logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.

Молчанова О.Н.

Государственный университет – Высшая школа экономики,

Москва

Период ранней взрослости характеризуется принятием ряда важных решений, касающихся выбора профессии, семьи, общего стиля жизни, ценностных ориентаций, конкретных целей и путей их реализации. Совершенно ясно, что на выбор столь существенных решений не может не оказывать влияние самооценка субъекта. Поэтому представляется весьма актуальным изучение того, как человек указанного возраста оценивает себя, насколько благоприятна его самооценка, каково ее содержание и т.п. Кроме того, возникают вопросы, связанные с факторами, обусловливающими те или иные особенности самооценки: следует ли говорить о наличии некоторых «возрастных констант» в самооценке или на нее влияют конкретно-исторические, социальные условия? Глобальные перемены, произошедшие в России в конце ХХ века, создавая особый контекст в развитии индивида, позволяют провести исследование поставленного вопроса.

Предпринятое эмпирическое исследование было посвящено сравнению особенностей самооценки лиц ранней взрослости (21-35 лет), проведенное в 1984-1985 и в 2004-2005 гг. В исследовании на первом этапе приняло участие 100 человек (женщин – 66, мужчин – 34), на втором этапе – 166 человек (женщин – 66, мужчин – 100), имеющих высшее образование или учащихся в высшем учебном заведении.

Здесь рассмотрим результаты по двум методикам: опроснику Розенберга, направленному на выявление общего эмоционально-ценностного самоотношения, и модифицированному варианту методики Дембо-Рубинштейн, в котором предлагался набор шкал для самооценивания, на каждой из которых испытуемый проставлял две отметки: отражающую его реальную самооценку и желаемую (идеальную).

Результаты исследования показали, что реальная самооценка, измеряемая в 2004-05 годах, как в целом по выборке, так и в группах мужчин и женщин, по всем шкалам выше самооценки 1984-85 годов. Сравнение показателей реальной самооценки по критерию Манна-Уитни обнаруживает значимые отличия между выборками: самооценка первой выборки значимо ниже такой же самооценки второй выборки по всем шкалам при p<0,001 (лишь оценка своих отношений с другими людьми отличается при p<0,05). Наибольший разрыв в самооценках поколений обнаруживается по шкале «общая оценка себя», т.е. по целостной, интегральной оценке, что соответствует данным, полученным по «Шкале самоуважения» М.Розенберга. Средний индекс по данной шкале испытуемых первой группы равен 2,54 балла (у мужчин - 2,56; у женщин - 2,53), второй – 0,95 (у мужчин – 1,02; у женщин – 0,84), различия между выборками и субвыборками жещин и мужчин значимо отличаются (при p< 0,001). Исходя из приведенных данных, можно заключить, что новое поколение молодых взрослых относится к себе более положительно, выше ценит себя, обладает более выраженным чувством собственного достоинства. Возможно, что за данными различиями стоит изменившаяся система личностных ценностей. Если 20 лет назад скромность и высокая самокритичность декларировались как важные достоинства, то в настоящее время – время презентаций и самопрезентаций – важно уметь «подать» себя, когда самокритичность, низкая оценка себя рассматриваются – как «ложная скромность», «стратегия «самоподавления» (Никитин, Харламенкова, 2000).

Анализируя отдельно профили самооценки мужчин и женщин поколения 80-х, отмечаем, что первый по большинству шкал несколько поднят над вторым: женщины значимо ниже оценивают свой интеллект, уверенность в себе, счастье, успех в работе. Во второй выборке (2004-05гг.) по ряду параметров самооценки женщин, наоборот, превосходят самооценки мужчин, однако значимых гендерных отличий обнаружено не было, за исключением оценок по шкале «здоровья», по которой женщины значимо ниже оценивают себя, чем мужчины (p< 0,01).

Наряду с общими особенностями самооценки у лиц ранней взрослости имеются резко выраженные индивидуальные различия. Было выделено шесть групп испытуемых по локализации профилей самооценки: лица с высоким, средне-высоким, средним, средне-низким, низким и лабильным профилем самооценки. Наибольшее число участников опыта в двух выборках характеризовалось средне-высоким уровнем самооценки, однако современное поколение молодых взрослых чаще оценивает себя выше условной средней линии и реже имеет средне-низкий и лабильный профили самооценки (высокий профиль самооценки имели 3% респондентов в выборке 80-х годов и 29% в выборке 2004-05 гг.; средневысокий – 40% в обеих выборках; средний – 31% и 17%; средненизкий – 9% и 5%; лабильный - 17% и 9%, соответственно).

Лица ранней взрослости отличаются весьма высокой идеальной самооценкой, по всем шкалам она проходит в верхнем секторе с заметным тяготением к максимально возможным позициям, и это отличает как старое, так и новое поколение людей ранней взрослости. Тем не менее, идеальная самооценка второй группы значимо выше по сравнению с первой по шкале «ум» (p< 0,001); в группе женщин – по шкалам «ум» (p< 0,05), «успех в работе» (p<0,05), «отношения» (p<0,05), а в группе мужчин – «уверенность в себе» (p<0,05). Расхождение реальной и идеальной самооценок сигнализируют как о неполном удовлетворении своим настоящим, так и о высокой смысловой нагрузке будущего. Поскольку разведение этих позиций по всем параметрам более выражено в группе респондентов 80-х годов то, по-видимому, современные молодые взрослые в большей мере принимают свой наличный статус, удовлетворены собой и собственным актуальным положением.

С целью выяснения структурной организации самооценки был проведен факторный анализ методом главных компонент с varimax-вращением, что позволило выявить изменение в структурной организации самооценки, произошедшей у лиц ранней взрослости в течение последних 20-ти лет. Основная тенденция ее динамики – поворот к миру достижений и усиление значимости своего «Я», что отмечается в группе женщин и мужчин. Но если для мужчин изменения не столь кардинальны – скорее это модификации в представлении о счастье, то в группе женщин произошли большие перемены – рост ценности интеллекта, успехов в работе, своего «Я», что соответствует скорее традиционному мужскому типу ценностей.

Выполненное исследование, конечно, не позволяет делать окончательные выводы о характере изменений самооценки лиц ранней взрослости, произошедших в связи с изменением социально-экономического контекста развития. Однако можно отметить некоторые общие контуры в ее динамике. Ранее, говоря о самооценке этого возрастного контингента, мы замечали (Бороздина, Молчанова, 2002), что она, с одной стороны, достаточно высока, с другой – фиксируется острая критичность к собственным качествам, выделение значительного числа недостатков, неудовлетворенность достигнутым, стремление к большему. Налицо две тенденции: стремление к высокой локализации самооценки и неполная удовлетворенность имеющимся, которые, по-видимому, сохраняются и в современном поколении молодых взрослых, только первая явно превалирует. Кажется, что такую линию модификации самооценки задает некоторое смещение мотивов, лежащих в основе процесса самооценивания: происходит усиление мотива самовозвышения, максимизации самооценки, что, в свою очередь, обусловлено ориентацией современного общества на достижения, успехи, экспансию или, по крайней мере, наличием ожиданий именно от молодых таких «достижительных», если пользоваться терминологией Г.В.Иванчеко (2006), стратегий жизни.