Психика и тело – целостность индивидуальности.
И.Н. Карицкий,
Государственный университет управления,
Москва
Психика и тело не просто связаны многообразными процессами, в которых одно получает представительство через другое: душевный ли порыв манифестируется в телесных проявлениях или соматические состояния обнаруживаются в психическом содержании, – психика и тело – два разных способа, какими единое целое под названием «человеческая индивидуальность» являет себя как самому себе, так и миру. Психика нервами пророщена в тело, каждое движение тела есть движение души (с известным допущением). Тело – инструмент души, которым та осуществляет себя в мире.
В онтогенезе психика формируется и развивается через тело, человек, осваивая мир через многообразные движения тела, приходя в соприкосновение с миром через тело, организует и самого себя, и свою собственную психику. С рождения тело служит и средством общения с другими людьми, а через общение – наполняя психику все новым и все более сложным содержанием, впуская в себя другого и входя в другого, осваивая и присваивая различные знаковые системы и смыслы, наконец, рождая свои собственные, уникальные, – тело служит душе. Где грань между телом и психикой, существует ли она? Психика усложняется вместе с телом, тело развивается вместе с психикой. Душа присутствует в кончиках пальцев, когда человек трогает ими мир, в глазах, когда человек впитывает ими красоту природы, и чем совершеннее чувственный опыт души, тем многограннее ее восприятие мира. Когда страдает душа, тело терзается вместе с ним, и если душа принимает решение умереть, умирает вместе с ней ее тело. Сильная душа делает сильным и тело, а слабая душа ослабляет тело: оно становится дрожащим и пресмыкающимся. Совершенной душе открываются тонкие телесные пласты, духовный опыт одновременно является и телесным опытом, например, как он открывается в религиозных переживаниях или трансперсональных практиках.
У ментально ориентированных людей существует иллюзия разделения тела и психики. Часть психического содержания отождествляется с Я, а тело принадлежит этому Я как биомеханическая машина, способная к определенной работе. Отстранение от собственной телесности, пренебрежение ею, в конечном счете, приводит к соматическим проблемам, которые могут быть разрешены только обретением собственного тела. Но в этом и вся проблема: установка на разделение уже совершила свое дело – душа отстранилась от тела как чуждой себе субстанции, и обратный путь сложен, если ни невозможен, т.к. надо отказаться от «самого себя» такого, который был намыслен долгими годами ментального конструирования идентичности. Непосредственный чувственный опыт утрачен, является чем-то незнакомым, запредельным, чуждым, а ментальная практика привычна и изощренна, и она подменяет собственной иллюзией ощущение жизни. Чужие слова уже давно стали тем покровом, который скрыл правду чувств, и ментальный человек не верит себе, поскольку порвал с собственным телом и собственным духом. Но тело живет, и хотя многого недополучает при дневном свете, востребывает свое при лунном, навевая душе сладкие грезы об утраченном райском саде и томит своим страданием утраченной гармонии единства непосредственной жизни. Ментальному человеку сложно вернуться к своему телу, но попытка того стоит, поскольку чревата миром с самим собой.
Ментализированность современного человека – это беда нынешнего общества. Огромный поток информации сбивает человека и превращает его в машину по переработки данных, недаром метафора психики в когнитивной психологии, переживающей расцвет сегодня, – компьютер. И человек, действительно, все более погружается в пучину информации, формализованных процедур, постепенно утрачивая представление о реальности, стоящей за ними, разучаясь слушать ее, внимать ее голос, становящийся все более тихим, исчезающим за потоком искусственных значений. Но насколько бы ни были для сознания утрачены прочие слои психического, заслоняемые ментальным потоком, они живут своей тайной жизнью, может быть скромнее, чем могли бы: живут тело, энергия, чувства, эмоции, возвышающийся над всеми дух. Интеллект пытается править ими всеми, но ему известны только искусственные правила, и он не знает правды, сокрытой в теле, в чувстве и духе. Тело прощает прегрешения ума, и долгое время справляется с порожденными ими проблемами, чувства выискивают ниши и щели, чтобы прорасти в них, дух ждет своего часа, часа, когда ментальность запутается окончательно и смирится под тяжестью собственных заблуждений: ведь только своим горьким опытом человек может открыть себе сокровенное пространство правды тела, чувства и духа. И тогда рождается новый опыт, в котором возможно единство тела и души, открытие человеком собственной индивидуальности в самом себе, а не существование в привнесенной извне иллюзии себя.
И хотя разделенность тела и души существует для ментального сознания, это именно сознаваемая, представляемая разделенность, граница и препятствие, воздвигнутое умом. Стоит убрать эту преграду и единство может быть возвращено, сознание воспримет более широкий спектр реальности, тело, эмоциональность, ментальность и дух обретут гармонию и синергию, индивидуальность воспримет собственную полноту как обретение себя и возвращение к себе. Но убрать ментальное препятствие непросто – это труд души, который должен быть совершен путем трансцендирования себя актуального за свои границы, преодоление собственных и многообразных ограничений. Заранее никогда неизвестно как это должно быть сделано, каждый шаг болезненен и страдателен, совершенный в неизвестность, где все чревато либо смертью, либо возрождением. Это путь среди собственных призраков и мертвецов, ложных отождествлений и многоразличных иллюзий, цепко хватающих рискнувшего на подвиг самопознания. Но награда велика: в конце пути ты встретишь себя.
Как реакция на ментализированность современного общества и как способ отыскивания себя, сегодня все более широко востребованы психологические практики, среди них особое значение имеют телесно-ориентированные, трансперсональные, духовные и интегративные. Если ментальные искания и ментальные практики замкнуты на себе и не обращены, по большому счету, к реальности, являясь блужданием в словах, в лучшем случае – осторожным мастерством движения в понятиях, то эти четыре повернуты к действительности. В первом случае в основном телесной, чувственной, наполненной витальной энергией, экспрессивной и эмоциональной, но к действительности, к личному опыту постижения себя, своего тела, своих чувств, своих возможностей, других людей и природы. Трансперсональные и духовные практики приоткрывают покровы иных реальностей, слабо социализированных, почти не вовлеченных в обыденный круговорот вещей, запретных, трансцендентных обычному опыту. И в них тело играет свою важную роль, будучи инструментом души, через который она открывает миры. Интегративные практики нацелены на возвращение человеку утраченного им единства, на в основном медленное, но иногда и опасно резкое обретение собственных частей на разных планах индивидуальности, чреватое потерей привычных ориентиров и смещением реальности, но жаждуемое душой, стремящейся узнать себя лицом к лицу.
Таким образом, индивидуальность постигает себя в процессе отождествлений и разотождествлений, часто ложных, но составляющих ее необходимый опыт самопознания, она есть постоянный поиск самое себя, движение, в котором она возвращает себе свое тело, свои чувства, свой собственный дух. В конечном счете, индивидуальность постигает свою целостность как единство души и тела, в котором одно неотделимо от другого, как мыслящее и переживающее тело и как психику, наполненную телесными впечатлениями и движениями.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя