logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Психика и тело – целостность индивидуальности.

И.Н. Карицкий,

Государственный университет управления,

Москва

Психика и тело не просто связаны многообразными процессами, в которых одно получает представительство через другое: душевный ли порыв манифестируется в телесных проявлениях или соматические состояния обнаруживаются в психическом содержании, – психика и тело – два разных способа, какими единое целое под названием «человеческая индивидуальность» являет себя как самому себе, так и миру. Психика нервами пророщена в тело, каждое движение тела есть движение души (с известным допущением). Тело – инструмент души, которым та осуществляет себя в мире.

В онтогенезе психика формируется и развивается через тело, человек, осваивая мир через многообразные движения тела, приходя в соприкосновение с миром через тело, организует и самого себя, и свою собственную психику. С рождения тело служит и средством общения с другими людьми, а через общение – наполняя психику все новым и все более сложным содержанием, впуская в себя другого и входя в другого, осваивая и присваивая различные знаковые системы и смыслы, наконец, рождая свои собственные, уникальные, – тело служит душе. Где грань между телом и психикой, существует ли она? Психика усложняется вместе с телом, тело развивается вместе с психикой. Душа присутствует в кончиках пальцев, когда человек трогает ими мир, в глазах, когда человек впитывает ими красоту природы, и чем совершеннее чувственный опыт души, тем многограннее ее восприятие мира. Когда страдает душа, тело терзается вместе с ним, и если душа принимает решение умереть, умирает вместе с ней ее тело. Сильная душа делает сильным и тело, а слабая душа ослабляет тело: оно становится дрожащим и пресмыкающимся. Совершенной душе открываются тонкие телесные пласты, духовный опыт одновременно является и телесным опытом, например, как он открывается в религиозных переживаниях или трансперсональных практиках.

У ментально ориентированных людей существует иллюзия разделения тела и психики. Часть психического содержания отождествляется с Я, а тело принадлежит этому Я как биомеханическая машина, способная к определенной работе. Отстранение от собственной телесности, пренебрежение ею, в конечном счете, приводит к соматическим проблемам, которые могут быть разрешены только обретением собственного тела. Но в этом и вся проблема: установка на разделение уже совершила свое дело – душа отстранилась от тела как чуждой себе субстанции, и обратный путь сложен, если ни невозможен, т.к. надо отказаться от «самого себя» такого, который был намыслен долгими годами ментального конструирования идентичности. Непосредственный чувственный опыт утрачен, является чем-то незнакомым, запредельным, чуждым, а ментальная практика привычна и изощренна, и она подменяет собственной иллюзией ощущение жизни. Чужие слова уже давно стали тем покровом, который скрыл правду чувств, и ментальный человек не верит себе, поскольку порвал с собственным телом и собственным духом. Но тело живет, и хотя многого недополучает при дневном свете, востребывает свое при лунном, навевая душе сладкие грезы об утраченном райском саде и томит своим страданием утраченной гармонии единства непосредственной жизни. Ментальному человеку сложно вернуться к своему телу, но попытка того стоит, поскольку чревата миром с самим собой.

Ментализированность современного человека – это беда нынешнего общества. Огромный поток информации сбивает человека и превращает его в машину по переработки данных, недаром метафора психики в когнитивной психологии, переживающей расцвет сегодня, – компьютер. И человек, действительно, все более погружается в пучину информации, формализованных процедур, постепенно утрачивая представление о реальности, стоящей за ними, разучаясь слушать ее, внимать ее голос, становящийся все более тихим, исчезающим за потоком искусственных значений. Но насколько бы ни были для сознания утрачены прочие слои психического, заслоняемые ментальным потоком, они живут своей тайной жизнью, может быть скромнее, чем могли бы: живут тело, энергия, чувства, эмоции, возвышающийся над всеми дух. Интеллект пытается править ими всеми, но ему известны только искусственные правила, и он не знает правды, сокрытой в теле, в чувстве и духе. Тело прощает прегрешения ума, и долгое время справляется с порожденными ими проблемами, чувства выискивают ниши и щели, чтобы прорасти в них, дух ждет своего часа, часа, когда ментальность запутается окончательно и смирится под тяжестью собственных заблуждений: ведь только своим горьким опытом человек может открыть себе сокровенное пространство правды тела, чувства и духа. И тогда рождается новый опыт, в котором возможно единство тела и души, открытие человеком собственной индивидуальности в самом себе, а не существование в привнесенной извне иллюзии себя.

И хотя разделенность тела и души существует для ментального сознания, это именно сознаваемая, представляемая разделенность, граница и препятствие, воздвигнутое умом. Стоит убрать эту преграду и единство может быть возвращено, сознание воспримет более широкий спектр реальности, тело, эмоциональность, ментальность и дух обретут гармонию и синергию, индивидуальность воспримет собственную полноту как обретение себя и возвращение к себе. Но убрать ментальное препятствие непросто – это труд души, который должен быть совершен путем трансцендирования себя актуального за свои границы, преодоление собственных и многообразных ограничений. Заранее никогда неизвестно как это должно быть сделано, каждый шаг болезненен и страдателен, совершенный в неизвестность, где все чревато либо смертью, либо возрождением. Это путь среди собственных призраков и мертвецов, ложных отождествлений и многоразличных иллюзий, цепко хватающих рискнувшего на подвиг самопознания. Но награда велика: в конце пути ты встретишь себя.

Как реакция на ментализированность современного общества и как способ отыскивания себя, сегодня все более широко востребованы психологические практики, среди них особое значение имеют телесно-ориентированные, трансперсональные, духовные и интегративные. Если ментальные искания и ментальные практики замкнуты на себе и не обращены, по большому счету, к реальности, являясь блужданием в словах, в лучшем случае – осторожным мастерством движения в понятиях, то эти четыре повернуты к действительности. В первом случае в основном телесной, чувственной, наполненной витальной энергией, экспрессивной и эмоциональной, но к действительности, к личному опыту постижения себя, своего тела, своих чувств, своих возможностей, других людей и природы. Трансперсональные и духовные практики приоткрывают покровы иных реальностей, слабо социализированных, почти не вовлеченных в обыденный круговорот вещей, запретных, трансцендентных обычному опыту. И в них тело играет свою важную роль, будучи инструментом души, через который она открывает миры. Интегративные практики нацелены на возвращение человеку утраченного им единства, на в основном медленное, но иногда и опасно резкое обретение собственных частей на разных планах индивидуальности, чреватое потерей привычных ориентиров и смещением реальности, но жаждуемое душой, стремящейся узнать себя лицом к лицу.

Таким образом, индивидуальность постигает себя в процессе отождествлений и разотождествлений, часто ложных, но составляющих ее необходимый опыт самопознания, она есть постоянный поиск самое себя, движение, в котором она возвращает себе свое тело, свои чувства, свой собственный дух. В конечном счете, индивидуальность постигает свою целостность как единство души и тела, в котором одно неотделимо от другого, как мыслящее и переживающее тело и как психику, наполненную телесными впечатлениями и движениями.