Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
Фролова Л.П.
Череповецкий государственный университет,
Череповец
Категория внутриличностных противоречий в той или иной мере изучалась в зарубежных психологических школах и направлениях, отражалась как внутриличностный конфликт (З. Фрейд, К. Хорни, Л. Фестингер, К. Роджерса). В отечественной психологии проблема противоречий получила разработку в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Г.С. Костюка, К.А. Абульхановой – Славской, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, В.С. Мерлина, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, Ф.В. Василюка, В.Н Мясищева, А.И. Захарова, в которых установлено, что противоречия являются движущими силами развития.
Изучение проблемы внутриличностных противоречий на различных этапах онтогенеза свидетельствует о том, что весь жизненный путь человека формируется и развивается в процессе непрерывного разрешения разнообразных по значению противоречий. В состоянии внутриличностного противоречия человек испытывает эмоциональную напряженность. Относительное социально – психологическое равновесие в какой-то момент нарушается, что вызывает осложнения в освоении деятельности: игры, учения, труда, общения. Функция эмоций заключается в положительном или отрицательном санкционировании соотношения мотивов и результата действия с объективными условиями, в которых они удовлетворяются. Согласно этому, напряженность может характеризоваться отрицательными или положительными эмоциональными переживаниями (Н.И. Наенко). Данное основание дает возможность говорить о позитивной внутриличностной напряженности, негативной внутриличностной напряженности, конфронтации (наличие позитивной и негативной напряженности), об отсутствии ярко выраженной внутриличностной напряженности.
В качестве основных структур внутреннего мира личности, между которыми возможно возникновение противоречий, могут рассматриваться мотивы, переживаемые человеком как «я хочу»; ценности, выступающие как «эталон должного» в силу принятия их личностью или просто необходимости следовать им и воспринимаемые человеком как «надо» или «я должен»; самооценка, выражающаяся в «могу» или «не могу». В соответствии с этим А.И. Шипилов предлагает следующую классификацию: мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»); нравственный конфликт (между «хочу» и «надо»); конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»); ролевой конфликт (между «надо» и «надо»); адаптационный конфликт (между «надо» и «могу»); конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»).
М.В. Матюхина движущую силу развития психики младшего школьника видит в противоречии между потребностями, возникающими в процессе учебной работы под влиянием учителя, коллектива и уровнем развития школьника, его знаний, умений, навыков. Это прежде всего удовлетворение потребностей, присущих младшему школьному возрасту: внимательно слушать на уроке, выполнять домашние задания, получать хорошие отметки, знать и уметь то, чему учат в школе, бережно обращаться с книгами и тетрадями, вовремя приходить в школу, точно выполнять требования учителя, играть в разные игры, одеваться по своему желанию, дружелюбно относиться к одноклассникам, общаться с учителем, рассказывать дома о школе.
Нами была предпринята попытка разработки ориентировочной методики для выявления внутриличностных противоречий у младших школьников, состоящей из 1) проективных заданий, основанных на идее кодирования личностных характеристик с помощью геометрических фигур и цвета, предложенной В.Г. Мараловым; 2)устного опросаиспытуемых.
При составлении проективных заданиймы опирались на уникальную практическую систему анализа личности – психогеометрию, разработанную Сьюзен Деллингер. Использование цветов базировалось на подтвержденной связи цветовой сенсорики с эмоциональной жизнью личности во многих экспериментально - психологических исследованиях и используемых в ряде психодиагностических методов (тесты Роршаха, Люшера и др.). Во всех этих методах реакция человека на цветовые стимулы использовалась как индикатор его общего аффективного состояния. Использование геометрических фигур и цветов в настоящей методике отличалось от указанных методов своеобразным способом извлечения реакций на геометрические и цветовые стимулы (ассоциативные реакции как существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым потребностям и другим людям). Согласно поставленной задаче исследования конкретных отношений личности младшего школьника к удовлетворению характерных для данного возраста потребностей и значимым людям из социального окружения, методика позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания. Нами было использовано 16 геометрических фигур и 16 цветов.
В ходе экспериментального исследования выяснялись особенности внутриличностных противоречий у учащихся младшего школьного возраста, а именно определялось то, какие внутренние противоречия являются преобладающими. Учащимся предлагалось заполнить четыре опросных листа с перечнем преобладающих потребностей в младшем школьном возрасте способом соотнесения каждой потребности с цветом и фигурой соответственно, обозначив последние определенной цифрой. Первый лист содержал утверждения, начинающиеся словом «хочу» (желание). Второй лист содержал утверждения, начинающиеся словом «могу» (возможность). Третий лист содержал утверждения, начинающиеся словом «должен» (обязанность). Соотнесение выбранных утверждений, значимых людей с цветом и формой предполагает отражение ассоциативных связей, вызывающих у учащегося позитивные или негативные переживания, которые могут составлять основу имеющегося внутриличностного противоречия.
Изучение младших школьников с трудностями в обучении (52 школьника) позволило сделать вывод, что 28% младших школьников испытывают позитивно окрашенные эмоциональные состояния при достижении своих потребностей. 26% воспринимают их негативно, 40% учащихся ощущают как позитивно, так и негативно состояния желаний, возможностей, обязанностей в различных комбинациях, 6% детей при заявленных трудностях в обучении не показали явно выраженных столкновений разнонаправленных тенденций внутреннего мира. У младших школьников с позитивной напряженностью внутриличностные противоречия находятся в латентном состоянии. Актуализация внутриличностных противоречий может произойти при условии имеющихся трудностей в обучении, а пока объективное содержании учебной деятельности не находит разрыва с личностным смыслом, который вкладывают для себя младшие школьники в процесс учения. У младших школьников с негативной напряженностью, в отличие от типа позитивной напряженности, появляющиеся трудности приводят к усилению негативные переживания желаний, возможностей, долженствований. Внутриличностные противоречия близки к негативному разрешению. Тип конфронтации объединил младших школьников, воспринимающих свои желания, возможности и обязанности как позитивно, так и негативно (имеющих высокий или средний уровень внутриличностной напряженности, как по положительным, так и по отрицательным модальностям).
Дальнейшим этапом нашего исследования явилось проведение коррекционно – развивающей программы с элементами социально – психологического тренинга. Основными направлениями работы программы являются обучение снижению эмоциональной напряженности, принятию выбора из ряда альтернатив, переопределению мотивов.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя