logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса

Харитонова А.Ю.

Психолог МГУ, телесно-ориентированный терапевт, инструктор медитативного танца,

Москва

Медитативный танец (также носящий название сакральный) является одним из уникальных психотерапевтичеких средств, используемых в работе с пациентами и клиентами в рамках экзистенциально-инициальной психотерапии, основанной более 50 лет назад К.Г. Дюркхаймом и Марией Гиппиус (Германия).

Считается, что в отличие от субъективности многих танцев современности, медитативные танцы являются отражением через движения тела человека объективных законов, управляющих, в том числе, и психологическим состоянием человека. Они имеют древнюю историю, восходят к различным традициям (ассирийской, вавилонской, египетской, греческой, раннехристианской, суфийской) являются разнообразными по форме, с повторяющимся набором элементов, как правило задействующих все тело и исполняющихся совместно под музыку.

В рамках представляемого нами экзистенциально-инициального подхода к психотерапии, сочетающего в себе традицию аналитической психологии К.Г. Юнга и духовных практик Востока, медитативный танец рассматривается как оформленное в движении культурно заданное средство опосредования, передачи и непосредственного проживания не только телесного и эмоционального, но и душевно-духовного опыта человека.

Как и любая другая культурная форма (по Л.С. Выготскому) танец сначала является лишь внешним знаком, не несущим субъективной ценности. Однако он может ожить и обрести индивидуальный смысл в процессе совместной деятельности, в данном случае – в процессе психотерапии с использованием медитативного танца, в которой и психотерапевт, и сам танец являются проводниками, следующими за, свидетельствующими и раскрывающим происходящий с пациентом опыт. В отличие от интерпретативного подхода, реализуемого, скажем, в классическом психоанализе, в рамках инициальной психотерапии пациенту не вменяется значение танца или движения. Ему предоставляется возможность самому ощутить, почувствовать, понять и прожить всем собой архетипическую форму танца и вынести из нее свой собственный неповторимый опыт.

Любой психологический кризис или дискомфорт рассматривается нами прежде всего как утрата целостности своего Я, потеря контакта с постоянно живым внутренним источником своей индивидуальности. Эта потеря является естественным процессом на пути личностного роста и духовного становления человека. Осознавая или нет, в своей жизни человек, подобно птице-Феникс, с определенной периодичностью проходит стадии «умри – и стань»своего Я: утраты и последующего обретения заново собственной индивидуальности.

Медитативный танец позволяет решить основные задачи, стоящие перед психотерапией личностного кризиса. Периодичность, цикличность и архетипическое качество танца помогают состояться процессу отхода от прежнего кристаллизовавшегося образа Я, не позволяющего сделать новый шаг на пути дальнейшего становления своей индивидуальности.

Диалог с архетипом танца позволяет человеку прожить и при-своить (то есть сделать их частью своей индивидуальности) содержащиеся и передаваемые через него архетипические качества и свойства, необходимые для обретения им вновь утраченной целостности. Вечное и бесконечное пространства архетипа танца начинает проявляться через телесно-душевную индивидуальность конкретного человека и говорить с ним на его языке.

Таким образом важно отметить, что в процессе медитативного танца пациент является не пассивным объектом терапевтических «манипуляций», а активным участником и сознательным преобразователем своего внутреннего состояния.

Процесс многолетней практики использования сакрального танца в психотерапии позволяет нам сделать вывод о том, что данное направление психотерапевтической работы может и должно стать важным дополнениям к классическим терапевтическим подходам к психотерапии личностного кризиса.