Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
Молчанова О.Н.
Государственный университет – Высшая школа экономики,
Москва
Период ранней взрослости характеризуется принятием ряда важных решений, касающихся выбора профессии, семьи, общего стиля жизни, ценностных ориентаций, конкретных целей и путей их реализации. Совершенно ясно, что на выбор столь существенных решений не может не оказывать влияние самооценка субъекта. Поэтому представляется весьма актуальным изучение того, как человек указанного возраста оценивает себя, насколько благоприятна его самооценка, каково ее содержание и т.п. Кроме того, возникают вопросы, связанные с факторами, обусловливающими те или иные особенности самооценки: следует ли говорить о наличии некоторых «возрастных констант» в самооценке или на нее влияют конкретно-исторические, социальные условия? Глобальные перемены, произошедшие в России в конце ХХ века, создавая особый контекст в развитии индивида, позволяют провести исследование поставленного вопроса.
Предпринятое эмпирическое исследование было посвящено сравнению особенностей самооценки лиц ранней взрослости (21-35 лет), проведенное в 1984-1985 и в 2004-2005 гг. В исследовании на первом этапе приняло участие 100 человек (женщин – 66, мужчин – 34), на втором этапе – 166 человек (женщин – 66, мужчин – 100), имеющих высшее образование или учащихся в высшем учебном заведении.
Здесь рассмотрим результаты по двум методикам: опроснику Розенберга, направленному на выявление общего эмоционально-ценностного самоотношения, и модифицированному варианту методики Дембо-Рубинштейн, в котором предлагался набор шкал для самооценивания, на каждой из которых испытуемый проставлял две отметки: отражающую его реальную самооценку и желаемую (идеальную).
Результаты исследования показали, что реальная самооценка, измеряемая в 2004-05 годах, как в целом по выборке, так и в группах мужчин и женщин, по всем шкалам выше самооценки 1984-85 годов. Сравнение показателей реальной самооценки по критерию Манна-Уитни обнаруживает значимые отличия между выборками: самооценка первой выборки значимо ниже такой же самооценки второй выборки по всем шкалам при p<0,001 (лишь оценка своих отношений с другими людьми отличается при p<0,05). Наибольший разрыв в самооценках поколений обнаруживается по шкале «общая оценка себя», т.е. по целостной, интегральной оценке, что соответствует данным, полученным по «Шкале самоуважения» М.Розенберга. Средний индекс по данной шкале испытуемых первой группы равен 2,54 балла (у мужчин - 2,56; у женщин - 2,53), второй – 0,95 (у мужчин – 1,02; у женщин – 0,84), различия между выборками и субвыборками жещин и мужчин значимо отличаются (при p< 0,001). Исходя из приведенных данных, можно заключить, что новое поколение молодых взрослых относится к себе более положительно, выше ценит себя, обладает более выраженным чувством собственного достоинства. Возможно, что за данными различиями стоит изменившаяся система личностных ценностей. Если 20 лет назад скромность и высокая самокритичность декларировались как важные достоинства, то в настоящее время – время презентаций и самопрезентаций – важно уметь «подать» себя, когда самокритичность, низкая оценка себя рассматриваются – как «ложная скромность», «стратегия «самоподавления» (Никитин, Харламенкова, 2000).
Анализируя отдельно профили самооценки мужчин и женщин поколения 80-х, отмечаем, что первый по большинству шкал несколько поднят над вторым: женщины значимо ниже оценивают свой интеллект, уверенность в себе, счастье, успех в работе. Во второй выборке (2004-05гг.) по ряду параметров самооценки женщин, наоборот, превосходят самооценки мужчин, однако значимых гендерных отличий обнаружено не было, за исключением оценок по шкале «здоровья», по которой женщины значимо ниже оценивают себя, чем мужчины (p< 0,01).
Наряду с общими особенностями самооценки у лиц ранней взрослости имеются резко выраженные индивидуальные различия. Было выделено шесть групп испытуемых по локализации профилей самооценки: лица с высоким, средне-высоким, средним, средне-низким, низким и лабильным профилем самооценки. Наибольшее число участников опыта в двух выборках характеризовалось средне-высоким уровнем самооценки, однако современное поколение молодых взрослых чаще оценивает себя выше условной средней линии и реже имеет средне-низкий и лабильный профили самооценки (высокий профиль самооценки имели 3% респондентов в выборке 80-х годов и 29% в выборке 2004-05 гг.; средневысокий – 40% в обеих выборках; средний – 31% и 17%; средненизкий – 9% и 5%; лабильный - 17% и 9%, соответственно).
Лица ранней взрослости отличаются весьма высокой идеальной самооценкой, по всем шкалам она проходит в верхнем секторе с заметным тяготением к максимально возможным позициям, и это отличает как старое, так и новое поколение людей ранней взрослости. Тем не менее, идеальная самооценка второй группы значимо выше по сравнению с первой по шкале «ум» (p< 0,001); в группе женщин – по шкалам «ум» (p< 0,05), «успех в работе» (p<0,05), «отношения» (p<0,05), а в группе мужчин – «уверенность в себе» (p<0,05). Расхождение реальной и идеальной самооценок сигнализируют как о неполном удовлетворении своим настоящим, так и о высокой смысловой нагрузке будущего. Поскольку разведение этих позиций по всем параметрам более выражено в группе респондентов 80-х годов то, по-видимому, современные молодые взрослые в большей мере принимают свой наличный статус, удовлетворены собой и собственным актуальным положением.
С целью выяснения структурной организации самооценки был проведен факторный анализ методом главных компонент с varimax-вращением, что позволило выявить изменение в структурной организации самооценки, произошедшей у лиц ранней взрослости в течение последних 20-ти лет. Основная тенденция ее динамики – поворот к миру достижений и усиление значимости своего «Я», что отмечается в группе женщин и мужчин. Но если для мужчин изменения не столь кардинальны – скорее это модификации в представлении о счастье, то в группе женщин произошли большие перемены – рост ценности интеллекта, успехов в работе, своего «Я», что соответствует скорее традиционному мужскому типу ценностей.
Выполненное исследование, конечно, не позволяет делать окончательные выводы о характере изменений самооценки лиц ранней взрослости, произошедших в связи с изменением социально-экономического контекста развития. Однако можно отметить некоторые общие контуры в ее динамике. Ранее, говоря о самооценке этого возрастного контингента, мы замечали (Бороздина, Молчанова, 2002), что она, с одной стороны, достаточно высока, с другой – фиксируется острая критичность к собственным качествам, выделение значительного числа недостатков, неудовлетворенность достигнутым, стремление к большему. Налицо две тенденции: стремление к высокой локализации самооценки и неполная удовлетворенность имеющимся, которые, по-видимому, сохраняются и в современном поколении молодых взрослых, только первая явно превалирует. Кажется, что такую линию модификации самооценки задает некоторое смещение мотивов, лежащих в основе процесса самооценивания: происходит усиление мотива самовозвышения, максимизации самооценки, что, в свою очередь, обусловлено ориентацией современного общества на достижения, успехи, экспансию или, по крайней мере, наличием ожиданий именно от молодых таких «достижительных», если пользоваться терминологией Г.В.Иванчеко (2006), стратегий жизни.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя