Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
Кувакина А.А.
Московский педагогический государственный университет,
Москва
Многие психологи отмечают, что деятельность опосредована не только внешними, но и внутренними факторами, такими как позитивные и негативные реакции субъекта на достигнутый им результат, личностные стандарты результатов действия, оценка своих интеллектуальных и физических возможностей и способностей. Однако исследователи редко касаются вопросов изучения мотивации взрослых людей, отличающихся по уровню самооценки и отношения к себе.
Цель предпринятого нами эмпирического исследования заключалась в изучении взаимосвязи между уровнем и структурой самоотношения и особенностями мотивации достижения. В исследовании приняло участие 164 человека в возрасте от 18 до 29 лет, имеющих высшее образование или учащихся в высшем учебном заведении и работающих менеджерами по продажам в компании «Гарант-Виктория» г. Москвы.
Для изучения особенностей самоотношения использовались тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева. Исследование интринсивной и экстринсивной мотивации достижения проводилось с помощью проективного теста Хекхаузена, в котором выделялись две категории - надежда на успех (НУх) и избегание неудачи (ИНх) и методики диагностики стремления к успеху (НУэ) и избегания неудач (ИНэ) Т. Элерса. Достоверность результатов обеспечивалась анализом данных с применением методов математической статистики при помощи программы для обработки подобной информации SPSS. Для проверки нормальности распределения использовался тест Колмогорова-Смирнова. В сравнительном анализе данных были задействованы непараметрические тесты Манна-Уитни и Вилкоксона. Для выявления связи, а также установления влияния между переменными, применялись коэффициент корреляции Спирмена.
В результате исследования были выделены три группы респондентов: с высоким уровнем самоотношения (55 чел.), с низким уровнем самоотношения (51 чел.) и группа со средним уровнем самоотношения (58 чел.).
Полученные данные показали, что для испытуемых с низким уровнем самоотношения характерны средняя по силе выраженности внутренняя мотивация достижения, умеренная тенденция стремления к успеху при наличии внешних стимулов и высокий страх неудачи. При этом показатели самоотношения положительно связаны не только с мотивацией стремления к успеху (с НУэrs= 0,432,p<0,01; с НУхrs= 0,305,p<0,05), но и с мотивацией избегания неудачи (с ИНэrs= 0,551;p<0,01; с ИНхrs= 0,485;p<0,05), т.е. чем ниже самоотношение таких испытуемых, тем ниже стремление добиваться результатов и, в тоже время, меньше страх неудачи, боязнь критики, неуверенность в своих силах и возможностях. Тенденция избегания неудачи в определенной мере обуславливает отказ от мотивации достижения успеха у таких индивидов, т.е. они не стремятся к достижениям, чтобы не ошибаться и не получать критики в свой адрес. Руководителями эти испытуемые были охарактеризованы как неуверенные в своих знаниях, силах и способностях, конформные, склонные соглашаться с мнением группы, даже когда они не уверены в его правильности. Они набирали более низкие баллы при аттестации на соответствие должности, и для них был характерен более долгий адаптационный период вхождения в должность по сравнению с испытуемыми со средним и высоким уровнем глобального самоотношения.
Группе испытуемых с высоким уровнем глобального самоотношения соответствуют высокие показатели мотивации стремления к успеху и средние показатели мотивации избегания неудач. Для этой группы характерно наличие положительной взаимосвязи показателей самоотношения и мотивации стремления к успеху (с НУэrs= 0,532;p<0,01; с НУхrs= 0,375;p<0,05), т.е. чем выше общая оценка себя, тем больше желание достигать результатов. Одновременно наблюдается и отрицательная взаимосвязь с мотивацией избегания (с ИНэrs= - 0,440,p<0,01; с ИНхrs= - 0,334,p<0,05): чем выше самоотношение, тем меньше страх неудачи, желание «подстелить соломки», меньше фиксация на аффективных последствиях возможной неудачи. Руководителями эти сотрудники были охарактеризованы как инициативные, легко воспринимающие новшества, быстро схватывающие новую информацию, легко адаптирующиеся к изменениям, умеющие отстаивать свою позицию. Однако о них отзывались также и как о людях с тяжелым, неуступчивым характером, которых тяжело переубедить, если они не правы.
В группе со средним уровнем самоотношения при более подробном изучении были выделены две подгруппы: Iподгруппа с гармоничным строением самоотношения иIIподгруппа с конфликтным строением самоотношения, при котором высокие показатели когнитивной составляющей самоотношения сочетаются с низкими значениями аффективной составляющей. ДляIподгруппы характерны низкая интринсивная мотивация достижения и высокие показатели экстринсивной мотивации. При этом можно наблюдать обратную корреляцию между показателями экстринсивной и интринсивной мотивации (НУэ и НУх -rs= -0,641,p<0,01; ИНэ и ИНх –rp= -0,437;p<0,05), т.е. чем больше показатели внешней мотивированности, тем ниже внутренняя мотивация субъекта, что подтверждает известный в литературе феномен: «если человек вознаграждается за нечто, что он делает или сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение будет способствовать ослаблению интринсивной мотивации» (Х.Хекхаузен, 2003, с.721).
Во IIподгруппе наблюдались высокие показатели экстринсивной мотивации достижения. Однако интринсивная мотивация в отличие отIподгруппы находится на среднем уровне. Для этой группы характерно наличие положительных корреляционных связей между самоотношением и мотивацией стремления к успеху (с НУэrs= 0,532,p<0,01; с НУхrs= 0,402,p<0,01) и показателями внутренней и внешней мотивации достижения (НУх и НУэ –rp= 0,532,p<0,01; ИНэ и ИНх –rp= 0,342;p<0,05), т.е. чем выше отношение к себе, тем больше стремление достигать результатов, проявлять себя, стремиться к успеху, и одновременно с этим при возрастании внутренней мотивации растет и внешняя, и наоборот. Испытуемые иIиIIподгруппы группы были охарактеризованы как хорошие работники, исполняющие работу в сроки и качественно. Однако если об испытуемыхIподгруппы говорилось просто как о хороших исполнителях, то испытуемыеIIподгруппы были описаны как «болеющие за работу», остающиеся сверхурочно, на которых «можно положиться» и «которые не сбегут, если в компании наступят трудные времена».
Таким образом, проведенное исследование показало, что отличительные особенности уровневых и структурных характеристик самоотношения, по-видимому, определяют специфику мотивации достижения. По крайней мере, можно утверждать, что индивидуальные особенности самоуважения, самоприятия и в целом отношения к себе так или иначе связаны с желанием добиваться успеха и стремлением избегать неудачи.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя