logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.

Киселева Т.С.

Государственный университет - Высшая школа экономики,

Москва

На новом этапе общественно-экономической жизни страны требуются активные, инициативные личности, способные эффективно и нестандартно решать свои профессиональные, шире жизненные проблемы и задачи, так и к разработки новых инновационных технологий.

Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творческой активности, инициативы, интеллектуального потенциала личности.

В данном исследовании будет рассматриваться модель развития инициативы студентов в интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальная инициатива понимается как целостное состояние личности, активизирующее интеллектуальную деятельность, характеризуется самостоятельной постановкой проблем и задач; выдвижением новых идей и решений.

Представляется интересным изучение инициативы студентов, т.к. от развития инициативы зависит эффективность их будущей профессиональной деятельности; карьерный и личностный рост.

Также нет целостного, всестороннего освящения данной проблемы в теоретическом и экспериментальном плане.

Отсюда целью нашего исследования и является теоретическое, эмпирическое и развивающее моделирование инициативы студентов в интеллектуальной деятельности; выявление и развитие ведущих составляющих ее структуры и уровней.

Предмет данного исследования: структура и уровни инициативы как момента интеллектуальной деятельности студентов.

Методологические основания исследования: теоретические и методические положения субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн), субъектного подхода (концепция личности субъекта, К.А. Абульханова-Славская), принцип целостности и системности (П.К. Анохин, Б.Г. Ананьев), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Изучение инициативы имеет давнюю научную традицию.

Значительный вклад в развитие представлений об инициативе внесли философы. Актуальность развития инициативы отмечали в своих трудах педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, а также учёные и педагоги-практики начала ХХ века – М.И. Вайсфельд, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.М. Макаренко, С.Т. Шацкий.

В психологической науке исследования инициативы и инициативности ведутся в нескольких направлениях.

Трактовка инициативы в контексте когнитивного подхода, как интеллектуальное свойство личности (Д.Б. Богояв­221енская, М.А. ХолоднаяН.Д. Левитов, И.А. Петухова, М.Р. Гинзбург, Л.М. Попов, М.С. Говоров, И.Э. Плотниек, Б.М. Теплов).

Трактовка инициативы как волевого свойства личности (С.Л. Рубин­штейн, А.И. Высоцкий, В.И. Селиванов, П.А. Рудик, Н.Д. Левитов, А.Г. Ковалев, С.А. Петухов, М.С. Говоров, М. Брихцин, Т.Ф. Игнатенко).

Личностные аспекты инициативы рассматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Новиковой, Е.Н. Погониной, М.С. Говорова, Э.А. Голубевой, А.И. Крупнова, Н.С. Лейтеса, Э. А. Голубевой, Б.А. Кадыровым.

Мотивационные аспекты инициативы рассматриваются в работах Д.Б. Богоявлен­ской, М.С. Говорова, Л.С. Новиковой, И.Э. Плотниеком, Т.Г. Егоровым, Н.Е. Румянцевой.

В работах Д.Б. Богоявлен­ской впервые вводится понятие интеллектуальная инициатива, которая определяется автором как продолжение мыслительной дея­тельности за пределами требуемого. В экспериментах Д.Б. Богоявлен­ской доказан факт существования познавательной самодеятельности: часть испытуемых при предъявлении задачи на каком-то этапе ее решения спонтанно переключалась с поиска правильного ответа (стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной деятельности) на анализ природы самой задачи (креативный уровень интеллектуальной деятельности).

Для выявления интеллектуальной инициативы был исполь­зован метод решения задач в «креативном поле». Главный принцип рабо­ты по методу «креативного поля» состоит в том, что эксперименталь­ный материал, представленный набором однотипных задач, имеет«двухслойный» характер. Работа в первом слое доступна всем испы­туемым, то есть каждый из них может решать предъявляемые экспери­ментатором задания, работая в «рамках заданной ситуации».

Д.Б. Богояв­222енская выделяет три уровня интеллектуальной инициативы: стимульно-продуктивный, эвристический и креативный.

В трудах К.А. Абульхановой-Славской анализируется личностный аспект инициативы. К.А. Абульханова-Славская, определяя три уровня активности, напервом выделяет две возможные ее формы – инициативу и ответствен­ность. Инициатива объясняется как устойчивое качество личнос­ти, «свободная, непосредственно отвечающая потребностям субъекта форма самовыражения, побудительный аспект деятельности, общения, познания», это «способ выражения своих потребностей и стремление к их объективации, репрезентации в социально-психоло­гическом, деятельностном, жизненном пространстве…».

В данном исследование инициатива понимается как целостное состояние личности, активизирующее интеллектуальную деятельность, характеризуется самостоятельной постановкой проблем и задач; выдвижением новых идей и решений.

Инициатива может быть психологически раскрыта только в контексте полной поэтапной развертки интеллектуальной деятельности. Критерием развития инициативы является эффективность, продуктивность, результативность интеллектуальной деятельности и позитивные изменения личности ее субъекта. Инициатива может реализоваться в различных сферах деятельности: учебной, профессиональной, социальной, самопознании и др. Инициатива – универсальная характеристика, приобретает особую форму, в зависимости от того, в какую деятельность включен человек , обеспечивает активность личности в деятельности, доведение ее до продуктивного конца

Анализируя литературные источники можно сделать вывод, что сведение «инициативы» к отдельным качествам или свойствам личности неправомерно. В данном исследовании мы предлагаем структуру инициативы личности в интеллектуальной деятельности, представляющую собой гипотетическую теоретическую модель, в которую входят следующие составляющие.

Я-активностьили установка на самоактивность.

Мотивационно-смысловаясоставляющая как осознанное субъективное побуждение к интеллектуальной деятельности.

Креативнаясоставляющая, выраженная в постановке ценных проблем и в творческих замыслах.

Эмоциональнаясоставляющая как аспект самооценки будущей интеллектуальной деятельности.

Рефлексивная составляющая, рефлексия интеллектуальной деятельности.

ВОЛЯ В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Коваль Н.А.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина,

Тамбов.

Духовность может быть определена как собственно человеческий, глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на общечеловеческие ценности, в основе которого лежит идеал свободного, всестороннего и гармоничного развития человека как конкретно-исторического единства индивидуально-неповторимого и универсально-всеобщего. Такое методологическое осмысление духовности наиболее полно отражает жизнь индивида в условиях его социокультурного бытия, ориентирует на выявление ценностно-смысловой регуляции поведения, личностного и профессионального роста, позволяет соотнести действия и поступки личности с выбором определенной ценностной доминанты. Исходя из этого, духовность рассматривается как социальное и как индивидуальное психическое явление, причем внутренние психологические истоки особенно важны как необходимое детерминирующее условие духовного становления личности. На первопричинность личностного, индивидуального существования по отношению к внешнему, общественному бытию указывают произведенные нами экспликации слов “дух - душа - душевный - духовный” и семантический анализ содержания этих понятий.

«Дух» - прежде всего выражает «действие», «стремление к действию, деятельности», к познанию мира, себя, «смысла и назначения своей жизни». «Дух» - это выражение потенциального творчества, креативных возможностей человека в единстве с волей как способности в преодолении препятствий на основе самоконтроля, саморегуляции, самовладения и самореализации. В отличие от души, дух всегда устремлен во вне, ищет простора для самовыражения, самореализации и самоутверждения. Активность духа личности достигает необходимого (достаточно высокого) уровня развития, а потому есть внутренний стимул для ее целенаправленного, осознанного самосовершенствования.

Душа - это сущностная характеристика, выражающая гуманистическую, альтруистическую направленность человека, его жизненную позицию, убеждения, веру в эмпатию, бескорыстную помощь, в примат добра над сиюминутной выгодой для себя, это принятие другого человека как величайшей ценности. «Душевный - к душе относящийся, ей свойственный, нравственный, относящийся до сердца; искренний, сердечный, задушевный», - читаем у В.И. Даля. Здесь существенно нравственное значение, несущее в себе положительную ценность как для индивида, так и для группы, социума в целом. Именно обретение такого душевного качества, при котором складывается способность испытывать глубокие переживания, а также создание внутреннего потенциала высоких гуманных чувств и означает достижение необходимого уровня духовного развития личности. Это фундамент, на котором выстраивается духовность, духовная культура.

«Дух» и «душа» сливаются в понятии «духовность», кристаллизирующее все то, что достигнуто общечеловеческими исканиями истины, добра и красоты, борьбой за торжество гуманизма и справедливости. Духовность - это «основное направление», «сущность чего-либо», «начало, определяющее поведение, действие», фокусирующее в себе не только общечеловеческие, но и индивидуальные ценности, богатство и совершенство внутреннего мира личности.

Особую роль в духовном становлении личности принадлежит воле.

Воля проявляется в создании дополнительного усилия, необходимого для преодоления возникающих препятствий (как внешних, так и внутренних).

Механизмом дополнительных усилий, необходимых для преодоления препятствий, мешающих достижению цели, является создание новых побуждений путем присоединения выполняемого действия к более значимым и сильным мотивам личности.

Однако, воля — лишь одна из сторон личности, и она связана с духовно-нравственной сферой субъекта. При осуществлении личностью волевой регуляции своей активности очень важно, чтобы в основе этой регуляции лежали духовные ценности. Наряду со сложившимися представлениями и проявлении воли, считаем необходимым подчеркнуть важным проявления воли в чувстве долга, в привнесении в деятельность дополнительного смысла, в следовании идеалу. Это значит, что важнейшим источником развития субъекта воли являются этические, эстетические и нравственные нормы, в которых закреплены внешние образцы человеческой культуры.

Волеизъявление является важным и необходимым условием духовного становления и развития личности.

Воля в данном случае выступает как средство усиления положительной мотивации поведения. Это та духовная сила, которая оказывается необходимой всякий раз при наличии препятствий на пути к цели. Наряду со сложившимися в психологии представлениями о проявлении воли, настойчивости, целеустремленности, самостоятельности, решительности, смелости, мужестве, исходя из вышесказанного, воля проявляется в чувстве долга, в привнесении в него дополнительного смысла, в следовании идеалу, проверенным глубоким знанием (это порождает уверенность, убежденность), воля проявляется в самостоятельности человека, то есть в его способности действовать вопреки давлению среды и чужому мнению, которые он не приемлет.

Воля активизируется, когда у человека есть гуманная цель, связанная с преобразованием окружающего мира, своего духовного поля, системой отношений с другими людьми.

Воля необходима тогда, когда существует ситуация выбора, а духовно-нравственные ориентиры — это единственные ориентиры, которые позволят избежать ошибочного выбора.

Сформированные духовно-нравственные качества личности в свою очередь являются важными и значимыми условиями волевого развития личности. Под духовно-нравственными условиями волевого развития мы понимаем этические регуляторы, под влиянием которых осуществляется саморегуляция в соответствии с усвоенными нравственными нормами и духовными идеалами личности.

Нами были выявлены следующие духовно-нравственные условия волевого развития: принятие духовных и нравственных ценностей в ситуации выбора, потребность в самопознании, определение своего духовного идеала и стремление к нему, самовоспитание на основе духовно-нравственных ценностей, стремление руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях.

В то же время, воля - не врожденное качество. Это психологический феномен, который формируется в процессе всей жизни человека, и, прежде всего, в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Основными компонентами волевого развития личности в школьном возрасте выступают: когнитивный компонент, ценностно-эмоциональный компонент и поведенческий компонент.

Когнитивный компонент волевого развития включает в себя представления учащихся о духовно-нравственных ценностях и волевых свойствах, стремление к познанию себя и самовоспитанию.

Ценностно-эмоциональный компонент волевого развития характеризуется наличием и эмоциональным принятием идеала и присущими ему ценностями, а также способность воспринимать жизненные ситуации через данные ценности.

Поведенческий компонент проявляется в овладении навыками самоконтроля и самоуправления, в умении планировать свою деятельность и в способности осуществлять поступки в соответствии с усвоенными нравственными нормами в тех или иных жизненных ситуациях.

Сформированность этих компонентов определяет уровень волевого развития личности учащихся.