logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Психология профессионального самоопределения

Кузнецова И.В.

Центр профориентации и психологической поддержки «Ресурс»,

Ярославль

Профессиональное самоопределение – это непрерывный процесс, который сопровождает всю профессиональную жизнь человека. Он не заканчивается однократным выбором профессии. Личность постоянно переосмысливает свое профессиональное бытие и уточняет профессиональный выбор: смена работы, вида и сферы деятельности, определение специализации, планирование деятельности, изменение способа выполнения деятельности и т.д. Невозможно профессионально самоопределиться один раз на всю жизнь. Профессиональное самоопределение актуализируется при решении различных социально-профессиональных задач. Гибкость, постоянное уточнение и корректировка профессиональных ценностей, возможностей, позиции, планов и перспектив – это важнейшие факторы эффективности самоопределения, особенно в условиях постоянного изменения самой личности и значительных социально-экономических перемен.

Ключевой характеристикой профессионального самоопределения является преодоление неопределенности на личностно-мотивационном уровне за счет определения и переопределения собственной профессиональной позиции. Профессиональное самоопределение является одним из механизмов профессионализации личности, тесно связанным со становлением субъекта профессионального развития. Оно выполняет ряд функций в ходе профессионального выбора, становления и развития человека: профориентационную, проектировочную, идентификационную, организационную, контрольную, регулятивную, адаптационную, компенсаторную.

Профессиональное самоопределение личности можно рассматривать как процесс, как состояние и как результат. Со стороны процесса можно говорить об определенных этапах, условиях и факторах, влияющих на разворачивание процесса профессионального самоопределения. Со стороны результата профессиональное самоопределение характеризуется новообразованиями в различных сферах личности: мотивационной, когнитивной, поведенческой, эмоциональной и др.: расширение представлений о себе и мире (в том числе профессиональном), приобретение опыта осуществления выборов, опыта профессиональных проб, формирование образа «Я», формирование образа желаемого будущего и т.д. Оценку эффективности процесса профессионального самоопределения можно осуществлять по успешности решения задач профессионального самоопределения и сформированности необходимых для их осуществления новообразований, составляющих основу способности к профессиональному самоопределению. Как состояние профессиональное самоопределение отражает, как бы поперечное сечение с непрерывно может характеризоваться более или менее высокой эмоциональной насыщенностью, осознанностью, широкой или узкой (сфокусированностью).

Профессиональное самоопределение – это деятельностный процесс, включающий решение задач профессионального самоопределения. Его протекание осуществляется в соответствии с системно-генетическим и системно-функциональным принципами: одна и та же проблема самоопределения выступает по-разному в разном возрасте и при реализации различных функций.

Ключевые задачи профессионального самоопределения решаются на основе самопознания, осмысления (рефлексивного анализа) реальных выборов, социальных и профессиональных проб и других ментальных и практических действий, проектирования и перепроектирования собственного профессионального будущего и профессионального пути. Важную роль в процессе самоопределения наряду с рациональными (осознание, анализ, сопоставление и др.), играют нерациональные компоненты: чувства, переживания, привычки, интуиция.

Среди значимых задач профессионального самоопределения старшеклассников, которые будут более подробно рассмотрены в данной публикации, выделяют задачи, связанные с принятие решения о выборе профессии, выработкой путей и способов ее приобретения, рассмотрение профессиональных перспектив и др.

Профессиональное самоопределение происходит в определенной ситуации, представляющей собой совокупность субъективных и объективных  факторов выбора: социально-экономические перспективы,   характеристики современного рынка труда и профессий, требования, предъявляемые ими к работнику, возможные пути приобретения профессий и т.п., индивидуальные характеристики каждого человека, субъективное отношение к ситуации выбора, сложившиеся связи, традиции и т.д.

Обобщение результатов ряда исследователей, а также осмысление практики собственной работы позволило нам разработать нормативную модель процесса профессионального самоопределения выпускников школ. Она включает в себя формирование образа «Я» на основе самопознания и саморазвития; формирование обобщенного представления о рынке труда и ситуации выбора на основе анализа и синтеза, формирование образа наиболее привлекательной, «идеальной» сферы будущей профессиональной деятельности на основе сопоставления и согласования образа «Я» и обобщенного представления о рынке труда и ситуации выбора; выработка альтернативных вариантов выбора на основе конкретизации образа привлекательной сферы профессиональной деятельности; принятие решения (предпочтение одного из вариантов) на основе взвешивания, ограниченного принятия, вытеснения и др. механизмов; разработка программы, путей и способов реализации выбранного варианта.

Реальный процесс профессионального самоопределения далеко не всегда осуществляется в соответствии с нормативной моделью. Он может характеризоваться разной широтой (большее или меньшее число компонентов); противоречивостью (согласованность внутренних и внешних факторов); степенью структурности, моно направленностью (имеется интеграция одного или ряда намерений); устойчивостью (сохранение ценностных ориентаций относительно различных видов деятельности), обоснованностью (степенью полноты учета внешних и внутренних факторов). Возникающие противоречия, трудности и ошибки относятся к различным этапам и компонентам профессионального самоопределения.

Организационно-управленческое обеспечение профессионального самоопределения – профориентация - существенным образом зависит от того, как понимается сущность данного процесса. Если поставить во главу угла деятельность личности, когда решение должен найти сам выбирающий, то педагог (или другой человек, занимающийся сопровождением процесса профессионального самоопределения)не может и не должен давать готовые рекомендации.Так же как нельзя дышать и жить за другого человека, нельзя за него принять судьбоносные решения. Даже самый инфантильный молодой человек может сделать это сам, опираясь на помощь мудрого и понимающего взрослого, поскольку не существует абсолютно правильных или неправильных решений, есть решения приемлемые и неприемлемые с точки зрения конкретного человека, находящегося в определенной ситуации. Специалист, оказывающий помощь выпускнику, может создавать условия, активизировать процесс поиска, сопровождать в ходе профессионального самоопределения, помогая определить «цену» и способы овладения профессией, возможную успешность и удовлетворенность от работы в каждом конкретном случае.

Таким образом, создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников должно, в первую очередь, обеспечивать запуск и осуществление деятельности личности по профессиональному самоопределению, формированию средств построения ее профессиональной карьеры.