logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения

Кувакина А.А.

Московский педагогический государственный университет,

Москва

Многие психологи отмечают, что деятельность опосредована не только внешними, но и внутренними факторами, такими как позитивные и негативные реакции субъекта на достигнутый им результат, личностные стандарты результатов действия, оценка своих интеллектуальных и физических возможностей и способностей. Однако исследователи редко касаются вопросов изучения мотивации взрослых людей, отличающихся по уровню самооценки и отношения к себе.

Цель предпринятого нами эмпирического исследования заключалась в изучении взаимосвязи между уровнем и структурой самоотношения и особенностями мотивации достижения. В исследовании приняло участие 164 человека в возрасте от 18 до 29 лет, имеющих высшее образование или учащихся в высшем учебном заведении и работающих менеджерами по продажам в компании «Гарант-Виктория» г. Москвы.

Для изучения особенностей самоотношения использовались тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева. Исследование интринсивной и экстринсивной мотивации достижения проводилось с помощью проективного теста Хекхаузена, в котором выделялись две категории - надежда на успех (НУх) и избегание неудачи (ИНх) и методики диагностики стремления к успеху (НУэ) и избегания неудач (ИНэ) Т. Элерса. Достоверность результатов обеспечивалась анализом данных с применением методов математической статистики при помощи программы для обработки подобной информации SPSS. Для проверки нормальности распределения использовался тест Колмогорова-Смирнова. В сравнительном анализе данных были задействованы непараметрические тесты Манна-Уитни и Вилкоксона. Для выявления связи, а также установления влияния между переменными, применялись коэффициент корреляции Спирмена.

В результате исследования были выделены три группы респондентов: с высоким уровнем самоотношения (55 чел.), с низким уровнем самоотношения (51 чел.) и группа со средним уровнем самоотношения (58 чел.).

Полученные данные показали, что для испытуемых с низким уровнем самоотношения характерны средняя по силе выраженности внутренняя мотивация достижения, умеренная тенденция стремления к успеху при наличии внешних стимулов и высокий страх неудачи. При этом показатели самоотношения положительно связаны не только с мотивацией стремления к успеху (с НУэrs= 0,432,p<0,01; с НУхrs= 0,305,p<0,05), но и с мотивацией избегания неудачи (с ИНэrs= 0,551;p<0,01; с ИНхrs= 0,485;p<0,05), т.е. чем ниже самоотношение таких испытуемых, тем ниже стремление добиваться результатов и, в тоже время, меньше страх неудачи, боязнь критики, неуверенность в своих силах и возможностях. Тенденция избегания неудачи в определенной мере обуславливает отказ от мотивации достижения успеха у таких индивидов, т.е. они не стремятся к достижениям, чтобы не ошибаться и не получать критики в свой адрес. Руководителями эти испытуемые были охарактеризованы как неуверенные в своих знаниях, силах и способностях, конформные, склонные соглашаться с мнением группы, даже когда они не уверены в его правильности. Они набирали более низкие баллы при аттестации на соответствие должности, и для них был характерен более долгий адаптационный период вхождения в должность по сравнению с испытуемыми со средним и высоким уровнем глобального самоотношения.

Группе испытуемых с высоким уровнем глобального самоотношения соответствуют высокие показатели мотивации стремления к успеху и средние показатели мотивации избегания неудач. Для этой группы характерно наличие положительной взаимосвязи показателей самоотношения и мотивации стремления к успеху (с НУэrs= 0,532;p<0,01; с НУхrs= 0,375;p<0,05), т.е. чем выше общая оценка себя, тем больше желание достигать результатов. Одновременно наблюдается и отрицательная взаимосвязь с мотивацией избегания (с ИНэrs= - 0,440,p<0,01; с ИНхrs= - 0,334,p<0,05): чем выше самоотношение, тем меньше страх неудачи, желание «подстелить соломки», меньше фиксация на аффективных последствиях возможной неудачи. Руководителями эти сотрудники были охарактеризованы как инициативные, легко воспринимающие новшества, быстро схватывающие новую информацию, легко адаптирующиеся к изменениям, умеющие отстаивать свою позицию. Однако о них отзывались также и как о людях с тяжелым, неуступчивым характером, которых тяжело переубедить, если они не правы.

В группе со средним уровнем самоотношения при более подробном изучении были выделены две подгруппы: Iподгруппа с гармоничным строением самоотношения иIIподгруппа с конфликтным строением самоотношения, при котором высокие показатели когнитивной составляющей самоотношения сочетаются с низкими значениями аффективной составляющей. ДляIподгруппы характерны низкая интринсивная мотивация достижения и высокие показатели экстринсивной мотивации. При этом можно наблюдать обратную корреляцию между показателями экстринсивной и интринсивной мотивации (НУэ и НУх -rs= -0,641,p<0,01; ИНэ и ИНх –rp= -0,437;p<0,05), т.е. чем больше показатели внешней мотивированности, тем ниже внутренняя мотивация субъекта, что подтверждает известный в литературе феномен: «если человек вознаграждается за нечто, что он делает или сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение будет способствовать ослаблению интринсивной мотивации» (Х.Хекхаузен, 2003, с.721).

Во IIподгруппе наблюдались высокие показатели экстринсивной мотивации достижения. Однако интринсивная мотивация в отличие отIподгруппы находится на среднем уровне. Для этой группы характерно наличие положительных корреляционных связей между самоотношением и мотивацией стремления к успеху (с НУэrs= 0,532,p<0,01; с НУхrs= 0,402,p<0,01) и показателями внутренней и внешней мотивации достижения (НУх и НУэ –rp= 0,532,p<0,01; ИНэ и ИНх –rp= 0,342;p<0,05), т.е. чем выше отношение к себе, тем больше стремление достигать результатов, проявлять себя, стремиться к успеху, и одновременно с этим при возрастании внутренней мотивации растет и внешняя, и наоборот. Испытуемые иIиIIподгруппы группы были охарактеризованы как хорошие работники, исполняющие работу в сроки и качественно. Однако если об испытуемыхIподгруппы говорилось просто как о хороших исполнителях, то испытуемыеIIподгруппы были описаны как «болеющие за работу», остающиеся сверхурочно, на которых «можно положиться» и «которые не сбегут, если в компании наступят трудные времена».

Таким образом, проведенное исследование показало, что отличительные особенности уровневых и структурных характеристик самоотношения, по-видимому, определяют специфику мотивации достижения. По крайней мере, можно утверждать, что индивидуальные особенности самоуважения, самоприятия и в целом отношения к себе так или иначе связаны с желанием добиваться успеха и стремлением избегать неудачи.