Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
Шемет И. С.
Костромской государственный университет, Кострома
Психика человека как целостная система имеет некоторые механизмы поддержания собственной целостности – интегративные механизмы. Они сформировались в ходе эволюционного развития психики и относятся к разным её уровням. К ним можно отнести сон и сноподобные состояния, связное дыхание, спонтанное движение, взаимосвязь с природой, эмоциональную память, переживания, творчество, созидательную деятельность, мышление, проговор, осознавание, любовь, а также механизмы социальной и духовной интеграции.
При эффективной работе этих механизмов оптимально происходит развитие психики, усвоение опыта, управления жизнью и поведением, социальная адаптация. При нарушении функционирования интегративных механизмов происходит нарушение психической деятельности в целом или в её отдельных сферах. Мы полагаем, что методы интеграции психики должны опираться на собственные интегративные механизмы психики. При восстановлении нарушенных интегративных механизмов психика сама восстанавливает свою целостность.
В онтогенетическом развитии интегративных механизмов можно выделить несколько стадий: телесная, эмоциональная, творческая, мыслительная, социальная, сознательная и духовная. На каждой стадии доминирует тот или иной механизм интеграции, каждая новая стадия развивается на основе развития предыдущих. При ущербном или недостаточном развитии интегративных механизмов предыдущих стадий невозможно развитие последующих. Указанная закономерность выведена нами из практической работы и экспериментально подтверждена, она действует как в жизненном, так и в интенсивном развитии в условиях тренинга или коррекции: восстанавливать интегративные механизмы необходимо постадийно, начиная с телесной стадии.
На каждой стадии мы ввели шкалу уровней развития от – 2 до + 2. На основе принятых стадий и уровней развития интегративных механизмов разработана таблица феноменологии, показатели которой суммарно выражают результат действий как интеграционных так дезинтеграционных факторов и отражают наблюдаемое развитие интегративных механизмов психики. При помощи таблицы можно оценить уровень интеграции психики у конкретного испытуемого и его динамику при психологическом воздействии. Таблица феноменологии является интерпретатором результатов, полученных стандартными диагностическими методами и данных наблюдения.
В таблицу феноменологии включены следующие показатели стадий и уровней интеграции психики:
Телесная стадия
-2 Тяжелые хронические заболевания, низкий уровень физической активности, травмы
-1 Слабое здоровье, есть хронические заболевания, тяжело переносит инфекции
0 Среднее здоровье, есть психосоматичес-кие нарушения, подвержен инфекционным заболеваниям
1 Хорошее здоровье, успехи в спорте, быстро справляется с инфекциями
2 Отличное здоровье, устойчивость к инфекциям, управление функциями тела
Эмоциональная стадия
-2 Горе, апатия, страх
-1 Явная или подавленная злость, враждеб-ность, раздражи-тельность
0 Спокойствие, уравновешен-ность, скука, консерватизм
1 Интерес к жизни, удовлетворен-ность, радость
2 Энтузиазм, экстаз, воодушевление
Творческая стадия
-2 Деструктивная направленность во всем
-1 Конструктивная направленность на себя и деструктивная на окружение
0 Конструктивная направленность на себя и умеренно-конструктивная на физическое и социальное окружение
1 Созидательная и творческая деятельность в различных сферах
2 Творческое отношение к жизни, к себе, к людям, конструктивная направленность во всем
Мыслительная стадия
-2 Примитивные интеллектуаль-ные навыки, плохо усваивает новое, ригиден
-1 Репродуктивное мышление, средняя обучаемость
0 Хорошая обучаемость, гибко применяет знания
1 Творчески мыслит, отлично излагает и сочиняет
2 Интуитивное мышление, концептуальное мышление
Социальная стадия
-2 Антисоциален
-1 Асоциален, социальный девиант
0 Социально адаптирован, конформист, исполнитель
1 Социально продвинут, руководитель
2 Высокий социальный статус, крупный руководитель, идеолог
Сознательная стадия
-2 Не контролирует и не осознает свои действия, не имеет воли, внушаем, полностью зависим от обстоятельств
-1 Осознает свои потребности и интересы, осознает требования к себе со стороны окружающих, поведение детерминирова-но извне
0 Осознает свои цели, свое соответствие и несоответствие стандартам, управляем, не проявляет настойчивости, избегает ответственности
1 Целеустремлен, настойчив, осоз-нает причины своих поступков, удач и неудач, влияет на обстоя-тельства, прини-мает на себя от-ветственность за себя и за свою жизнь
2 Высокий уровень ответственности, собственное целеполагание, самодетерми-низм, внушает свою волю, формирует обстоятельства
Духовная стадия
-2 Страх перед Богом, судьба как наказание
-1 Признание верховной власти, Ритуальное отношение к Богу
0 Атеизм, индифферентное отношение к Богу
1 Доверие к высшим силам, стремление понять высшие законы и использовать их, поиск смысла жизни
2 Понимание свое-го предназначе-ния, полная раст-воренность, еди-нение, любовь к Богу, понимание и использование высших законов Бытия
ПСИХОМЕТРИКА КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Шеховцев И.К.
Государственный университете – Высшая школа экономики,
Москва.
В условиях социально-экономических изменений в нашем обществе преобладает интенсивный стиль жизнедеятельности. Изменилось все, от общественно-экономической формации на огромной территории, до возникновения нового спектра постоянно усложняющихся проблем, стоящих перед отдельным человеком (Шадриков 2003).
Сформировалась острая необходимость развития и внедрения психологически ориентированных технологий в нашу жизнь, основной ценностью которых должно стать как общество в целом, так и конкретный человек с учетом его индивидуально-психологических особенностей, как личности. Одним из механизмов реализации возникающих проблем становится повсеместное применение обновляющихся средств и методов психологической диагностики (Шмелев 2005).
