logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Познавательные способности в структуре индивидуальности человека

Лаврик О.В.

Московский педагогический государственный университет,

Москва

В структуре интегральной индивидуальности человека, состоящей из «базальных индивидуальных характеристик» (В.С. Мерлин, 1986; 1996 ) способности занимают одно из центральных мест. Традиционно под способностями понимают индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности. Для успешной реализации познавательной деятельности необходимы психические свойства, определяемые как познавательные способности.

Большинство исследователей считают, что познавательные способности занимают особое место среди способностей человека. С одной стороны, познание - специфическая человеческая деятельность, «характерная для человеческого рода» (В.П.Озеров, 1997) Сам процесс познания в каждом конкретном случае специфичен: познание в практической или теоретической деятельности, познание в процессе обучения, познание, направленное на различное содержание, каждый раз требует проявления различных свойств человеческой индивидуальности. С другой стороны, познавательные способности включены в любую деятельность человека, являясь ее неотъемлемой составной: функция познания реализуется в отдельных видах деятельности посредством отдельных свойств ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения.

Несмотря на большой эмпирический материал, представленный в работах отечественных и зарубежных исследователей понимание познавательных способностей в современной науке остается дискуссионным. Основные подходы к их изучению группируются вокруг нескольких проблем.

Понятие «познавательные способности» отождествляется с понятием «общие умственные способности», под которыми чаще всего понимаются качества интеллекта, стоящие за определенными количественными показателями развития (Л.Термен, Ч.Спирмен, Д.Векслер). При этом отмечается, что основная проблема заключается в выделении и определении психологических качеств, рассматриваемых как способности, в нахождении их места в структуре познавательной деятельности, а также в их измерении, позволяющем выявить уровень развития. Данные качества и группы качеств традиционно определялись путем использования статистических моделей анализа интеллекта. Поэтому уровень развития познавательных способностей человека традиционно измерялся с помощью тестов интеллекта.

Другой подход к определению и исследованию познавательных способностей может быть охарактеризован с точки зрения применения различных способов функционирования когнитивных структур. Для данного подхода характерен анализ когнитивных стилей, используемых решении задач (Дж.Каган, Р.Глейзер, Д.Хант, М.А.Холодная). Когнитивные стили понимаются как относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, выражающиеся в используемых познавательных стратегиях. Они рассматриваются в качестве показателей индивидуальных различий в познавательной деятельности. В последнее время наметилась тенденция к синтезу различных сторон познавательного процесса. Сторонники данного подхода полагают, что за термином «познание» скрывается функционирование сложных по компонентному составу многоуровневых когнитивных структур, качество и организация которых определяют эффективность решения широкого круга задач.

Третий подход в понимании познавательных способностей человека связан с отождествлением данного понятия и понятия «способности к обучению», «обучаемость». Ряд авторов (Н.Кауфман и др., Н.А.Менчинская, З.И. Калмыкова) особенности развития познавательных способностей рассматривают в связи с их продвижением в ситуации обучения (академической успешностью). В работах этого направления акцент делается на особенностях и типах переработки информации в процессе познавательной деятельности. Однако некоторые исследования показывают, что обучаемость существует не как общая способность, а как система специальных способностей и в регламентированных условиях сводится к общему интеллекту и некоторым личностным чертам (исполнительность, практичность, самоконтроль и т.д.) (Ю.Перельштейн).

В рамках каждого направления исследований получены ценные теоретические и эмпирические факты, раскрывающие с различных сторон суть и природу познавательных способностей человека.

При выделении (классификации) познавательных способностей исходят из психологического анализа познавательной деятельности. Однако такой анализ позволяет понимать под познавательными способностями различные свойства личности и ее особенности. Поэтому у разных авторов состав познавательных особенностей разнится.

Так Раев и Регуш и др. к познавательным способностям относят способности прогнозирования («предвидения»), кодирования (использование системы символов, сложное взаимодействие образного и вербального) и переноса (осознанное обобщение и применение имеющегося опыта в новых условиях). Однако прогнозирование, кодирование и перенос включают в себя акты восприятия, памяти, мышления и т.д. Более того, уровень данных познавательных процессов определяет возможность совершать прогнозирование, кодирование и перенос. Поэтому более традиционным при классификации познавательных способностей является подход, когда за основу анализа познавательной деятельности берутся психические процессы, которые обеспечивают познание.

Познавательная деятельность включает поиск, восприятие, запоминание, переработку и реализацию информации, соотносясь с основными познавательными психическими процессами – ощущением, восприятием, мышлением, памятью, вниманием, воображением , речью. Отсюда познавательные способности рассматриваются как свойства психических процессов.

Так, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко Т.В.Лаврентьева, В.В.Холмовская (1970-1975 гг.) выделяют блок общих сенсорных способностей как компоненту познавательных способностей человека. В.П.Озеров, О.В.Соловьева (1997) структуру познавательных способностей человека усложняют речевой функцией и психомоторным компонентом.

На сегодняшний день наиболее полной и концептуально законченной в теоретическом и практическом планах является концепция познавательных способностей, предложенная В.Д.Шадриковым (1973). Понимание познавательных способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности, позволяет классифицировать их на основе традиционного разделения познавательных психических процессов (Н.П.Анисимова, 1979) и выделить сенсорныке, перцептивные, мнемические, имажинитивные, аттенционные способности и способности представления.

Тот факт, что в понятие «познавательные способности» вкладывается столь различный смысл, не может считаться случайностью или объясняться субъективным подходом. Это свидетельство объективной сложности самой структуры человеческой индивидуальности, определяемой взаимодействием всех ее многоуровневых, иерархически выстроенных подсистем.