Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
Киселева Т.С.
Государственный университет - Высшая школа экономики,
Москва
На новом этапе общественно-экономической жизни страны требуются активные, инициативные личности, способные эффективно и нестандартно решать свои профессиональные, шире жизненные проблемы и задачи, так и к разработки новых инновационных технологий.
Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творческой активности, инициативы, интеллектуального потенциала личности.
В данном исследовании будет рассматриваться модель развития инициативы студентов в интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальная инициатива понимается как целостное состояние личности, активизирующее интеллектуальную деятельность, характеризуется самостоятельной постановкой проблем и задач; выдвижением новых идей и решений.
Представляется интересным изучение инициативы студентов, т.к. от развития инициативы зависит эффективность их будущей профессиональной деятельности; карьерный и личностный рост.
Также нет целостного, всестороннего освящения данной проблемы в теоретическом и экспериментальном плане.
Отсюда целью нашего исследования и является теоретическое, эмпирическое и развивающее моделирование инициативы студентов в интеллектуальной деятельности; выявление и развитие ведущих составляющих ее структуры и уровней.
Предмет данного исследования: структура и уровни инициативы как момента интеллектуальной деятельности студентов.
Методологические основания исследования: теоретические и методические положения субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн), субъектного подхода (концепция личности субъекта, К.А. Абульханова-Славская), принцип целостности и системности (П.К. Анохин, Б.Г. Ананьев), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Изучение инициативы имеет давнюю научную традицию.
Значительный вклад в развитие представлений об инициативе внесли философы. Актуальность развития инициативы отмечали в своих трудах педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, а также учёные и педагоги-практики начала ХХ века – М.И. Вайсфельд, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.М. Макаренко, С.Т. Шацкий.
В психологической науке исследования инициативы и инициативности ведутся в нескольких направлениях.
Трактовка инициативы в контексте когнитивного подхода, как интеллектуальное свойство личности (Д.Б. Богояв
Трактовка инициативы как волевого свойства личности (С.Л. Рубинштейн, А.И. Высоцкий, В.И. Селиванов, П.А. Рудик, Н.Д. Левитов, А.Г. Ковалев, С.А. Петухов, М.С. Говоров, М. Брихцин, Т.Ф. Игнатенко).
Личностные аспекты инициативы рассматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Новиковой, Е.Н. Погониной, М.С. Говорова, Э.А. Голубевой, А.И. Крупнова, Н.С. Лейтеса, Э. А. Голубевой, Б.А. Кадыровым.
Мотивационные аспекты инициативы рассматриваются в работах Д.Б. Богоявленской, М.С. Говорова, Л.С. Новиковой, И.Э. Плотниеком, Т.Г. Егоровым, Н.Е. Румянцевой.
В работах Д.Б. Богоявленской впервые вводится понятие интеллектуальная инициатива, которая определяется автором как продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого. В экспериментах Д.Б. Богоявленской доказан факт существования познавательной самодеятельности: часть испытуемых при предъявлении задачи на каком-то этапе ее решения спонтанно переключалась с поиска правильного ответа (стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной деятельности) на анализ природы самой задачи (креативный уровень интеллектуальной деятельности).
Для выявления интеллектуальной инициативы был использован метод решения задач в «креативном поле». Главный принцип работы по методу «креативного поля» состоит в том, что экспериментальный материал, представленный набором однотипных задач, имеет«двухслойный» характер. Работа в первом слое доступна всем испытуемым, то есть каждый из них может решать предъявляемые экспериментатором задания, работая в «рамках заданной ситуации».
Д.Б. Богояв
В трудах К.А. Абульхановой-Славской анализируется личностный аспект инициативы. К.А. Абульханова-Славская, определяя три уровня активности, напервом выделяет две возможные ее формы – инициативу и ответственность. Инициатива объясняется как устойчивое качество личности, «свободная, непосредственно отвечающая потребностям субъекта форма самовыражения, побудительный аспект деятельности, общения, познания», это «способ выражения своих потребностей и стремление к их объективации, репрезентации в социально-психологическом, деятельностном, жизненном пространстве…».
В данном исследование инициатива понимается как целостное состояние личности, активизирующее интеллектуальную деятельность, характеризуется самостоятельной постановкой проблем и задач; выдвижением новых идей и решений.
Инициатива может быть психологически раскрыта только в контексте полной поэтапной развертки интеллектуальной деятельности. Критерием развития инициативы является эффективность, продуктивность, результативность интеллектуальной деятельности и позитивные изменения личности ее субъекта. Инициатива может реализоваться в различных сферах деятельности: учебной, профессиональной, социальной, самопознании и др. Инициатива – универсальная характеристика, приобретает особую форму, в зависимости от того, в какую деятельность включен человек , обеспечивает активность личности в деятельности, доведение ее до продуктивного конца
Анализируя литературные источники можно сделать вывод, что сведение «инициативы» к отдельным качествам или свойствам личности неправомерно. В данном исследовании мы предлагаем структуру инициативы личности в интеллектуальной деятельности, представляющую собой гипотетическую теоретическую модель, в которую входят следующие составляющие.
Я-активностьили установка на самоактивность.
Мотивационно-смысловаясоставляющая как осознанное субъективное побуждение к интеллектуальной деятельности.
Креативнаясоставляющая, выраженная в постановке ценных проблем и в творческих замыслах.
Эмоциональнаясоставляющая как аспект самооценки будущей интеллектуальной деятельности.
Рефлексивная составляющая, рефлексия интеллектуальной деятельности.
ВОЛЯ В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Коваль Н.А.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина,
Тамбов.
Духовность может быть определена как собственно человеческий, глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на общечеловеческие ценности, в основе которого лежит идеал свободного, всестороннего и гармоничного развития человека как конкретно-исторического единства индивидуально-неповторимого и универсально-всеобщего. Такое методологическое осмысление духовности наиболее полно отражает жизнь индивида в условиях его социокультурного бытия, ориентирует на выявление ценностно-смысловой регуляции поведения, личностного и профессионального роста, позволяет соотнести действия и поступки личности с выбором определенной ценностной доминанты. Исходя из этого, духовность рассматривается как социальное и как индивидуальное психическое явление, причем внутренние психологические истоки особенно важны как необходимое детерминирующее условие духовного становления личности. На первопричинность личностного, индивидуального существования по отношению к внешнему, общественному бытию указывают произведенные нами экспликации слов “дух - душа - душевный - духовный” и семантический анализ содержания этих понятий.
«Дух» - прежде всего выражает «действие», «стремление к действию, деятельности», к познанию мира, себя, «смысла и назначения своей жизни». «Дух» - это выражение потенциального творчества, креативных возможностей человека в единстве с волей как способности в преодолении препятствий на основе самоконтроля, саморегуляции, самовладения и самореализации. В отличие от души, дух всегда устремлен во вне, ищет простора для самовыражения, самореализации и самоутверждения. Активность духа личности достигает необходимого (достаточно высокого) уровня развития, а потому есть внутренний стимул для ее целенаправленного, осознанного самосовершенствования.
Душа - это сущностная характеристика, выражающая гуманистическую, альтруистическую направленность человека, его жизненную позицию, убеждения, веру в эмпатию, бескорыстную помощь, в примат добра над сиюминутной выгодой для себя, это принятие другого человека как величайшей ценности. «Душевный - к душе относящийся, ей свойственный, нравственный, относящийся до сердца; искренний, сердечный, задушевный», - читаем у В.И. Даля. Здесь существенно нравственное значение, несущее в себе положительную ценность как для индивида, так и для группы, социума в целом. Именно обретение такого душевного качества, при котором складывается способность испытывать глубокие переживания, а также создание внутреннего потенциала высоких гуманных чувств и означает достижение необходимого уровня духовного развития личности. Это фундамент, на котором выстраивается духовность, духовная культура.
«Дух» и «душа» сливаются в понятии «духовность», кристаллизирующее все то, что достигнуто общечеловеческими исканиями истины, добра и красоты, борьбой за торжество гуманизма и справедливости. Духовность - это «основное направление», «сущность чего-либо», «начало, определяющее поведение, действие», фокусирующее в себе не только общечеловеческие, но и индивидуальные ценности, богатство и совершенство внутреннего мира личности.
Особую роль в духовном становлении личности принадлежит воле.
Воля проявляется в создании дополнительного усилия, необходимого для преодоления возникающих препятствий (как внешних, так и внутренних).
Механизмом дополнительных усилий, необходимых для преодоления препятствий, мешающих достижению цели, является создание новых побуждений путем присоединения выполняемого действия к более значимым и сильным мотивам личности.
Однако, воля — лишь одна из сторон личности, и она связана с духовно-нравственной сферой субъекта. При осуществлении личностью волевой регуляции своей активности очень важно, чтобы в основе этой регуляции лежали духовные ценности. Наряду со сложившимися представлениями и проявлении воли, считаем необходимым подчеркнуть важным проявления воли в чувстве долга, в привнесении в деятельность дополнительного смысла, в следовании идеалу. Это значит, что важнейшим источником развития субъекта воли являются этические, эстетические и нравственные нормы, в которых закреплены внешние образцы человеческой культуры.
Волеизъявление является важным и необходимым условием духовного становления и развития личности.
Воля в данном случае выступает как средство усиления положительной мотивации поведения. Это та духовная сила, которая оказывается необходимой всякий раз при наличии препятствий на пути к цели. Наряду со сложившимися в психологии представлениями о проявлении воли, настойчивости, целеустремленности, самостоятельности, решительности, смелости, мужестве, исходя из вышесказанного, воля проявляется в чувстве долга, в привнесении в него дополнительного смысла, в следовании идеалу, проверенным глубоким знанием (это порождает уверенность, убежденность), воля проявляется в самостоятельности человека, то есть в его способности действовать вопреки давлению среды и чужому мнению, которые он не приемлет.
Воля активизируется, когда у человека есть гуманная цель, связанная с преобразованием окружающего мира, своего духовного поля, системой отношений с другими людьми.
Воля необходима тогда, когда существует ситуация выбора, а духовно-нравственные ориентиры — это единственные ориентиры, которые позволят избежать ошибочного выбора.
Сформированные духовно-нравственные качества личности в свою очередь являются важными и значимыми условиями волевого развития личности. Под духовно-нравственными условиями волевого развития мы понимаем этические регуляторы, под влиянием которых осуществляется саморегуляция в соответствии с усвоенными нравственными нормами и духовными идеалами личности.
Нами были выявлены следующие духовно-нравственные условия волевого развития: принятие духовных и нравственных ценностей в ситуации выбора, потребность в самопознании, определение своего духовного идеала и стремление к нему, самовоспитание на основе духовно-нравственных ценностей, стремление руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях.
В то же время, воля - не врожденное качество. Это психологический феномен, который формируется в процессе всей жизни человека, и, прежде всего, в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Основными компонентами волевого развития личности в школьном возрасте выступают: когнитивный компонент, ценностно-эмоциональный компонент и поведенческий компонент.
Когнитивный компонент волевого развития включает в себя представления учащихся о духовно-нравственных ценностях и волевых свойствах, стремление к познанию себя и самовоспитанию.
Ценностно-эмоциональный компонент волевого развития характеризуется наличием и эмоциональным принятием идеала и присущими ему ценностями, а также способность воспринимать жизненные ситуации через данные ценности.
Поведенческий компонент проявляется в овладении навыками самоконтроля и самоуправления, в умении планировать свою деятельность и в способности осуществлять поступки в соответствии с усвоенными нравственными нормами в тех или иных жизненных ситуациях.
Сформированность этих компонентов определяет уровень волевого развития личности учащихся.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя