logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки

Гусев А.Н., Шувалова Н.Ю.

Москивский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

Москва

В работе телесность рассматривается с точки зрения того, как личность человека раскрывается в выразительной двигательной активности. Формирование телесности изучалось на материале занятий танцевальными практиками, поскольку в танце проявляется уникальный аспект личности – ее индивидуальность [Асмолов А.Г., 1990]. По нашему мнению в танце целенаправленно формируются личностные новообразования, включающие такие аспекты движений человека, которые выражают его отношение к миру, его уникальные личностные особенности. Например, как считают педагоги, реализующие метод музыкального движения, двигательная стойка по своему психологическому, функциональному смыслу не сводится к двигательному навыку, а является выражением определенной установки субъекта - готовностик действенному восприятию музыки в движении [Руднева С.Д., Пасынкова А.В., 1982]. Раскрытие индивидуальности личности в проявлениях телесности происходит в ходе обучения танцу, как освоение участниками занятий исторически сложившихся художественных форм.

Цель настоящего исследования – выявить особенности формирования телесности личности в танце. Для этого было предложено дать целостные описания индивидуальных проявлений телесности каждого из участников занятий танцем (психологические портреты двигательной выразительности), а также выявить общие закономерности формирования телесности личности на занятиях танцевальными практиками.

Общий дизайн исследования.В качестве испытуемых выступили 2 группы детей 7‑9 лет по 30 человек, посещавшие занятия в Центрах Детского Творчества г. Москвы. Одна группа детей занималась по методу музыкального движения (МД), другая по системе классической хореографии (КХ). До участия в эксперименте дети не имели специального опыта занятий танцами. В МД участники вовлекались в движение под музыку: от них требовалось откликаться на нее эмоционально, не формально, то есть – импровизировать. Помимо импровизации предлагались примерные музыкально-двигательные формы - этюды, упражнения. На занятиях КХ участники разучивали сложные формализованные движения по показу педагога, а также танцевальные композиции, состоящие из этих движений. Освоение движений, танцев происходило отдельно от музыки, сначала под счет педагога и лишь затем вместе с музыкой.

На основе предварительных наблюдений, бесед с педагогами, анализа литературы [Ваганова А.Я., 1948; Васильева Т.И., 1994; Руднева С., Фиш Э., 2000] и тех задач, которые ставились педагогами перед детьми, были выделены следующие показатели телесности в танце: владение двигательной стойкой, согласование движений с музыкой, способы выразительного выполнения движений, способы взаимодействия участников. В течение учебного года (занятия с сентября по май) проводились наблюдения, в ходе которых осуществлялась оценка формирования выразительных проявлений индивидуальности испытуемых по выделенным показателям. В каждой группе было сделано по 16 повторных измерений (срезов), примерно раз в десять дней.

Статистический анализ результатов.Был проведен дисперсионный анализ с повторными измерениями: однофакторная модель при исследовании каждого показателя в одной группе испытуемых и двухфакторная модель при сопоставительном изучении результатов двух групп участников. Парные сравнения ряда последовательных и межгрупповых измерений осуществлялись с помощью непараметрических критериев Уилкоксона и Манна-Уитни, соответственно.

Кроме того, был осуществлен анализ отдельных случаев: составлены индивидуальные портреты двигательной выразительности, представлявшие собой феноменологические описания наблюдений за детьми на занятиях. При составлении таких портретов использовались материалы индивидуальной психодиагностики каждого участника, проведенной в начале учебного года (методики оценки уровня развития двигательных навыков, ориентировки в пространстве, ритмических способностей, личностных особенностей участников). В течение года занятий прослеживалась специфика преобразования изначальных возможностей участников, включенных в танец: как именно формировались выразительные двигательные проявления индивидуальности субъекта при включении в танцевальную практику.

Результаты.В ходе исследования динамики выбранных показателей обнаружилось, что в каждой группе испытуемых (МД и КХ) имело место повышение средних значений в ходе обучения (для разных показателей – динамика была различной). Индивидуальные портреты двигательной выразительности позволили дать содержательное наполнение показателей, психологически осмыслить их динамику.

Так, в группе МД по показателю «двигательная стойка» наблюдался рост в период от 1-го до 8-го измерения (p=0.000), на 10-ом измерении происходил временный спад с последующим выравниванием и выходом на плато к 12-16 измерениям. На 10 срезе было зафиксировано временное уменьшение мышечной свободы, вернулось повышенное напряжение участников (один из критериев, образующих показатель «двигательная стойка»), которое на 11 срезе исчезло на фоне возрастания амплитуды смещения «центра тяжести».

Так, в группе МД по показателю «согласование движений с музыкой» в период 1‑6 измерений имел место резкий рост уровня показателя (p=0.001), затем умеренный рост (p=0.032, 6‑11 измерения), стабилизация и выход на плато (p=0.637, 12-16 измерения). По показателю «способы выразительного выполнения движений» с 1 по 6 измерение также имело место резкое увеличение его уровня(p=0.000); и дальнейшего возрастания показателя не происходило. Отмечено сходство динамики указанных показателей в группе МД: активный рост с 1 по 6 измерение, дальнейшее замедление роста и стабилизация. Действительно, овладение движениями и согласованием движения с музыкой происходило одновременно. Например, Владик (7 лет) изначально не мог бегать быстро, только в медленном темпе. На 4‑м срезе при выполнении быстрого бега (упражнение на муз. Нечаева) Владик вошел в образ «самолета», и неожиданно его движения стали подчиняться быстрому темпу музыки, бег ребенка производил впечатление легкости, исчезла вялость движений ног, появился активный толчок стопой от пола. Произошла одномоментная перестройка всего двигательного акта – регуляция бега стала осуществляться на основе музыки, это изменение носило стойкий характер. Это и другие феноменологические описания индивидуальных случаев позволили сделать вывод о том, что развитие согласования движений с музыкой и развитие способов выразительного выполнения движений в группе МД очень тесно взаимосвязаны.

В группе КХ также наблюдался происходивший сходным образом постоянный рост двух других характерных показателей - «двигательной стойки» и «способов выразительного выполнения движений» от 1 к 9 и от 1 к 11 измерению, соответственно; дальнейшего увеличения результатов по указанным показателям выявлено не было. Похожий характер динамики может объясняться возрастанием одной и той же способности участников – контролировать одновременно несколько параметров позы, движений. В частности, сохраняя прямизну в корпусе, участники лишь к 10‑12 срезам научились отслеживать работу других частей своего тела: например, следить за тем, чтобы колено оставалось выпрямленным на батманах.

Во время 11-14 измерениях (февраль-март) были отмечены следующие особенности. У Иры, Ники, Ясмины, Лены С. и Оли С. и некоторых других исчезла наблюдавшаяся ранее ошибка - излишнее поднимание плеч при выполнении плие, батманов и др. упражнений, то есть, приспособительные позо-тонические напряженияв теле при выполнении танцевальных элементов. Напомним, что речь идет о синкинезиях - излишнем задействовании мышц, не включенных непосредственно в определенное движение (сохранение позы), что помогало на начальном этапе освоения движений выполнить сложные элементы экзерсиса классического танца. Исчезновение синкинезий, согласно теории развития двигательных навыков Н.А. Бернштейна, свидетельствовало о том, что произошло накопление опыта коррекций движения и передача коррекций на фоновые уровни, то есть качественное изменение навыка. Действительно, выполняемые испытуемыми танцевальные движения стали менее скованными, появилась легкость, грациозность. Данный факт можно рассматривать в качестве косвенного подтверждения качественной перестройки двигательного навыка.

При межгрупповом сравнении данных было выявлено, что уровень показателей «двигательная стойка» и «распределение движений в пространстве», начиная с 10-го и с 8-го измерений, соответственно, был статистически значимо выше в группе КХ, чем в группе МД. По показателям «овладение движениями» и «согласование движений с музыкой» статистически значимых различий между группами испытуемых выявлено не было.

Выводы:1. Феноменологические описания индивидуальных случаев позволили раскрыть психологический смысл показателей телесности, взятых из танцевальных практик. 2. Благодаря использованию описаний индивидуально-личностных проявлений телесности в танце удалось сделать содержательный анализ динамики этих показателей. 3. Сочетание количественных оценок и качественного анализа дало возможность выявить как общие психологические закономерности формирования телесности участников в ходе танцевальной практики, так и описать индивидуальные особенности этого процесса.