Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
Купренюк С.М.
Санкт-Петербургский государственный университет,
Санкт-Петербург
Модифицированная методика MONEY(авторJ.Money, 1976) состоит из 4 ломаных линий, расположенных на листах вертикально, при чем на первом есть пробный «лабиринт». От первого к последнему постепенно кривые усложняются, т.е. меняются величины углов. Предполагается, что это некий путь следования в городе, который надо пройти за минимальное количество времени при этом постараться точно указывать повороты – правый или левый, и вернуться обратно. Данная методика использовалась в Великобритании при исследовании влияния пространственной ориентации в профессиональной деятельности. Методика дает возможность оценить различия между «personalorientation” и “exstrapersonalorientation», или между разворотами и вращением вокруг своей оси, когда точкой отсчета является собственное тело. Важно отметить, что «Standardisedroadmaptestofdirectionsense» чувствителен к возрасту человека, его проходящего (Foreman,UK).
В данном исследовании принимали участие подростки, занимающиеся помимо школы танцами и не занимающиеся. Было предположено, что у первых (экспериментальная группа) больше развита пространственная ориентация, чем у вторых (контрольная группа).
Надо отметить, что танец здесь понимается как комплекс движений, построенный на основе определенных правил, это не только классический танец, ярким примером которого является балет, но и современные направления.
В результате проведенных эксперимента и анализа данных по t-критерию и корреляционного анализа были выявлены следующие отличия между контрольной и экспериментальной группами.
Средние временные характеристики по методике Moneyсвидетельствуют о незначительной разнице между группами. Хотя в целом экспериментальная группа затрачивала времени меньше на прохождение «лабиринтов», особенно в направлении снизу-вверх. Средние значение говорят, что, в общем, на один «лабиринт» контрольная группа затрачивала 22,5 (снизу-вверх) и 23,7 (сверху –вниз) секунд, на что экспериментальной хватало 19,8 и 22,7 соответственно. Любопытно, что ошибок в среднем у первой группы на единицу- две больше во всех заданиях, чем у второй. Хотя у экспериментальной группы, достаточно большая разница во времени, затраченном на «трассы» снизу-вверх и сверху -вниз, но у них меньше разброс по ошибкам 6,2 и 7,4, тогда как у контрольной времени уходило примерно одинаковое количество, а сумма ошибок возрастает от 7,6 до 9,6. Это может частично подтверждать гипотезу о дифференциации пространственного восприятия у «танцоров».
Анализ значимых переменных по t-критерию Стъюдента проводился в следующей последовательности; сначала было проведено сравнение двух групп – контрольной и экспериментальной (1). Далее обе группы были разбиты по половому признаку на подгруппы и сравнивались подгруппы мальчиков и девочек в рамках своих групп (2-экспериментальная, 3- контрольная). И последним этапом стало сравнение экспериментальной и контрольной подгрупп мальчиков (4) и экспериментальной и контрольной подгрупп девочек (5). В итоге были получены следующие результаты.
В первой выделенной для анализа группе были выявлены статистически значимые различия по t-критерию между контрольной и экспериментальной группами, где> 0, 001. Были найдены статистические различия между этими же группами по одной из переменных в методикеMoney, ею стало количество ошибок, сделанных при прохождении третьей трассы снизу-вверх. При>0, 001 и разнице в средних значениях в контрольной группе равно 2,8, а в экспериментальной равно1,7; можно говорить, что у второй группы более быстро происходила адаптация к условиям конкретной задачи, тогда как у первой снижалась концентрация внимания.
Во второй выделенной для анализа группе были выявлены 12 статистических различий. В экспериментальной группе при сравнении данных девочек и мальчиков - составляет от 0,05 до 0,001 для всех переменных. Причем 6 из них являются временными характеристиками методикиMoney. Средние показатели у девочек значительно выше, чем у мальчиков как минимум на 7 позиций, что может свидетельствовать о более развитом пространственном восприятии у мальчиков. Значимые различия в суммарных временных величинах, затраченных на прохождение как снизу-вверх, так и сверху -вниз в методикеMoneyпри существенном различии средних значений в подгруппах (у мальчиков 61,5 и 70,5 секунд соответственно, у девочек 88,5 и 101,3) еще раз подтверждает выше изложенное объяснение. Также как сравнение средних значений затраченного времени на прохождение данных «лабиринтов». При разнице в средних значениях как минимум в 7 единиц, мы можем говорить, что мальчики существенно меньше затрачивали времени на данную часть эксперимента.
В третьей анализируемой группе найдены 6 статистических различий. Существуют значительные отличия между мальчиками и девочками в контрольной группе по переменной - время, затраченное на прохождение первого и третьего «лабиринтов» при от 0,05 до 0,001. Причем время, затраченное девочками значительно больше, чем у мальчиков, из чего может следовать, что и в контрольной группе у мальчиков более развито пространственное восприятие.
Сравнение подгрупп мальчиков в контрольной и экспериментальной группах дало 10 значимых различий, все они - переменные описывающие методику Moneyпять относятся к путешествию снизу-вверх, а пять сверху -вниз. Два значимых различия было обнаружено во временных параметрах, описывающих третий и четвертый «лабиринт» при движении снизу-вверх, что вылилось в существенные различия и по общей сумме времени затраченного на прохождения время и среднего значения этого параметра, приот 0,01 до 0,001. Причем средние значения в контрольной группе существенно больше, чем в экспериментальной, что свидетельствует о более развитом восприятии пространства у мальчиков, занимающихся танцами. Оставшиеся различия подтверждают тот же самый факт, только описывают суммарное временное значение и среднее время, затраченное на прохождение «лабиринтов» сверху -вниз и количество ошибок в них же (например, 9,8 среднее количество ошибок у мальчиков в контрольной группе и 5,3 у мальчиков).
Не было обнаружено статистически значимых различий по t-критерию Стьюдента между подгруппами девочек экспериментальной и контрольной.
На основании проведенного экспериментального исследования и обобщения результатов можно сделать следующие выводы:
1) занятия танцами положительно влияют на развитие способности к пространственной ориентации, что является новым результатом, как для отечественных, так и для зарубежных исследований. Что может быть, важным моментом в развитии психических функций. Психологи разных школ (психоаналитической; когнитивной и др.) в разное время указывали на важность пространственного развития ребенка в процессе формирования личности. Важно подчеркнуть, что занятия танцами, очевидно, развивают устойчивость успешности выполнения пространственных задач.
2) фактор занятия танцами оказал большее влияние на развитие пространственного восприятия у мальчиков, чем у девочек. Кроме того, в целом, мальчики показали большую успешность в выполнении пространственных задач.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя