcCrae (1995).
В исследовании приняли участие 160 человек, возраст от 17 до 23 лет (M= 18.85,SD= 1.62), студенты Пермских вузов; 81 мужчина, 79 женщин.
Для измерения шкал пространственного Я использовался «Вопросник пространственного Я» (ВПЯ), русская адаптированная версия AmoebicSelfScale(Щебетенко, Балева, Корниенко, 2006). Свойства личности измерялись вопросником личности Айзенка (EPQ-RAdult, Eysenck & Eysenck, 1994) и вопросником «Большая пятерка» (NEO PI-R, Costa&McCrae, 1995; Бодунов, Безденежных, Александров, 1996).
При определении взаимосвязей показателей пространственного Я с базовыми чертами личности применялся корреляционный анализ (по Пирсону). Измерялись взаимосвязи показателей в общей выборе мужчин и женщин, подвыборке мужчин и подвыборке женщин.
В общей выборке были получены следующие значимые взаимосвязи показателей пространственного Я и свойств личности (р < .05). Телесная шкала пространственного Я положительно коррелировала с показателем психотизма в EPQ (r = .21) и отрицательно – с показателем доброжелательности в NEOPI-R(r = -.28). Социальная шкала пространственного Я была положительно взаимосвязана с показателем психотизма в EPQ (r = .21) и отрицательно – с показателем нейротизма вEPQ(r = -.19) и доброжелательности вNEOPI-R(r = -.15). Символическая шкала пространственного Я обнаружила положительную корреляцию с показателями психотизма в EPQ (r = .36), открытости опыту в NEO PI-R (r = .19) и отрицательную – с показателями нейротизма вEPQ(r = -.34), а также нейротизма (r = -.16), доброжелательности (r = -.18) и контроля импульсивности (r = -.21) поNEOPI-R.
Таким образом, увеличение терпимости к нарушениям границ Я на всех трех уровнях (телесном, социальном и символическом) сопряжено с увеличением психотизма и снижением доброжелательности. Кроме того, терпимость к социальным и символическим воздействиям сопряжена с увеличением эмоциональной стабильности. Наконец, увеличение терпимости к воздействиям на маркеры идентичности (символическая шкала) связана с увеличением открытости опыту и снижением контроля импульсивности.
С целью уточнения полученных взаимосвязей мы провели корреляционный анализ раздельно для выборок мужчин и женщин. Для мужской подвыборки были обнаружены следующие взаимосвязи. Телесная шкала пространственного Я положительно коррелировала с показателем открытости опыту по NEOPI-R(r = .30) и отрицательно – с показателями доброжелательности (r = -.22) и контроля импульсивности (r = -.24) поNEOPI-R. Символическая шкала положительно коррелировала с показателями психотизма по EPQ (r = .27) и открытости опыту по NEO PI-R (r = .46) и отрицательно – с контролем импульсивности по NEO PI-R (r = -.34). Для социальной шкалы не было обнаружено значимых корреляций с показателями личностных свойств.
Для женской выборки были обнаружены следующие взаимосвязи. Телесная шкала пространственного Я положительно коррелировала с показателем психотизма по EPQ (r = .26) и отрицательно – с показателем доброжелательности по NEO PI-R (r = -.31). Социальная шкала положительно коррелировала с показателями психотизма по EPQ (r = .29) и экстраверсии по NEO PI-R (r = .22) и отрицательно – с показателем доброжелательности по NEO PI-R (r = -.19). Символическая шкала положительно коррелировала с показателями психотизма (r = .43) и экстраверсии (r = .19) по EPQ и отрицательно – с показателями нейротизма по EPQ (r = -.29) и доброжелательности по NEO PI-R (r = -.35).
Интересно отметить, что у мужчин социальная шкала ВПЯ не коррелировала ни с одним из показателей свойств личности. В то же время у женщин социальная шкала коррелировала с экстраверсией и доброжелательностью. Иначе говоря, социальная смелость у женщин может быть предсказана экстраверсией и доброжелательностью. В то же время, у мужчин эти свойства личности социальную смелость не предсказывают. Кроме того, гендерная специфика проявляется в том, что у мужчин открытость опыту и пониженная импульсивность связаны с терпимостью к физическим воздействиям и изменениям маркеров идентичности. В то же время, у женщин таких взаимосвязей не наблюдалось. С другой стороны, у женщин увеличение терпимости к изменениям и воздействиям по всем трем показателям пространственного Я сопровождается снижением доброжелательности. Однако у мужчин только телоесное Я предсказывает снижение доброжелательности.
Можно предположить, что у мужчин терпимость к нарушению границ Я сопряжена с интересом к новому, любознательностью, творческим мышлением, и в то же время – с отсутствием жизненных целей, беспечностью, небрежностью, слабоволием и склонностью к праздности. У женщин терпимость к нарушению границ Я, вероятно, сопряжена с отсутствием мягкосердечия, недоброжелательностью, недоверием к окружающим, отказом в оказании помощи, подозрительностью, отказом от сотрудничества и готовностью манипулировать другими в своих интересах. В поддержку этого свидетельствует также взаимосвязь у женщин терпимости к изменению границ пространственного Я на всех трех уровнях с психотизмом. Для сравнения, у мужчин психотизм связан только с символической шкалой Я.
Представленные результаты могут вносить вклад в понимание природы Я-концепции. Однако они требуют дальнейшей эмпирической верификации.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя