logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Субъективная картина профессиональной сферы деятельности

Гаврилова Л.В.

Московский педагогический государственный университет,

Москва

Значительные изменения социообразовательной и социокультурной ситуации в обществе, различные инновации в сфере образования, реформирование его содержания, развивающийся рынок образовательных услуг и образовательных технологий предъявляют новые требования к учителю, к выпускнику педагогического вуза. В этих условиях уже после окончания вуза нужно обладать определенными качествами и быть самостоятельным, конкурентно способным профессионалом, творчески мыслящим, обладающим исследовательскими умениями и проектировочными способностями выгодно отличаться своей индивидуальностью.

Все это, с одной стороны, повышает значение ответственности будущего специалиста как субъекта профессионального обучения за свою подготовку в вузе и подготовленность к будущей работе, стимулирует выстраивание им собственного жизненного и профессионального пути. С другой стороны, требует учета индивидуальных особенностей студента как будущего специалиста на всем протяжении вузовского обучения.

Необходимость формирования и подготовки в педагогическом вузе специалиста нового поколения, имеющего собственный взгляд на мир, людей, себя, свою «концепцию» и «свой метод» обучения, воспитания и развития школьника как субъекта учения приводит к пересмотру содержания и методов вузовского обучения.

Наиболее перспективным, на наш взгляд, может стать активное использование методов моделирования в профессиональной подготовке будущего учителя в вузе, с момента его обучения на основе научно-психологических знаний, моделей личности учителя, профессиональной сферы его деятельности и на основе личного, индивидуального опыта обучающихся, их субъективной системы представлений о педагогической деятельности, личности учителя, субъективной картины профессиональной сферы деятельности в целом.

Моделирование субъективной картины профессиональной сферы деятельности способствует субъектному становлению будущего учителя. Моделирование как направление и способ присвоения знаний может оказать существенное влияние на процесс профессионального самопознания и саморазвития будущего учителя, формирования его педагогического сознания, выработку, апробирование и освоения индивидуальных способов профессионального самоутверждения. Моделирование студентом субъективной картины профессиональной сферы деятельности учителя (как ее структуры в целом, так и отдельных компонентов: как процесса, так и отдельных этапов деятельности), системы и уровней взаимодействия с различными субъектами обучения, профессионального социума и др. позволяет повысить управляемость профессионально-психологической подготовки и индивидуализировать ее, своевременно учитывая результаты профессиональной диагностики и самодиагностики студента как будущего учителя.

Субъективная картина профессиональной сферы деятельности является важной составляющей профессионального бытия человека, формируется на основе накопленного опыта, представляет собой многомерное образование, определяет направленность профессиональной деятельности и поведения. В субъективной картине профессиональной сферы деятельности проявляются особенности и уровень принятия человеком своей профессии, своеобразие ее видения, уровень постановки профессиональных задач.

Субъективная картина профессиональной сферы деятельности включает в себя следующие структурные блоки: профессиональный образ «Я», образ ученика, модель педагогической деятельности, модель педагогического процесса, модели взаимодействия в системах «учитель - ученик», «учитель - учитель», «учитель - родитель», модель школы, модель профессионального социума. Системообразующими компонентами в этой целостной субъективной картине являются образ ученика и профессиональный образ «Я» будущего

учителя как субъектов педагогического взаимодействия, педагогической деятельности как совместной. Сущность совместной деятельности заключается в переходе: от деятельности «для себя» в деятельность «для других», а также в том, что она направлена на «решение одной общей задачи на одном пространстве и в одно и то же время», отмечают ученые. В то же время место и роль учебной деятельности (ученик) и педагогической деятельности (учитель) имеют разные акценты в парадигмах «субъект - объектных» и «субъект-субъектных» отношений в процессе обучения (В.Д. Шадриков). Личностно-ориентированная, «субъект-субъектная» парадигма является приоритетной в нашем рассмотрении проблемы.

Моделирование студентом субъективной картины профессиональной сферы деятельности с момента обучения в вузе в соответствии с поставленной перед ним задачей предполагает разработку им моделей различных компонентов профессиональной сферы деятельности. Основаниями для построения таких моделей являются, с одной стороны, научно-теоретические и практические знания, присваеваемые в процессе обучения в вузе и, с другой стороны, субъективный личный опыт студента. Формирование и развитие личности, ее индивидуальных качеств в значительной мере определяется процессом профессионального обучения, профессиональной деятельности, уровнем включенности в них субъекта, под их влиянием. В свою очередь особенности личности студента как субъекта обучения оказывают существенное влияние на процесс и результаты его профессионального обучения и становления как будущего специалиста - учителя. Тем самым в моделировании субъективной картины профессиональной сферы деятельности выделяются два пути: первый - идет от профессии учителя, на основе современных научных представлений о ней; второй -от личности студента как будущего учителя, его индивидуальности. Первый путь позволяет «задавать» научно обоснованные модели педагогической деятельности, модели учителя как личности и как субъекта деятельности, которые выступают в качестве «эталонных».Второй путь направлен на актуализацию имеющихся в опыте студента как будущего учителя искомых субъективных моделей профессии и личности учителя.

Моделирование субъективной картины профессиональной сферы деятельности предполагает поэтапность и системность, своевременное овладение студентом с учетом разработанных моделей различными профессионально-ролевыми позициями учителя как субъекта профессиональной деятельности, обладающего созидательно-творческим потенциалом.

Ведущим фактором в процессе профессионального обучения и моделирования выступает уровень субъектного развития студента как будущего учителя и его самоутверждение в профессиональной роли, когда характерной является потребность в учебно-профессиональной и профессионально-педагогической деятельности и личностная установка на их выполнение, достижение наивысших результатов в них,. мобилизация собственных ресурсов, а также самостоятельный поиск адекватных ситуаций удовлетворения потребности в профессиональном самоутверждении.

Заключительным этапом моделирования субъективной картины профессиональной сферы деятельности является разработка студентом авторского проекта модели обучения, воспитания и развития современного школьника с учетом его индивидуальных особенностей как субъекта учебной деятельности в условиях того или иного типа школы и экспертное оценивание. Экспертное оценивание авторского проекта станет важным моментом для профессионального самоутверждения студента как будущего специалиста, как субъекта педагогической деятельности. Сформированность целостной картины профессиональной сферы деятельности, субъективная наполняемость и качественная выраженность ее компонентов, их характеристик станет одним из существенных показателейпрофессионально-психологической готовности будущего учителя к педагогической деятельности в новых условиях развития общества.