Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
Казакова Л.П.,
Московский педагогический государственный университет,
Москва
Изменения, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, грандиозны. Быстрота этих социальных, экономических, культурных изменений привела к тому, что в настоящее время в России сосуществуют несколько поколений, установки, принципы, опыт которых существенно отличаются. В условиях преобладания нуклеарной семьи связи между членами семьи, принадлежащими к разным поколениям, не очень интенсивны, а зачастую формальны. В городских семьях сокращается время общения родителей с детьми, сужается круг тем, по поводу которых происходит общение. На наш взгляд, при этом усиливается социализирующая роль «широкого» социального окружения, частью которого является продукция средств массовой коммуникации. Телевизионная среда, компьютерные игры, звезды эстрады могут сейчас конкурировать с семьей по силе воздействия на личность детей. Современные школьники идентифицируют себя не только с собственными родителями, другими близкими людьми, но и с «далекими», но зато такими привлекательными, яркими, необычными образами телеэкрана. Мы предположили, что телевизионные образы (и другие популярные образы средств массовой коммуникации) оказывают влияние на формирование Я-концепции младших школьников.
В апреле-мае 2005 года нами было осуществлено исследование телевизионных и литературных ориентаций младших школьников. В исследовании приняли участие 81 учащийся 2-х, 3-их, 4-х классов средней школы № 1 г. Звенигорода Московской области, из них 38 девочек и 43 мальчика. Все испытуемые из семей со средним и низким доходом; среди обследованных школьников большинство были уроженцы Звенигорода; несколько человек - выходцы из стран ближнего зарубежья.
В ходе исследования с целью выявления одного из аспектов культурного контекста развития испытуемых (телевизионной и литературной среды) проводилась беседа с фиксированным списком вопросов об их любимых фильмах, мультфильмах, телепередачах, книгах; героях книг, фильмов и мультфильмов. Также испытуемым предлагалось оценить себя, свои качества (с помощью методики изучения самооценки Дембо – Рубинштейн), а впоследствии по тем же критериям (качествам) оценить персонажа фильма или мультфильма, на которого им хотелось бы быть похожими в будущем.
Особенности телевизионной продукции, на которую, так или иначе, ориентированы школьники, не стали неожиданностью. Выявилось, что младшие школьники интересуются как отечественными, так и зарубежными фильмами и мультфильмами, причем мальчики сильнее, чем девочки, ориентируются на зарубежную продукцию масс-медиа. С возрастом интерес к зарубежной продукции телеэкрана в нашей выборке усиливается.
При выборе персонажа телеэкрана, на которого хотелось бы быть похожими в будущем испытуемые, также были названы как отечественные, так и зарубежные образы. Причем мальчики чаще ориентируются на зарубежных героев, чем девочки. С возрастом ориентация на персонажей зарубежных фильмов и мультфильмов также растет. Так, в нашей выборке 26% испытуемых назвали персонажа из отечественных фильмов и мультфильмов; 60% - из зарубежных; 11% назвали персонажа, которого они могли увидеть и в отечественном, и в зарубежном фильме (например, Золушка); и 4% вообще отказались назвать героя, на которого им хотелось бы быть похожими.
Выявилось, что в списках наиболее любимых испытуемыми персонажей фильмов мальчиков и девочек очень мало совпадений (это А.Заворотнюк – няня Вика из сериала «Моя прекрасная няня», Кармелита - сериал «Кармелита», Дж. Чан, Гарри Поттер, А. Шварценеггер, 5 могучих рейнжеров, кот Сэлем – «Сабрина – маленькая ведьма», собака Рэкс – «Комиссар Рэкс»). А вот общих для мальчиков и девочек персонажей, на которых им хотелось бы быть похожими, вообще нет.
Наиболее популярные (названы хотя бы дважды) персонажи, на которых хотят быть похожими мальчики:Гарри Поттер (7 выборов), Терминатор (4 выбора) и А. Шварценеггер (1 выбор), Бетмен (4 выбора), Человек-паук (3 выбора), Стивен Сигал (2 выбора). Наиболее популярные персонажи, на которых хотят быть похожимидевочки: няня Вика (А. Заворотнюк) из сериала «Моя прекрасная няня» (8 выборов), Золушка (2 выбора), Гермиона Гренджер из фильмов о Гарри Поттере (2 выбора), Жади (сериал «Клон») – 2 выбора, Кармелита (сериал «Кармелита») – 2 выбора, Золушка (2 выбора), Заяц («Ну, погоди!») – 2 выбора, герои сериала «Зачарованные» (4 выбора).
Таким образом, любимые персонажи девочек преимущественно женского пола, а мальчиков – мужского пола. Среди наших испытуемых не нашлось ни одного, кто выбрал бы в качестве персонажа, на которого хотелось бы походить, персонажа противоположного пола. Лишь небольшое количество мальчиков и девочек назвали в качестве такого героя – животного (Зайца из «Ну, погоди!», мышку Джерри, Крота).
Можно предположить, что в телевизионных ориентациям младших школьников четко проявляются стереотипы мужественности – женственности. Причем данные исследования показывают, что младшие школьники находят привлекательные для них образцы мужественности-женственности преимущественно в зарубежной телепродукции, то есть для большинства испытуемых данные образцы отделены от национальныхценностей, образцов, традиций.
Значимые отличия (на уровне не менее 0,05 – U-критерий Манна - Уитни) обнаружились между мальчиками и девочками при самооценке некоторых качеств (доброта, щедрость, аккуратность, красота, не драчливость). При оценке героя, на которого хотелось бы быть похожими, у мальчиков и девочек больше значимых различий (смелость, отношение в семье, успеваемость, не драчливость, физическая сила, красота, счастье). Мы полагаем, что обнаруженные различия не случайны: они отражают принятие своей половой роли мальчиками и девочками и ориентацию на традиционно относимые к женским или мужским качества привлекательных героев, транслируемых с экрана. Причем наиболее значимые различия в оценке качеств героя-«образца» мальчиками и девочками – относятся ксиле икрасоте.
Особенности телевизионных ориентаций детей, очевидно, не случайны, как бы взрослые ни относились тому, что дети любят «взрослые» сериалы-мелодрамы, боевики, зарубежные фильмы и мультфильмы. Устойчивый интерес к персонажам определенного типа анализировали К. Г. Юнг, Э. Берн, Э. Фромм. Мы полагаем, что определенные культурные (литературные, фольклорные, телевизионные) образы могут рассматриваться как возможное средство формирования различных аспектов и модусов Я.
Результаты нашего исследования позволяют предположить, что «Я настоящем» и «Я будущем» («Я идеальном») младших школьников, мальчиков и девочек, отражаются соответственно особенности мужской и женской половой роли. Причем в «Я будущем», «Я идеальном» более ярко проявляются гендерные различия, чем в «Я настоящем».
Некоторые популярные персонажи телевидения, которые оцениваются взрослыми, имеющими детей, чаще всего отрицательно: как агрессивные, глупые, недалекие, бездуховные, «не наши» - как мы полагаем, очень нужны детям. Мальчикам и девочкам чрезвычайно важно иметь привлекательные образцы мужественности и женственности, тем более что в жизни, в своей семье, дети не всегда могут найти такие образцы. И дети ориентируются на персонажей зарубежных, «не наших», фильмов и мультфильмов, если эти образы имеют сомнительные художественные достоинства, то не дети виноваты в этом, а взрослые. Мы полагаем, что создание привлекательных для детей, адекватных современности отечественных образов героев, силачей, красавиц … является важной задачей. Это позволит гармонизировать социокультурную среду маленьких россиян. Вероятно, в настоящее время это не просто поиск средств выражениянекой «национальной идеи», но и самопостроениеэтой идеи.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя