Психология профессионального самоопределения
Кузнецова И.В.
Центр профориентации и психологической поддержки «Ресурс»,
Ярославль
Профессиональное самоопределение – это непрерывный процесс, который сопровождает всю профессиональную жизнь человека. Он не заканчивается однократным выбором профессии. Личность постоянно переосмысливает свое профессиональное бытие и уточняет профессиональный выбор: смена работы, вида и сферы деятельности, определение специализации, планирование деятельности, изменение способа выполнения деятельности и т.д. Невозможно профессионально самоопределиться один раз на всю жизнь. Профессиональное самоопределение актуализируется при решении различных социально-профессиональных задач. Гибкость, постоянное уточнение и корректировка профессиональных ценностей, возможностей, позиции, планов и перспектив – это важнейшие факторы эффективности самоопределения, особенно в условиях постоянного изменения самой личности и значительных социально-экономических перемен.
Ключевой характеристикой профессионального самоопределения является преодоление неопределенности на личностно-мотивационном уровне за счет определения и переопределения собственной профессиональной позиции. Профессиональное самоопределение является одним из механизмов профессионализации личности, тесно связанным со становлением субъекта профессионального развития. Оно выполняет ряд функций в ходе профессионального выбора, становления и развития человека: профориентационную, проектировочную, идентификационную, организационную, контрольную, регулятивную, адаптационную, компенсаторную.
Профессиональное самоопределение личности можно рассматривать как процесс, как состояние и как результат. Со стороны процесса можно говорить об определенных этапах, условиях и факторах, влияющих на разворачивание процесса профессионального самоопределения. Со стороны результата профессиональное самоопределение характеризуется новообразованиями в различных сферах личности: мотивационной, когнитивной, поведенческой, эмоциональной и др.: расширение представлений о себе и мире (в том числе профессиональном), приобретение опыта осуществления выборов, опыта профессиональных проб, формирование образа «Я», формирование образа желаемого будущего и т.д. Оценку эффективности процесса профессионального самоопределения можно осуществлять по успешности решения задач профессионального самоопределения и сформированности необходимых для их осуществления новообразований, составляющих основу способности к профессиональному самоопределению. Как состояние профессиональное самоопределение отражает, как бы поперечное сечение с непрерывно может характеризоваться более или менее высокой эмоциональной насыщенностью, осознанностью, широкой или узкой (сфокусированностью).
Профессиональное самоопределение – это деятельностный процесс, включающий решение задач профессионального самоопределения. Его протекание осуществляется в соответствии с системно-генетическим и системно-функциональным принципами: одна и та же проблема самоопределения выступает по-разному в разном возрасте и при реализации различных функций.
Ключевые задачи профессионального самоопределения решаются на основе самопознания, осмысления (рефлексивного анализа) реальных выборов, социальных и профессиональных проб и других ментальных и практических действий, проектирования и перепроектирования собственного профессионального будущего и профессионального пути. Важную роль в процессе самоопределения наряду с рациональными (осознание, анализ, сопоставление и др.), играют нерациональные компоненты: чувства, переживания, привычки, интуиция.
Среди значимых задач профессионального самоопределения старшеклассников, которые будут более подробно рассмотрены в данной публикации, выделяют задачи, связанные с принятие решения о выборе профессии, выработкой путей и способов ее приобретения, рассмотрение профессиональных перспектив и др.
Профессиональное самоопределение происходит в определенной ситуации, представляющей собой совокупность субъективных и объективных факторов выбора: социально-экономические перспективы, характеристики современного рынка труда и профессий, требования, предъявляемые ими к работнику, возможные пути приобретения профессий и т.п., индивидуальные характеристики каждого человека, субъективное отношение к ситуации выбора, сложившиеся связи, традиции и т.д.
Обобщение результатов ряда исследователей, а также осмысление практики собственной работы позволило нам разработать нормативную модель процесса профессионального самоопределения выпускников школ. Она включает в себя формирование образа «Я» на основе самопознания и саморазвития; формирование обобщенного представления о рынке труда и ситуации выбора на основе анализа и синтеза, формирование образа наиболее привлекательной, «идеальной» сферы будущей профессиональной деятельности на основе сопоставления и согласования образа «Я» и обобщенного представления о рынке труда и ситуации выбора; выработка альтернативных вариантов выбора на основе конкретизации образа привлекательной сферы профессиональной деятельности; принятие решения (предпочтение одного из вариантов) на основе взвешивания, ограниченного принятия, вытеснения и др. механизмов; разработка программы, путей и способов реализации выбранного варианта.
Реальный процесс профессионального самоопределения далеко не всегда осуществляется в соответствии с нормативной моделью. Он может характеризоваться разной широтой (большее или меньшее число компонентов); противоречивостью (согласованность внутренних и внешних факторов); степенью структурности, моно направленностью (имеется интеграция одного или ряда намерений); устойчивостью (сохранение ценностных ориентаций относительно различных видов деятельности), обоснованностью (степенью полноты учета внешних и внутренних факторов). Возникающие противоречия, трудности и ошибки относятся к различным этапам и компонентам профессионального самоопределения.
Организационно-управленческое обеспечение профессионального самоопределения – профориентация - существенным образом зависит от того, как понимается сущность данного процесса. Если поставить во главу угла деятельность личности, когда решение должен найти сам выбирающий, то педагог (или другой человек, занимающийся сопровождением процесса профессионального самоопределения)не может и не должен давать готовые рекомендации.Так же как нельзя дышать и жить за другого человека, нельзя за него принять судьбоносные решения. Даже самый инфантильный молодой человек может сделать это сам, опираясь на помощь мудрого и понимающего взрослого, поскольку не существует абсолютно правильных или неправильных решений, есть решения приемлемые и неприемлемые с точки зрения конкретного человека, находящегося в определенной ситуации. Специалист, оказывающий помощь выпускнику, может создавать условия, активизировать процесс поиска, сопровождать в ходе профессионального самоопределения, помогая определить «цену» и способы овладения профессией, возможную успешность и удовлетворенность от работы в каждом конкретном случае.
Таким образом, создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников должно, в первую очередь, обеспечивать запуск и осуществление деятельности личности по профессиональному самоопределению, формированию средств построения ее профессиональной карьеры.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя