Самоактуализация и защитные механизмы личности
Дурнова Н.С., Шрейдер Р.В.
НОУ «Столичный гуманитарный институт», Череповецкий филиал,
Череповец
Потребность в самоактуализации — основополагающее свойство зрелой личности, источник долголетия человека, в том числе и профессионального.
Значительный интерес, на наш взгляд, представляет проблема взаимосвязи самоактуализации и психологической защиты личности (ПЗ), поскольку те или иные особенности последней могут, по-видимому, оказывать негативное влияние на стремление личности к возможно более полному развитию своих потенций.
Проведенный нами анализ литературных источников по проблеме взаимосвязи самоактуализации и ПЗ личности показал, что, несмотря на то, что в ряде исследований рассматривается вопрос о влиянии (чаще всего негативном) ПЗ личности на процесс ее самореализации (А.Маслоу; Ю.С.Савенко и Ф.Е. Василюк; Р. М. Грановская и И. Я. Березная), на сегодняшний день практически отсутствуют эмпирические исследования в данной области. Учитывая сказанное, мы поставили целью нашего исследования выявление уровня и характера взаимосвязи между самоактуализацией и психологической защитой личности.
В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:
1.Существует взаимосвязь между самоактуализацией и защитными механизмами личности, которая имеет отрицательный (взаимообратный) характер: личности с высоким уровнем самоактуализации характеризуются более низким уровнем общей напряженности ПЗ, и наоборот.
2.«Высокосамоактуализирующиеся» личности чаще, по сравнению с «низкосамоактуализирующимися», используют конструктивные защитные механизмы.
3. Сложность процесса самоактуализации и строения ПЗ позволили сделать предположение о том, что взаимосвязь между ними имеет сложный характер и будет проявляться не только и не столько на уровне их отдельных компонентов, сколько на уровне их структурной организации.
В качестве методов исследования выступили: тестирование, математико-статистические методы обработки материалов исследования (метод полярных групп, подсчет выборочного коэффициента ранговой корреляции Спирмена, метод корреляционных плеяд, U-критерий Манна-Уитни).
В работе использовались следующие психодиагностические методики: опросник Плутчика-Келлермана-Конте для выявления используемых личностью защитных механизмов, опросник самоактуализации личности Н.Ф. Калиной САМОАЛ.
В ходе проведенного нами исследования были получены следующие основные результаты и выводы.
1. Гипотезу о наличии отрицательной взаимосвязи между ПЗ и самоактуализацией личности (личности с высоким уровнем самоактуализации характеризуются более низким уровнем общей напряженности ПЗ, и наоборот) можно считать подтвердившейся. Об этом свидетельствуют результаты корреляционного анализа по общей группе испытуемых (обнаружены значимые коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между уровнем самоактуализации и параметрами ПЗ личности) и результаты сравнительного анализа показателей ПЗ испытуемых, различающихся по уровню самоактуализаци, с использованием U-критерия Манна-Уитни.
2. Проведенный нами сравнительный анализ частоты использования отдельных защитных механизмов испытуемыми с высоким и низким уровнем самоактуализации с использованием U-критерия Манна-Уитни показал, что указанные группы имеют достоверные различия по частоте использования четырех защитных механизмов – отрицания, проекции, регрессии, замещения. Так, испытуемые с высоким уровнем самоактуализации чаще, чем испытуемые с низким уровнем самоактуализации, используют в системе своей ПЗ механизм отрицания, в то время как испытуемые с низким уровнем самоактуализации чаще, чем испытуемые с высоким уровнем самоактуализации, используют в системе своей ПЗ механизмы проекции, регрессии и замещения, что, в свою очередь, позволило нам говорить о положительной роли в процессе самоактуализации механизма отрицания и негативной роли трех механизмов – замещения, регрессии и проекции.
3. Выявленные значимые различия в использовании примитивных защитных механизмов между группами испытуемых с высоким и низким уровнем самоактуализации («низкосамоактуализирующиеся» личности чаще используют деструктивные примитивные защитные механизмы: регрессию, замещение и проекцию) позволили нам сделать вывод о меньшей зрелости системы ПЗ у «низкосамоактуализирующейся» личности по сравнению с «высокосамоактуализирующейся». Значимых различий в показателях частоты использования конструктивных защитных механизмов между группами не выявлено, поэтому вторую гипотезу о том, что «высокосамоактуализирующиеся» личности чаще используют конструктивные защиты, следует считать не подтвердившейся.
4. Нам удалось выявить целый ряд структурных особенностей ПЗ в группах испытуемых с разным уровнем самоактуализации. Структурограммы ПЗ продемонстрировали разницу между группами в структурообразующих (базовых) компонентах системы ПЗ, в структурных весах конструктивных защитных механизмов, в количестве относительно независимо функционирующих в системе ПЗ блоков защитных механизмов на 1%ном уровне значимости, в степени гибкости и организованности структур ПЗ. Так, структурообразующим элементом в системе ПЗ «высокосамоактуализирующихся» испытуемых является механизм отрицания, в то время как в группе испытуемых с низким уровнем самоактуализации главным структурообразующим элементом системы ПЗ оказался механизм рационализации. На 1%ном уровне значимости корреляционная плеяда защитных механизмов группы испытуемых с низким уровнем самоактуализации распадается на два блока: цепь, объединяющую два компонента (вытеснение и гиперкомпенсацию), второй объединяет шесть защитных механизмов (отрицание, замещение, компенсацию, регрессию, проекцию и рационализацию), в то время как ПЗ группы испытуемых с высоким уровнем самоактуализации продолжает срабатывать как единый блок из восьми компонентов, что свидетельствует о более низкой эффективности системы ПЗ испытуемых с низким уровнем самоактуализации с точки зрения степени ее гибкости, зрелости, оперативности срабатывания, экономичности и компенсаторных возможностей по сравнению с таковой в группе испытуемых с высоким уровнем самоактуализации. В группе испытуемых с высокой самоактуализацией гиперкомпенсация как конструктивный защитный механизм имеет структурный вес в два раза больший, чем в группе испытуемых с низкой самоактуализацией (6 у.е. и 3 у.е. соответственно), что свидетельствует о срабатывакнии этого конструктивного защитного механизма в ПЗ «высокосамоактуализирующейся» личности с большей вероятностью и в большем диапазоне эксквизитных ситуаций. Индекс общей организованности структуры ПЗ, а значит, и степень согласованности системы ПЗ в группе испытуемых с высоким уровнем самоактуализации в два раза больше, чем в группе с низким уровнем самоактуализации, поэтому можно говорить о большей гибкости (значит, адекватности), зрелости и эффективности с точки зрения компенсаторных возможностей, степени экономичности и оперативности срабатывания системы ПЗ у «высокосамоактуализирующейся» личности.
5. Поскольку нам удалось выявить различия не только в уровневых характеристиках ПЗ между группами испытуемых с высоким и низким уровнем самоактуализации, но и целый ряд структурных особенностей ПЗ в группах испытуемых с разным уровнем самоактуализации, можно считать подтвердившейся нашу третью гипотезу о том, что в силу сложности изучаемых реальностей взаимосвязь между ними имеет сложный характер и проявляется не только и не столько на уровне их отдельных компонентов, сколько на уровне их структурной организации.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя