logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп

Прошутинская А.А.

Ярославский государственный университет им П.Г.Демидова,

Ярославль

В докладе рассматриваются особенности социальной идентичности в контексте нравственного и социального самоопределения индивида в меняющемся пространстве культуры. Наличие размытости нестабильности социального самосознания, кризиса социальной идентичности ставят новые задачи перед психологией. В современном динамичном обществе проблема формирования социального сознания, как базиса адаптации и развития, является очень актуальной в научном и практическом плане.

Важно отметить, что в процессе усвоения и воспроизводства социального опыта наблюдается сложнейшая диалектическая взаимосвязь многих компонентов психики (А.Л. Журавлев, 1998). Отсюда чрезвычайно важно четко понимать и структурировать социализацию как процесс, содержание которого определяется, с одной стороны, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств; с другой – отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его «Я», раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природой.

В отечественных интегративных исследованиях человека, несмотря на появление достаточно интересных и перспективных подходов, на наш взгляд, можно отметить еще практически слабо обозначенный аспект, связанный с изучением социокультурных факторов, которые детерминируют формирование сознания, обусловливают его структуру, тип самосознания, характер его развития. Как известно, прежде всего, из работ Л.С. Выготского и В.П. Зинченко, процесс влияния культуры на сознание очень сложен, поскольку культура - это идеальная форма, внутри которой рождается человек, и которую потом постепенно присваивает себе или превосходит. Культура становится собственной субъективной реальной формой. Вопрос о содержании культуры, детерминирующей процесс обучения, является очень сложным и в теоретическом и практическом плане. Практически никто не берется дать однозначный ответ на него. Да и вряд ли это возможно. Тем не менее, какие-то элементы принципиально важные для современной культуры придется осознать, озвучить и включить в образовательный процесс. Многие студенты, поступающие в ЯГПУ, попадают в принципиально новую для себя среду, поскольку переезжают из села в город. При этом они зачастую меняют не только место жительства, но и культуру быта, отношений, труда и т.д. Например, в ходе исследования были выявлены студентов, которым пришлось очень многое изменить в себе: способ проведения свободного времени, привычки, манеры и т.д. вплоть до речевого диалекта, чтобы чувствовать себя уверенно в вузе. Эти студенты отмечали, что они как бы "входят в цивилизацию" через образование. Интересные трансформации были выявлены в осознании студентами себя, в содержании их социальной идентичности. Среди современных теорий, в которых проработана данная проблема, одной из наиболее интересных, на наш взгляд, является теория социальной идентичности (А. Тэшфел).

"Кто я такой?" – вопрос идентичности - один из важнейших вопросов в жизни каждого человека. Обычно он связан с социальной категорией, социальной позицией или социальным статусом. Путей ответа на вопрос идентичности может быть очень много и большинство из них в той или иной степени будут отражать определенные социальные требования или отношения, которые важны для человека.

В нашем исследовании проводится сравнение двух различных в социокультурном плане групп студентов педагогического вуза: выходцев из города и студентов из села. Соответственно, для одной группы социокультурные условия города знакомы и привычны, для другой же они являются существенно новыми.

Выборка: студенты Ярославский вузов, сравнение проводилось на 26 сельских и 48 городских студентах.

Цель исследования: сравнение идентификационных характеристик сельских и городских студентов.

Методы: тест "Двадцать утверждений" (М. Кун, Т. Макпартленд), незаконченные предложения (С.Н. Климова).

Результаты показали, что наблюдается сходство сельских и городских студентов по ряду показателей: ролевая позиция студента ассоциируется с выбором будущей профессии; этническая идентичность выражена в норме, что означает сбалансированность этнической и других видов идентификационных характеристик. В то же время наблюдаются и некоторые значимые различия между группами: сельские студенты проявляют большую гражданскую идентичность, сочетающуюся с направленность на себя и потребностью к достижениям.

Исследование открывает перед нами ряд серьезных и чрезвычайно интересных вопросов: о влиянии социально-культурных условий на идентичность, о связи идентичности и мотивации, о месте идентичности в структуре личности.