Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
Васина А.Н.
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова,
Москва
Ранее исследователями было показано, что рождение ребенка представляет собой нормальный кризис в жизни родителей. Подробное развитие представлений о перинатальном периоде как о кризисе началось с Г.Бибринг (G.Bibring, 1959), которая начала рассматривать беременность, т.е. часть перинатального периода, как нормальный кризис. В дальнейшем исследователи распространили представление о нормальном кризисе на весь перинатальный период, включающий в себя беременность, роды и послеродовой период (Л.Л. Баз и др., 1993, Л. Брюдаль, 1998, и т.д.). Л.Брюдаль (Л. Брюдаль, 1998) показала, что этот кризис в отличие от многих других затрагивает как психические, так и телесные процессы. И это касается не только беременности и родов, но и послеродового периода, во время которого происходит восстановление организма женщины после беременности и родов, становление лактации и т.д.
Но в настоящее время послеродовой период женщины с точки зрения психологии изучается гораздо в меньшей степени, чем беременность, хотя вопрос о психосоматических взаимодействиях в этом периоде, на мой взгляд, стоит не менее остро, чем во время беременности и родов. Данная статья как раз и посвящена более подробному рассмотрению вопросов о психосоматических взаимосвязях в послеродовом периоде.
Одной из важнейших линий в изучении психосоматических взаимодействий в послеродовом периоде я посчитала исследование того, от каких факторов зависит функционирование процесса лактации. Различные варианты функционирования процесса лактации это: нормальное функционирование, недостаток молока, отсутствие молока, отказ ребенка от груди, наличие маститов и т.д. Данное исследование будет посвящено тому, какие особенности воспитания в детстве могут коррелировать с возникновением маститов в послеродовом периоде, т.е. воспалительных заболеваний молочной железы, как правило, имеющих инфекционную природу. Казалось бы, некоторые сомнения могло бы вызвать представление о связи психологических факторов и инфекционного заболевания, но все дело в том, что даже по различным медицинским данным последнего времени большинство людей носит в себе какую-нибудь инфекцию, но только у одних людей она проявляется, а других – нет. Выявлению таких психологических особенностей как особенности семейного воспитания тех, у кого она проявляется, и будет посвящено данное исследование. Возникновение маститов в послеродовом периоде в качестве изучаемого нарушения было избрано в связи с тем, что отличие женщин с маститами от женщин с нормальной работой лактационной функции по сравнению с женщинами с другими нарушениями в послеродовом периоде оказалось наиболее явным. В данной работе изучался вопрос о том, как особенности собственных взаимоотношений с родителями у изучаемых женщин влияют на возникновение маститов.
Для изучения данного вопроса использовалась специально разработанная анкета, которая давалась родильницам для заполнения, а также методика PARI, которая давалась для заполнения матерям родильниц. Все исследуемые родильницы были в возрасте от 19 до 30 лет, замужние, с естественным родоразрешением, с первой беременностью и первыми родами, а также отбирались те родильницы, у которых ребенок был желанным. Исследование проводилось на сроке 3 дня после родов и дублировалось на сроке 1,5 месяца после родов. Для исследования было набрано 2 группы женщин: для первой группы отбирались женщины (в дальнейшем – группа «норма»), использующие естественное вскармливание, без проблем с кормлением, без депрессии в послеродовом периоде, для второй группы отбирались женщины с естественным вскармливанием, но у которых в послеродовом периоде был мастит. Для дальнейшей достоверности результатов женщины отслеживались до 1 года от момента родов, чтобы избежать возможности появления более поздней депрессии или более поздних маститов, а также отобрать тех, у кого естественное вскармливание продолжалось не менее 2х месяцев. Женщины с неподходящими характеристиками исключались из дальнейшей статистической обработки.
Анкета для родильниц показала, что самой главной причиной для искажения телесного опыта женщин в послеродовом периоде является то, что у родильниц имелся недостаток телесного контакта с их собственными матерями в детстве, т.е. матери их мало обнимали, целовали, купали т.п. в детстве, точнее – так казалось самим родильницам.. Недостаток телесных контактов в детстве описывали 22% женщин без патологии в послеродовом периоде и 71% женщин с маститами. Некоторые из вариантов, почему был ограничен данный телесный контакт, приводятся ниже. Мама Галины Г. была очень жестким человеком, и телесный контакт был просто не в ее «стиле», считался «телячьими нежностями». Мама Зои Р., поволжская немка, старалась поддерживать достаточно доверительные отношения со своей дочерью, однако, телесные контакты, в традициях немецкого воспитания, не были приняты в семье. Мама Ирины Б. была бы рада предоставить дочери телесный контакт, однако, она не умела этого делать. Мама Наташи Ш. больше была занята построением карьеры, поэтому через некоторое время после рождения ребенка оставила ее на несколько лет бабушке, прилетая из-за границы в основном только на время отпуска. Мама Светы Б. оказывала больше телесного внимания ее сестре, поскольку когда ее младшая сестра родилась, их отец решил, что она - не его дочь и по большей части игнорировал ее; его жене было жалко свою младшую дочь, поэтому большую часть внимания она уделяла ей и в общем-то больше любила ее, а не Светлану. Мама Тани Р. занималась устройством своей личной жизни, в обустройстве которой Таня только мешала, ей было почти безразлично ее существование и т.д. И здесь надо отметить, что для нормального протекания послеродового периода на телесном уровне необходимо нормальное телесное участие именно матерей, поскольку многие женщины с маститами отмечали, что у них был прекрасный телесные контакт с отцами, причем даже чаще, чем в норме, а также - с бабушками, нянями и т.д., но это их не спасало от возникновения маститов.
И это вполне согласуется с концепцией Выготского Л.С. о компонентах социальной ситуации развития, поскольку вследствие того, что мать будущей родильницы по разным причинам ограничивает свой телесный контакт с ней, происходит нарушение презентации материнского тела в сознании родильницы, что отражается на презентации в сознании собственного тела родильницы. Такую нарушенную презентацию в сознании можно образно выразить фразой: «Материнского тела нет», которая отражается в дальнейшем, когда женщина сама становится матерью, т.е. в послеродовом периоде, на том, что у женщины возникает мастит, поскольку мастит в своем конечном проявлении, т.е. в случае доведения его до шестой стадии, что случается крайне редко, приводит к ампутации груди, в чем и заключается реализация данной нарушенной презентации в сознании, т.к. именно грудь рассматривается как атрибут материнского тела.
Кроме разницы в телесном контакте оказалось, что матери родильниц с маститами по методике PARIотличаются от матерей родильниц группы «норма» по следующим шкалам: у них сильно повышены по сравнению с нормой баллы по шкалам «ограниченность интересов женщины рамками семьи», «установление отношений зависимости», «создание безопасности», «семейные конфликты», «излишняя строгость», «подавление агрессивности», «неудовлетворенность ролью хозяйки дома», «уклонение от контакта с ребенком», «невключенность в дела семьи мужа», «подавление сексуальности», «чрезмерное вмешательство в мир ребенка», «уравнительные отношения между родителем и ребенком», «стремление ускорить развитие ребенка», понижены - по шкале «развитие активности ребенка». Выявленные факторы в совокупности способствуют, с одной стороны, возникновению бессознательного восприятия у будущей родильницы роли матери как несущей не только положительные эмоции («ограниченность интересов женщины рамками семьи», «неудовлетворенность ролью хозяйки дома», «невключенность в дела семьи мужа» и т.д.), а с другой – препятствуют становлению оптимального телесного развития («уклонение от контакта с ребенком», «подавление сексуальности» и т.д.), что в конечном итоге приводит к тому, что телесное становление женщины как матери нарушается.
Т. о. можно заключить, что возникновению мастита в послеродовом периоде женщины способствуют ее неоптимальные отношения с собственной матерью в детстве.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя