Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
Горковлюк М. А., Мазур Е.С.
Государственный научный Центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Москва.
Среди разнообразных психотерапевтических подходов внимание практиков привлекает соматическая терапия психической травмы как одно из наиболее эффективных направлений по разрешению травматических переживаний. В рамках данного подхода особая роль отводится переживанию телесного опыта или соматическому процессу, а метод работы с травмой получил название соматическое переживание(Levine, 1998).
Метод соматического переживания основан на изучении естественного инстинктивного поведения как модели исцеления разнообразных травматических расстройств и тревожных симптомов. В ходе соматического переживания разворачивается телесный процесс, который позволяет завершиться посттравматическим реакциям и облегчить тревожные симптомы.
Соматическое переживание опирается на психотерапевтическую ценность телесного осознавания, в процессе которого происходит трансформация реактивных дезадаптивных реакций на травматическое событие в активные адаптивные реакции. Данный подход рассматривает индивидуальные паттерны реакций на травматическое событие и способствует восстановлению ресурсов, которые были утрачены или недостаточны во время травматической, угрожающей жизни ситуации. На телесном уровне ресурсы выступают в виде внутренних реакций - ориентировочной реакции и защитных реакций бегства или борьбы, которые позволяют успешно разрешить травматическое событие. Соматическое переживание является терапевтическим подходом, которые опирается на существенную роль телесного опыта в организации поведения и аффекта и рассматривает инстинктивное поведение как источник способности организма к саморегуляции и исцелению.
Таким образом, что в основе исцеления травмы лежит индивидуальный процесс саморегуляции, который разворачивается как на психологическом, так и на соматической уровнях. В ходе этого процесса происходят преобразования травматических реакций в нормальные адаптивные реакции на смысловом, эмоциональном и поведенческом уровнях психической деятельности.
Нами была проведена специальная психотерапевтическая программа работы с психологическими травмами, где был использован метод соматического переживания. В программе приняло участие 8 пациентов, страдающих депрессивными и тревожными расстройствами, переживающих эмоциональные травмы межличностных конфликтов, потери близких, развода, а также хронических соматических заболеваний. В ходе выполнения программы нами было проведено исследование динамики состояния и психологических изменений у пациентов в результате психотерапевтической работы. Использовались такие методики как УСК, СЖО и тест SCL-90. Исследование проводилось на базе Отдела пограничной психиатрии ГНЦ ССП им. В.П. Сербского.
Практическая психотерапевтическая работа с пациентами сочетала в себе индивидуальную и групповую работу и проводилась в основном как индивидуальная терапия пациентов в группе. Наша практика показала, что работа с травмой требует сугубо индивидуального подхода, поскольку травма является глубоким интимным личным переживанием. Акцент в нашей практической работе делался на телесных методах и индивидуальном соматическом процессе.
Программа нашей работы была построена на определенных психотерапевтических принципах соматической терапии психической травмы (Мазур Е.С., 2005).
Работа по разрешению травмы начиналась с создания чувства безопасности у пациентов, которое сопровождалось ощущением комфорта, надежности, доверия, открытости. Создание безопасности требовало установления ясных терапевтических отношений, границ и построения терапевтического альянса. Эта работа проводилась индивидуально с каждым пациентом. На этом этапе проводилась также работа по развитию способности к контейнированию своих переживаний. Контейнирование развивалось в ходе опыта осознавания пациентами своих телесных ощущений, а также соматически переживаемых чувств и смыслов. Контейнирование и безопасность являлись теми базовыми условиями, которые были необходимы для построения творческой саморегуляции.
Второй этап был посвящен созданию ресурсов, которые представляли собой позитивное ощущение себя, помогающее сохранять и поддерживать ощущение собственной внутренней целостности перед лицом возможного разрушения при травме. За счет создания и использования ресурсов происходило восстановление и развитие способности к саморегуляции у пациентов. Построение ресурсов происходило методом соматического переживания и сопровождалось положительными телесными ощущениями тепла, расслабленности, спокойствия, легкости, расширения. На этом этапе нами широко использовалась техника прослеживания ощущений. Построение ресурсов проходило с опорой на индивидуальный телесный опыт каждого пациента. Построение ресурсов открывало доступ к позитивным жизненным переживаниям, усиливало ошушение жизненности и собственной силы.
На третьем этапе происходила работа с травматическими переживаниями пациентов.
В работе с травматическим опытом пациентов мы опирались на базовые понятия соматической терапии: понятия «воронка травмы» и «воронка исцеления», система «SIBAM» . «Воронка травмы» отражала все чувства и ощущения, которые имели отношения к травме. К травматической воронке относились переживания дискомфорта, страха, подавленности, упадка сил, замороженности, напряжения и др. « Воронка исцеления» содержала в себе все то, что помогает излечить травму. Построение исцеляющей воронки происходило через чувствование телесных ощущений, и сопровождалось позитивными чувствами тепла, удовлетворенности, расслабленности, спокойствия, легкости, полноты. На этом этапе широко использовалась техника горизонтального тетрирования, когда происходило медленное переключение внимания пациентов от одной воронки к другой вплоть до разрешения симптомов. В ходе работы у каждого пациента разворачивался индивидуальный соматический процесс, который характеризовался специфической динамикой симптомов. Индивидуальный характер соматического процесса особенно отчетливо проявлялся в ходе работы с системой SIBAM. При использовании этой системы соматический процесс каждого пациента двигался по пути разворачивания ощущений, образов, движений, чувств и смыслов. В индивидуальном соматическом процессе каждого конкретного пациента, как правило, преобладал один из выше описанных элементов системы - образ, или движение, или чувство, или смыслы. Трансформация травматических реакций в нормальные, живые и естественные происходила по одному из преобладающих каналов соматического процесса в зависимости от индивидуальных особенностей пациентов. Травматическое переживание завершалось изменение его смысла.
Индивидуальная динамика эффективности проведенной работы нашла отражение в данных экспериментального исследования. Результаты методики СЖО показали, что у пациентов появилась тенденция к нахождению новых смыслов жизни, которые позволяли им воспринимать жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом. Данные методики УСК показали, что у пациентов произошло повышение внутреннего контроля, появилось осознавание своей роли в психотравмирующей ситуации, и пришло чувство ответственности за события своей жизни, Данные шкалы SCL выявили снижение уровня соматизации и тревожности у пациентов. Эти данные указывают на восстановление способности саморегуляции на смысловом, эмоциональном и телесном уровнях психической деятельности.
В целом, все даные проведенного исследования свидетельствуют, что у пациентов в ходе психотерапии произошло развитие способности к индивидуальной саморегуляции, что позволило разрешить психологическую травму.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя