logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Представление о собственной уникальности.

Егорова М.С.

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова,

Москва

При исследовании индивидуальности человека психология с конца XIХ в. использует два кардинально различающихся подхода. Первый из них - это поиск общих закономерностей, при котором индивидуальные различия воспринимаются как несущественные и даже мешающие построению некоторой обобщенной картины психологической реальности. При всех достижениях данного подхода за его пределами остается индивидуальный субъект, что приводит к возникновению психологических абстракций и в конечном счете - к уходу от психологической реальности, которая существует только в многообразии индивидуальных структурированных форм.

Второй подход рассматривает индивидуальные различия как центральную проблему исследования и задает определенные рамки их анализа - построение типологий, выделение крайних групп, анализ вариативности (исследование интериндивидуальной вариативности, или выяснение того, насколько люди разнообразны в популяции; и исследование интраиндивидуальной вариативности, или исследование индивидуальных особенностей конкретного человека и выяснение того, насколько человек тождественен самому себе).

Наименее разработанной областью исследования индивидуальных различий является анализ интраиндивидуальной вариативности. Этот подход (или идиографический анализ индивидуальности) возник в психологии раньше номотетического, расцвел в психиатрии (в тот ее период, когда она решала собственно психологические проблемы), но со всей очевидностью вступил в противоречие с традициями философской мысли, выработавшей каноны позитивной науки, воспринятые психологией.

Неопределенность представлений об интраиндивидуальной вариативности, свойственная и научной психологии, и обыденному сознанию, приводит к ряду парадоксов. С одной стороны, признается уникальность каждого человека (генетическая неповторимость; особое сочетание условий развития; ценность и незаменимость каждого). С другой стороны, люди воспринимаются как толпа и в прямом, и в метафорическом смысле, а уникальность - как то, чем отмечены только некоторые.

Парадоксальность представлений о собственной уникальности и была предметом нашего исследования. Респондентам (более 500 человек, возраст 19-23 г.) было предложено написать, в чем они видят собственную уникальность и в чем они видят уникальность ряда литературных персонажей.

В большинстве текстов уникальность описывается через перечисление черт, которые воспринимаются авторами, если не как суть уникальности, то как выражение этой сути. При этом практически отсутствуют характеристики, которые определяют выраженность других особенностей (т.е. не упоминаются так называемые «кардинальные» черты).

Кроме приведения каталога различных качеств, респонденты писали о неповторимости сочетания отдельных характеристик, неповторимом стечении обстоятельств, в которых происходило их формирование (об особенностях жизненного пути и жизненного опыта), о незаменимости в жизненном пространстве, об особенностях субъективного восприятия мира («мой внутренний мир не похож на внутренний мир других людей» или, как вариант, «другие не могут меня понять»).

При анализе уникальности «других» (литературных персонажей) использовался более ограниченный каталог свойств и наибольшее внимание уделялось тому, как описываемый персонаж проявляет себя в общении.

В описаниях уникальности (и своей, и других) выделяются два основных противоречия.

1. Все люди уникальны (по чертам, сочетанию черт и жизненным обстоятельствам, которые их формировали). Но по-настоящему уникальны только некоторые (люди с особыми талантами),

2. Все вокруг нас (и мы сами) уникальны, но для других каждый человек такой же, как все (уникальность вряд ли воспринимается как таковая другими). Более того, у респондентов явно или имплицитно присутствует готовность согласиться с тем, что другие могут не признавать твою уникальность и не считаться с ней.