Одна из важных задач, без решения которой с проблемой интеграции общества справиться трудно, поиск предикторов когнитивного ресурса без каких-либо вопросов к испытуемым, по объективным показателям, в частности по записям биопотенциалов головного мозга. Такой подход обусловлен, прежде всего, созданием современными нейрофизиологическими школами полноценной альтернативы неоднозначно зарекомендовавшим себя на протяжении двух веков тестовым заданиям (Голубева 2005).
В наших исследованиях проблема измерений когнитивного ресурса связана с поиском наиболее ярких примеров расстройств интеллектуально - мнестической функции с одной стороны и очевидным проявлением когнитивности. Во всех случаях, природа сама приподнесла психологам возможность подобных наблюдений. Снижение памяти отмечается у лиц старших возрастных групп, страдающих недостаточностью кровообращения мозга. И.П.Павлов, считал, что болезнь, это эксперимент, поставленный самой жизнью. С другой стороны, нет более универсального критерия когнитивного развития, чем успешное обучение в высшей школе (Анцыферова 2000).
Работу пришлось выполнять в два этапа. Для решения задачи на первом этапе, мы выполнили исследование в неврологической клинике, записав 196 электроэнцефалограмм больных с расстройствами памяти. Все испытуемые страдали сосудистыми заболеваниями мозга и на момент исследования находились на лечении. Запись проводилась в обычных условиях стандартными методами в состоянии покоя испытуемого при закрытых глазах в течение 5 минут у каждого.
На следующем этапе в полученную в клинике выборку добавили 367 студентов психологического факультета разных уровней обучения. Регистрацию электроэнцефалограммы выполнили заведующая лабораторией Стакина Ю.М. и студент Михалкин С.О. Общую выборку из 563 наблюдений случайным образом разбили на две части. Одна половина служила для выборки диагностического уравнения, на другой проверялась валидность прогнозов вслепую. Мы знали, кто есть кто, а нашей диагностической системе ничего не было известно. Она сама определяла признак когнитивного ресурса. Применялись процедуры множественного линейного регрессионного анализа данных (вектор из более 300 показателей). Психометрическая концепция обработки данных разработана А.Н.Лебедевым.
Предикторами когнитивного ресурса, как производной от снижения процессов памяти, в опытах с больными и здоровыми испытуемыми оказались показатели мощности колебаний альфа диапазона на частотах 10-11 и 12-13 Гц в правой затылочной области и коэффициенты корреляции между колебаниями биопотенциалов в лобных и центральных областях мозга.
Половина испытуемых из числа больных, отобранная случайным образом, вместе со студентами составила обучающую выборку. Благодаря ней мы составили диагностическое уравнение. Уравнение множественной линейной регрессии для прогноза интеллектуально - мнестических расстройств (CRE) по электроэнцефалограмме имеет следующий вид:
CRE = 138.298 -0.119 (A2F) -0.285 (R23) -0.337 (A3F)
По найденному уравнению для контрольной выборки были вычислены прогнозируемые показатели когнитивного ресурса для проверки точности вслепую. О точности прогноза можно судить по общему коэффициенту корреляции, равному 0.811.
Характерными признаками когнитивного ресурса были связи с частотно-амплитудными совпадениями электроэнцефалограммы с отрицательным знаком всех трех предикторов: A2F -мощность альфа 2, в диапазоне 10-11 Гц, затылок справа; A3F -мощность альфа 3, в диапазоне 12-13 Гц, затылок справа; R23 -коэффициент корреляции волн электроэнцефалограммы в отведениях правый лоб F4 и левый центр C3. Чем меньше значение предиктора, тем выше когнитивный индекс. В зону неопределенных прогнозов попали 48 испытуемых, которых не представлялось возможным отнести к ошибкам первого или второго рода.
Наибольший вклад в прогноз, судя по весовому коэффициенту корреляции, равному 0.73, принадлежал мощности альфа диапазона, соответствующий константе М.Н.Ливанова, что указывает на высокую прогностическую значимость положений теории частотно фазового кодирования информации при формировании когнитивного поля участвовавших в испытаниях. Веса других предикторов распределились примерно одинаково 0.18 и 0.15, соответственно. Неравномерность вклада нейрофизиологических предикторов, может отражать возрастной механизм структурной перестройки когнитивного ресурса.
Информацию, содержащуюся в фоновых биопотенциалах головного мозга, можно применять в объективных оценках встречающихся при изменениях процессов памяти, которые определяют такое базовое свойство личности, как когнитивный ресурс. Таков предварительный вывод, который, нужно еще много раз проверять с участием большего числа, как больных, так и здоровых испытуемых.
Наше исследование показывает, что возможна с приемлемой точностью диагностика интеллектуально - мнестических расстройств. В целом, полученный факт еще раз подтверждает теоретические расчеты о кодировании информации в структурах мозга циклическими повторяющимися группами нейронных разрядов. Дальнейшая проверка объяснит, например, степень различия больных и здоровых по возрастному признаку или каким-то иным, не выявленным пока побочным обстоятельствам.
Таким образом, главная проблема, которой было посвящено наше исследование, успешно решена. То есть, не вступая в диалог с испытуемым, и не изучая его предысторию жизни, теперь можно судить о возможном когнитивном дефекте, иначе о реальной угрозе для каждого из них стать инвалидом. Следовательно, можно вовремя принять меры, замедляющие неотвратимый поворот в судьбе человека. Весьма перспективна разработка нового метода прогноза по биопотенциалам головного мозга, как объективным показателям, начала разрушительных процессов в организме, которые подкрадываются к каждому из нас исподволь и постепенно.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя