Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
Гусев А.Н., Шувалова Н.Ю.
Москивский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Москва
В работе телесность рассматривается с точки зрения того, как личность человека раскрывается в выразительной двигательной активности. Формирование телесности изучалось на материале занятий танцевальными практиками, поскольку в танце проявляется уникальный аспект личности – ее индивидуальность [Асмолов А.Г., 1990]. По нашему мнению в танце целенаправленно формируются личностные новообразования, включающие такие аспекты движений человека, которые выражают его отношение к миру, его уникальные личностные особенности. Например, как считают педагоги, реализующие метод музыкального движения, двигательная стойка по своему психологическому, функциональному смыслу не сводится к двигательному навыку, а является выражением определенной установки субъекта - готовностик действенному восприятию музыки в движении [Руднева С.Д., Пасынкова А.В., 1982]. Раскрытие индивидуальности личности в проявлениях телесности происходит в ходе обучения танцу, как освоение участниками занятий исторически сложившихся художественных форм.
Цель настоящего исследования – выявить особенности формирования телесности личности в танце. Для этого было предложено дать целостные описания индивидуальных проявлений телесности каждого из участников занятий танцем (психологические портреты двигательной выразительности), а также выявить общие закономерности формирования телесности личности на занятиях танцевальными практиками.
Общий дизайн исследования.В качестве испытуемых выступили 2 группы детей 7‑9 лет по 30 человек, посещавшие занятия в Центрах Детского Творчества г. Москвы. Одна группа детей занималась по методу музыкального движения (МД), другая по системе классической хореографии (КХ). До участия в эксперименте дети не имели специального опыта занятий танцами. В МД участники вовлекались в движение под музыку: от них требовалось откликаться на нее эмоционально, не формально, то есть – импровизировать. Помимо импровизации предлагались примерные музыкально-двигательные формы - этюды, упражнения. На занятиях КХ участники разучивали сложные формализованные движения по показу педагога, а также танцевальные композиции, состоящие из этих движений. Освоение движений, танцев происходило отдельно от музыки, сначала под счет педагога и лишь затем вместе с музыкой.
На основе предварительных наблюдений, бесед с педагогами, анализа литературы [Ваганова А.Я., 1948; Васильева Т.И., 1994; Руднева С., Фиш Э., 2000] и тех задач, которые ставились педагогами перед детьми, были выделены следующие показатели телесности в танце: владение двигательной стойкой, согласование движений с музыкой, способы выразительного выполнения движений, способы взаимодействия участников. В течение учебного года (занятия с сентября по май) проводились наблюдения, в ходе которых осуществлялась оценка формирования выразительных проявлений индивидуальности испытуемых по выделенным показателям. В каждой группе было сделано по 16 повторных измерений (срезов), примерно раз в десять дней.
Статистический анализ результатов.Был проведен дисперсионный анализ с повторными измерениями: однофакторная модель при исследовании каждого показателя в одной группе испытуемых и двухфакторная модель при сопоставительном изучении результатов двух групп участников. Парные сравнения ряда последовательных и межгрупповых измерений осуществлялись с помощью непараметрических критериев Уилкоксона и Манна-Уитни, соответственно.
Кроме того, был осуществлен анализ отдельных случаев: составлены индивидуальные портреты двигательной выразительности, представлявшие собой феноменологические описания наблюдений за детьми на занятиях. При составлении таких портретов использовались материалы индивидуальной психодиагностики каждого участника, проведенной в начале учебного года (методики оценки уровня развития двигательных навыков, ориентировки в пространстве, ритмических способностей, личностных особенностей участников). В течение года занятий прослеживалась специфика преобразования изначальных возможностей участников, включенных в танец: как именно формировались выразительные двигательные проявления индивидуальности субъекта при включении в танцевальную практику.
Результаты.В ходе исследования динамики выбранных показателей обнаружилось, что в каждой группе испытуемых (МД и КХ) имело место повышение средних значений в ходе обучения (для разных показателей – динамика была различной). Индивидуальные портреты двигательной выразительности позволили дать содержательное наполнение показателей, психологически осмыслить их динамику.
Так, в группе МД по показателю «двигательная стойка» наблюдался рост в период от 1-го до 8-го измерения (p=0.000), на 10-ом измерении происходил временный спад с последующим выравниванием и выходом на плато к 12-16 измерениям. На 10 срезе было зафиксировано временное уменьшение мышечной свободы, вернулось повышенное напряжение участников (один из критериев, образующих показатель «двигательная стойка»), которое на 11 срезе исчезло на фоне возрастания амплитуды смещения «центра тяжести».
Так, в группе МД по показателю «согласование движений с музыкой» в период 1‑6 измерений имел место резкий рост уровня показателя (p=0.001), затем умеренный рост (p=0.032, 6‑11 измерения), стабилизация и выход на плато (p=0.637, 12-16 измерения). По показателю «способы выразительного выполнения движений» с 1 по 6 измерение также имело место резкое увеличение его уровня(p=0.000); и дальнейшего возрастания показателя не происходило. Отмечено сходство динамики указанных показателей в группе МД: активный рост с 1 по 6 измерение, дальнейшее замедление роста и стабилизация. Действительно, овладение движениями и согласованием движения с музыкой происходило одновременно. Например, Владик (7 лет) изначально не мог бегать быстро, только в медленном темпе. На 4‑м срезе при выполнении быстрого бега (упражнение на муз. Нечаева) Владик вошел в образ «самолета», и неожиданно его движения стали подчиняться быстрому темпу музыки, бег ребенка производил впечатление легкости, исчезла вялость движений ног, появился активный толчок стопой от пола. Произошла одномоментная перестройка всего двигательного акта – регуляция бега стала осуществляться на основе музыки, это изменение носило стойкий характер. Это и другие феноменологические описания индивидуальных случаев позволили сделать вывод о том, что развитие согласования движений с музыкой и развитие способов выразительного выполнения движений в группе МД очень тесно взаимосвязаны.
В группе КХ также наблюдался происходивший сходным образом постоянный рост двух других характерных показателей - «двигательной стойки» и «способов выразительного выполнения движений» от 1 к 9 и от 1 к 11 измерению, соответственно; дальнейшего увеличения результатов по указанным показателям выявлено не было. Похожий характер динамики может объясняться возрастанием одной и той же способности участников – контролировать одновременно несколько параметров позы, движений. В частности, сохраняя прямизну в корпусе, участники лишь к 10‑12 срезам научились отслеживать работу других частей своего тела: например, следить за тем, чтобы колено оставалось выпрямленным на батманах.
Во время 11-14 измерениях (февраль-март) были отмечены следующие особенности. У Иры, Ники, Ясмины, Лены С. и Оли С. и некоторых других исчезла наблюдавшаяся ранее ошибка - излишнее поднимание плеч при выполнении плие, батманов и др. упражнений, то есть, приспособительные позо-тонические напряженияв теле при выполнении танцевальных элементов. Напомним, что речь идет о синкинезиях - излишнем задействовании мышц, не включенных непосредственно в определенное движение (сохранение позы), что помогало на начальном этапе освоения движений выполнить сложные элементы экзерсиса классического танца. Исчезновение синкинезий, согласно теории развития двигательных навыков Н.А. Бернштейна, свидетельствовало о том, что произошло накопление опыта коррекций движения и передача коррекций на фоновые уровни, то есть качественное изменение навыка. Действительно, выполняемые испытуемыми танцевальные движения стали менее скованными, появилась легкость, грациозность. Данный факт можно рассматривать в качестве косвенного подтверждения качественной перестройки двигательного навыка.
При межгрупповом сравнении данных было выявлено, что уровень показателей «двигательная стойка» и «распределение движений в пространстве», начиная с 10-го и с 8-го измерений, соответственно, был статистически значимо выше в группе КХ, чем в группе МД. По показателям «овладение движениями» и «согласование движений с музыкой» статистически значимых различий между группами испытуемых выявлено не было.
Выводы:1. Феноменологические описания индивидуальных случаев позволили раскрыть психологический смысл показателей телесности, взятых из танцевальных практик. 2. Благодаря использованию описаний индивидуально-личностных проявлений телесности в танце удалось сделать содержательный анализ динамики этих показателей. 3. Сочетание количественных оценок и качественного анализа дало возможность выявить как общие психологические закономерности формирования телесности участников в ходе танцевальной практики, так и описать индивидуальные особенности этого процесса.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя