logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.

Зотова Т.В.

Московский педагогический государственный университет,

Москва

В последние годы на страницах психологической литературы все чаще ставится вопрос о важной роли социально-психологических факторов в развитии творческих способностей.

Мы решили проверить, какие именно социально-психологические факторы влияют на развитие способностей детей. Были выделены такие факторы, как состав семьи, профессия родителей, отношение родителей к ребенку, стиль общения в семье, внимание родителей к способностям ребенка, разница в возрасте у родителей и т.д., всего 17 факторов.

В экспериментальном исследовании принимало участие 20 детей, учащихся 4-х классов средней общеобразовательной школы г. Москвы. Испытуемые были разделены на две равные группы – экспериментальную, в которой учащиеся посещали художественный кружок и контрольную, в которой дети художественный кружок не посещали. Средний возраст детей - 10 лет. Различия в уровне развития художественных способностей детей экспериментальной и контрольной групп были статистически достоверны на 0.01 уровне значимости.

Для исследования уровня развития творческого воображения у детей, участвующих в эксперименте, были использованы методики: «Неполные фигуры» Е.П.Торренса, «Нарисуй что-нибудь», тест родительского отношения к детям, методика изучения творческого потенциала учителя. Для выявления представленных факторов были специально разработаны анкеты для детей, их родителей и учителей. Для выявления статистически значимых различий между экспериментальной и контрольной группами был подсчитанt-критерий Стьюдента по каждому фактору.

В ходе экспериментального исследования было выявлено влияние следующих факторов на развитие художественных способностей детей:

  1. на высокий уровень развития творческих способностей младших школьников благотворно влияет проживание в семье бабушки/дедушки, а также других родственников (тети, дяди);

  2. высшее образование родителей;

  3. духовная и социальная сферы деятельности родителей способствуют высокому уровню развития творческих способностей их ребенка;

  4. значительная разница в возрасте родителей;

  5. дополнительное образование ребенка, связанное с искусством;

  6. высокий уровень развития творческого воображения встречается чаще у единственных и старших детей в семье;

  7. наличие позитивного образца творческого поведения в окружении ребенка;

  8. наличие общих интересов в семье: занятия спортом, коллекционирование, посещение выставок;

  9. принятие родителями способностей ребенка;

  10. средняя степень контроля родителей над ребенком, когда родители в меру контролируют своего ребенка, не ущемляя его индивидуальность;

  11. широкий и средний круг общения семьи;

  12. наличие творческих личностей в семье;

  13. когда социальное подкрепление творческого поведения ребенка сопровождается покупками, похвалой и выходом куда-то;

  14. демократический стиль общения родителей с ребенком;

  15. демократический стиль общения учителя с учениками;

  16. требовательность учителя по отношению к учащимся в разумных пределах, когда дети чувствуют себя свободно на уроках;

  17. высокий творческий потенциал учителя.

Наибольшее различие между экспериментальной и контрольной группами обнаруживается по таким социально-психологическим факторам, как: состав семьи, образование родителей, разница в возрасте родителей, дополнительное образование ребенка, порядковый номер рождения ребенка в семье, наличие общих интересов семьи, принятие родителями способностей ребенка, степень контроля родителей над ребенком, круг общения семьи, социальное подкрепление творческого поведения, требовательность учителя по отношению к учащимся, творческий потенциал учителя, стиль общения родителей с ребенком. По данным факторам различия между экспериментальной и контрольной группами статистически достоверны на 0.01 уровне значимости.

По таким факторам, как: профессия родителей, наличие общих интересов семьи, широкий круг общения семьи, социальное подкрепление творческого поведения ребенка различия между экспериментальной и контрольной группами выявлены на 0.05 уровне значимости.

Это означает, что большинство факторов, которые были исследованы, имеют значительное влияние на развитие художественных способностей младших школьников.