logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)

Филимонова Е.К.

Московский педагогический государственный университет,

Москва

Как известно, профессиональное самоопределение, сензитивным для формирования которого считается ранний юношеский возраст (15-17 лет), не ограничивается только индивидуальным выбором профессии и путей ее получения. Мы разделяем точку зрения Е.И. Головахи (1988), согласно которой профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью жизненного, личностного самоопределения, имеющего ценностно-смысловую природу. Таким образом, на данном возрастном этапе личностное самоопределение (то есть ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения.

Анализ широкого круга теоретических и прикладных исследований по вопросу личностного самоопределения привел к заключению, что проблемы ценностно-нравственной ориентации в юности исследованы пока недостаточно: преобладают описательно-социологический и узко-экспериментальный подходы, а в направлении разработки эффективных технологий формирования мировоззренческой и профессиональной позиции субъекта делаются пока первые шаги.

Как показывает наш практический опыт профориентационной работы с различными возрастными и социальными категориями клиентов, обращающимися в службу занятости, зачастую запрос клиента не ограничивается только психодиагностикой профессиональных интересов, склонностей и индивидуальных особенностей, а затрагивает вопросы построения жизненных планов, смысла жизни и т. п. Особенно часто с подобными запросами к нам обращаются молодые люди – выпускники общеобразовательных школ и учреждений начального, среднего профессионального образования.

Анкетирование, проведенное среди учащихся 8–11 классов (около 1300 ребят) общеобразовательных школ Балашихинского района, позволило сделать вывод о том, что около 60 % ребят пока еще не способны определиться с профессиональными и жизненными планами или испытывают значительные затруднения в этой области. Данный феномен можно объяснить психологическими особенностями этого возрастного этапа, а именно – выявленнымв исследованиях И.В. Дубровиной и ее коллег (1989) формированием у большинства ребят данного возраста только психологической готовности к личностному самоопределению, а не самого самоопределения как возрастного новообразования.Однако, данная проблема усугубляется еще и тем, что в современной России отсутствуют общепризнанные модели личностного и профессионального самоопределения. Конечно, определенные ориентиры ребята получают через СМИ и от родителей, близких людей (приблизительно 34 %). Но как отмечают сами школьники (почти 70%): в определении жизненных перспектив, в том числе – профессиональных ориентиров необходима помощь специалистов.

Известно, что профориентационная работа в школах держится исключительно на энтузиазме школьных психологов и учителей, а иногда и вообще не ведется систематически. Поэтому, нами была предпринята определенная попытка апробации профориентационной программы с учащимися общеобразовательных школ Балашихинского района, затрагивающая ценностно-ориентационный аспект профессионального самоопределения.

Таким образом, основной целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи системы декларируемых, то есть осознаваемых, ценностных ориентаций и профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте. В исследовании приняли участие в общей сложности 127 человек учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ города Балашихи (Московской области). В задачи нашего исследования входило:

Изучения взаимосвязи между степенью готовности к профессиональному выбору и системы ЦО

Исследование возможности формирования системы ЦО посредством системы профориентационных занятий.

При построении программы исследования мы отдавали себе отчет в том, что ценностные ориентации (ЦО) как структура личности является глубинно-интериоризированным образованием, поэтому мы выбрали лонгитюдную форму работы (программа проводилась на протяжении двух лет, с 2002 по 2004 год). А именно – профориентационные занятия проводились нами систематически и диагностические «срезы» были сделаны через два года,причем результаты соотносились с показателями контрольной группы, которая не была охвачена вышеупомянутой профориентационной программой.

На первом этапе нашей работы мы проводили диагностическое исследование с использованием методик: модифицированного теста - «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ) и разработанной нами анкеты «Твой выбор», которая позволяет определить уровень сформированности профессионального самоопределения. Затем мы сравнили показатели основной группы № 1 (127 человек) и контрольной группы № 2 (100 учащихся), не охваченной профориентационной программой. Далее систематически проводились профориентационные занятия с ребятами, с использованием ролевых игр, формирующих методов – «Перекресток» (Пряжников Н.С.), дискуссий, информирования о современном рынке труда и т.д. По окончанию программы занятий нами было проведено повторное психологическое тестирование, результаты которого сравнивались с показателями контрольной группы.

При математико-статистической обработке результатов тестирования мы использовали критерий φ* - угловое преобразование Фишера (критические значения φ*≤1,64 (p≤0,05) и φ*≤2,31 (p≤0,01). На первом этапе были определены уровни значимости различий по показателям тестирования между группами 1 и 2 по обеим методикам: ЦОЛ и «Твой выбор». Так, φ*(ЦОЛ)=1,31 (приp=0,096) и φ*(«Твой выбор»)=1,48 (приp=0,07), что говорит о незначимости различий между группами до проведения занятий. На втором этапе мы действовали аналогичным способом, то есть подсчитали степени значимости различий между группами по обеим методикам: φ*(ЦОЛ)=1,84 (приp=0,033) и φ*(«Твой выбор»)=1,77 (приp=0,038), что говорит о существовании значимых различий между группами после проведения занятий. Таким образом, можно сделать вывод, что рабочая гипотеза подтвердилась: степень согласованности и сформированности ЦО свидетельствует об определенном уровне готовности к профессиональному выбору, а также – в ходе проведения профориентационных занятий можно оказать определенное влияние на формирование системы ЦО.

На основании всего вышеизложенного можно говорить о том, что существует возможность опосредованно влиять на формирование готовности к профессиональному, шире - жизненному самоопределению, причем выбор профессионального пути необходимо соотносить не только с профессиональными, но и с другими жизненными ценностями, чтобы они не вступали в противоречие. Противоречивая, негармоничная система ценностных ориентаций может создавать препятствия в формировании профессиональных намерений и жизненных целей и конкретных планов личности. Поэтому еще раз подчеркнем, что важнейшей предпосылкой успешной профессиональной самореализации человека в будущем, является формирование непротиворечивой, внутренне согласованной системы ценностных ориентаций, служащейбазисом жизненных целей и планов, уже в юношеские годы.