Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
Сахарова Н.А
Дубна
Наше тело имеет неограниченное число степеней свободы движений. Индивидуальное развитие постепенно ограничивает эти степени свободы движений, и каждый человек со временем приобретает своё собственное индивидуальное ограничение этой изначальной свободы движений тела. Этот феномен В.П.Зинченко называет первым парадоксом психологии: «избыточное число степеней свободы представляет собой необходимое условие осуществления необыкновенных и далеко еще не раскрытых возможностей человеческого действия, а способы их преодоления составляют тайну механизма построения свободного целесообразного, точного действия» (1, с.44).В идеале, развивающийся человек научается произвольно использовать эту свободу движений своего тела для координированных движений в пространстве в соответствии с той или иной социальной задачей. Однако, в ситуации стресса возможны и потеря координации (не только пространственной, но и социальной ориентации), и утрата подвижности тела (ступор тела). Кроме этого, при шоковой травме многим людям помогает выжить механизм диссоциации, когда человек как бы выходит из своего тела, смотрит на него (и на всю шоковую ситуацию) со стороны, теряя при этом телесную чувствительность
Гибкость и свобода тела ребёнка соответствует гибкости и свободе проявления эмоций. Сдерживая эмоций, ребёнок напрягает те или иные мышцы тела, и психологическая привычка не выражать определённые эмоции на уровни тела соответствует хроническому мышечному напряжению, которое влияет на индивидуальное функционирование тела (индивидуальность походки, позы, мимики, голоса и т.д.). Психологическая гибкость означает большую степень проявления себя. Если говорить про выражение и чувствование эмоций, то психологическая свобода (гибкость) будет означать возможность испытывать и проявлять полярности эмоций, например: полярность «ненависть-любовь».
Движения также имеют свои полярности. Д.Боаделла называет их моторными полями (2). Общее для всего живого моторное поле - поле пульсации. Остальные моторные - парные и соответствуют полярностям совершаемых телом движений: сжатие-расширение, покой-активность, притягивание-отталкивание, движение по прямой- круговые, вращательные движения. Д.Боаделла выделил эти моторные поля, исходя из пре- и перинатального опыта моторного развития ребенка. Индивидуальность психомоторного развития связана с том, что психические травмы развития накладывают ограничения на свободу использования своего тела в разных полярностях моторных полей. Например, человек, живущий с детства в постоянном страхе, может «застрять» в моторном поле сжатия (так как при страхе тело сжимается). И для него будет недоступна радость раскрытия и расширения тела, которое часто сопровождается внутренним переживанием ощущения свободы.
Рассмотрим более подробно моторные поля движения по прямой-вращения. В психологическом смысле моторное поле движения по прямой связано с целенаправленной активностью человека. Вращательные движения связаны с привычкой человека «ходить вокруг да около» как на телесном, так и на психологическом уровне. Эту пару моторных полей можно исследовать, наблюдая за телодвижениями человека. В поле вращения человек, даже когда просто стоит, совершает более или менее заметные повороты телом (бедрами, головой, руками). Если ему надо дойти до определенного места в пространстве, скорее всего он подойдет сбоку, используя не самый короткий и прямой путь. Он больше исследует все особенности пространства (и справа, и слева) на пути к своей цели. Это моторное поле, как и другие моторные поля, проявляется не только в движениях, но и в речи, в особенностях протекания познавательных процессов. Так, в речи это поле будет проявляеться в том, что человек говорит намеками, часто меняется тема разговора.
Если же человек «застрял» в поле движения по прямой, он всегда будет «идти напролом», обходные пути будут вызывать у него отрицательные эмоции. И вращательные движения будут им восприниматься как непривычные и не очень приятные. Затрагиваются также восприятие и мышление – эти люди не видят ничего «около» и «вокруг». Положительной, сильной стороной таких людей является настойчивость и прямолинейность в достижении цели, они привыкли прямо высказывать свои мысли и свое мнение (что не всегда приятно в личном общении, но весьма эффективно в деловых отношениях).
По Д.Боаделле, поле вращения формируется еще во внутриутробном развитии, далее плод вращается во время родов, и важным этапом психомоторного развития является момент, когда ребенок, который тянется взглядом и руками за заинтересовавшим его предметом, поворачивается сначала на живот, а затем обратно на спину. Кататься по полу или катится, вращаясь, на боку с горки – это удовольствия ребенка более старшего возраста. Если же в личной истории развития были какие-либо двигательные ограничения, поле вращения (как паттерн движений) не развивается в достаточной мере (а может и вовсе быть неосвоенным человеком).
Поле движения по прямой (по другому Д.Боаделла называет его полем канализации – ребенок проходит целенаправленно по прямой по родовому каналу) связано с процессом рождения, которое является первым серьезным событием в жизни человека. Индивидуальная история рождения оказывает влияние на поле движения по прямой, на то, как человек в дальнейшем достигает глобальные цели в своей жизни.
Таким образом, мы может говорить об индивидуальности движений человека, соответствующих индивидуальности его личной истории развития. А гибкость использования человеком полярных моторных полей свидетельствует о психологической гибкости человека, который может по разному проявлять себя в разных жизненных ситуациях.
Литература:
В.П.Зинченко Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть 1. Живое знание. Самара: Изд-во Самарск.гос.пед ин-та, 1998. –216с.
Д.Боаделла. Моторные поля как основные паттерны потоков движений//Энергия и характер. - №2 -2002-С.3-21
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя