logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.

Гармаева Т. В.

Московский педагогический государственный университет,

Москва.

Кодирование (воспроизведение, трансформация) экспрессивных выражений, представляющее собой произвольную и непроизвольную их репрезентацию и выступающее одним из базовых факторов эмоционального развития ребенка, обосновало цель нашего исследования. Это сравнительный анализ социокультурных и индивидуальных (преимущественно гендерных) особенностей произвольного кодирования эмоций детьми старшего дошкольного возраста: 70 русских детей (г. Москва) и 50 бурят (г. Улан-Удэ). Поэтому из всех проведенных методик наибольший интерес представляют результаты диагностической пробы и методики «Выбери нужную эмоцию» на выявление особенностей и доминирующих механизмов произвольного кодирования эмоций: симуляции, подавления или маскировки.

В ходе диагностической пробы детей просили показать радость, гнев, страх и удивление для анализа пластичности(скорости и характера перехода от одной эмоции к другой),выраженности(яркости показа эмоции посредством мимики, пантомимики и интонационных средств) илокализации мимических проявлений(верхний и нижний паттерны). Были выявлены значимые различия между русскими (1,8б.) и бурятами (1,6 б.) по показателю пластичности, но только при показе радости (приp<0,05 по критериюt-Стьюдента). Причем это обусловлено различием средних показателей пластичности у мальчиков (1,8 и 1,6 б. приp<0,1). В основном это проявлялось в том, что они приходили на проведение диагностической пробы в спокойном/нейтральном состоянии или с заинтересованностью, а затем следы этих эмоциональных состояний (чаще спокойствия) прослеживались при кодировании эмоции. Частично это же отмечалось и у девочек-буряток. В целом у русских детей уровень пластичности выше - они легче переходят от показа одной эмоции к другой, и у них реже остаются следы предшествующего эмоционального состояния. Так, при показе радости экспрессивные следы отсутствовали у 57% русских и у 32% бурят. Но, не смотря на отсутствие значимых различий в пластичности, очевидно небольшое доминирование девочек-буряток при кодировании страха и печали. Так в процентном соотношении отсутствие экспрессивных следов при кодировании страха наблюдалось у 20% буряток и 12% русских девочек, а печали соответственно 26% и 13%. Т.е., девочкам из Бурятии легче удавалось перейти к показу именно этих эмоций, не проявляя следов эмоционального состояния, с которым они приходили на пробу или, что чаще наблюдалось у русских детей, следов радости-веселья.

Следует отметить высокую значимость различий в выраженности кодирования гнева как в средних показателях между группами (2,0 и 1,4б.), так и между девочками (1,9 и 1,2 б.) и мальчиками (2,2 и 1,6 б.) в пользу русских детей. Именно они продемонстрировали при показе гнева большую яркость, т.к. они чаще использовали совокупность экспрессивных средств, тогда как буряты чаще использовали мимику (66%) как отдельное экспрессивное средство, и, кроме того, одна девочка отказалась продемонстрировать гнев вообще. Наиболее ярко выражен гнев был у мальчиков. Они чаще использовали при этом все экспрессивные средства: выразительная в сравнении с кодированием других эмоциональных состояний мимика, усиленная пантомимикой (сжатие кулачков, напряжение мышц рук, сгибание их в локтях в позе «руки в боки», наклон туловища вперед). Все это мальчики сопровождали «рычанием», что мимически подкреплялось «оскалом». Так у русских мальчиков подобные варианты составили 17%, а у бурят – 10%. Девочки-бурятки реже использовали интонационные средства, в большинстве случаев они только мимически выражали гнев. Что возможно обусловлено национальными особенностями их воспитания (терпимость и послушание).

Что касается локализации мимических проявлений, то значимых различий в том, какой из паттернов верхний или нижний задействован у детей при кодировании данных эмоциональных состояний, не обнаружено. Однако в процентном соотношении по включенности обоих паттернов при кодировании радости, страха и гнева доминируют русские дети. Тогда как в кодировании печали доминируют буряты, активизировавшие оба паттерна и изображавшие при этом грустный взгляд (что не всегда удавалось русским детям), сводили брови «домиком», также были соответствующим образом активизированы носогубные складки и область подбородка: появлялись складки или подбородок «дрожал». Наиболее ярко это было представлено у девочек из Бурятии. Русские дети часто просто закрывали лицо руками либо опускали веки и изображали плач, сопровождая это интонационными средствами. Проявившаяся у бурят особенность кодирования именно печали в большей степени связана с выявленной в ходе анкетирования родителей спецификой религиозного аспекта воспитания – развитие сострадания и сочувствия.

Изучение механизмов произвольного кодирования показало доминирование бурят по коэффициенту активности механизмов кодирования по всем эмоциям (0,33 против 0,27) и у девочек, и у мальчиков. Общим для детей обеих групп является доминирование механизма подавления. Однако было отмечено доминирование бурят по коэффициенту активизации симуляции (0,12 против 0,07), возможной только в ситуации «сочувствия-сопереживания», активно воспитываемое культурой бурят по канонам буддийской религии.

Полученные различия обуславливают закономерность вопроса о причинах данных социокультурных и индивидуальных особенностей произвольного кодирования эмоций. В связи с чем был проведен корреляционный анализ (r-Спирмена) средних данных диагностической пробы, методики «Выбери нужную эмоцию» и другим проведенным методикам (опроснику Е. И. Изотовой «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» и анкетированию родителей; наблюдению произвольности поведения в продуктивной деятельности и методике Смирновой Е. О. «Не подглядывай»; наблюдению особенностей эмотивности на занятиях изобразительной и музыкальной деятельностью по схеме Е. В. Никифоровой).

Так у русских детей обнаружена связь между эмотивностьюикоэффициентом активизации механизмов кодирования эмоций(0,307*). В контексте эмотивности в данном случае более значима форма эмоционального реагирования/общая эмоциональность. Было выявлено, преобладание открытой формы эмоционального реагирования (78%) в данной группе. Кроме того, найдена отрицательная связь междупластичностьюипроизвольностью (-0,494**). Первичным фактором в этой взаимосвязи выступает произвольность, т.к. от ее уровня зависит характер следовых реакций. Обе эти взаимосвязи обеспечили мальчики. У девочек же выявлены взаимосвязивыраженности эмоцийсблоком «выражение эмоций»(0,415*) и собщим средним показателем по эмоциональной осведомленности (0,405*). Кроме того,общие данные по эмоциональной осведомленностидали корреляцию слокализацией мимических проявлений(0,451*). Т.о., в данной группе специфика произвольного кодирования во многом опосредована особенностями эмотивности/экспрессивности и уровнем произвольности (от возрастных и индивидуальных особенностей). Для девочек важны знания об эмоциях, и именно в этом параметре ранее было выявлено доминирование русских детей по блоку «содержание эмоций» (2,3 и 3б.;p<0,01) и в общем значении (20,2 и 22,5б.;p<0,05).

У бурят получены положительные корреляции между эмотивностью(ее пороговым значением) иблоком «причины эмоций»по эмоциональной осведомленности (0,319*) и междувыраженностьюэмоций иэмотивностьюили ее формой (0,331*). Говоря о пороговом значении эмотивности, следует отметить, что ранее значимых различий в группах по данному параметру не было обнаружено, однако отличительной особенностью бурят выступила высокая нормативность выполняемых действий и четкое следование инструкции (как социокультурная особенность). Первую корреляцию обеспечили мальчики-буряты (0,509**), у которых отмечена также связьлокализациисобщим показателем по всем блокам«Специальной осведомленности» (0,409*) и в частности с даннымиблока «выражение эмоций»(0,461*). Что говорит в данном случае о том, что характер произвольного показа эмоций зависит от имеющихся у мальчиков представлений. У девочек - корреляция междувыраженностьюиэмотивностью(0,423*). Кроме того,выраженностьобратно пропорциональна средним даннымблока «причины»(-0,435*). Т.е., чем меньше девочка имеет представлений о причинах эмоций, тем ярче она выражает то или иное свое эмоциональное состояние. То есть, можно констатировать роль специфики воспитания (запретов и транслируемых знаний) в индивидуализации произвольного кодирования детей дошкольного возраста.