Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
Лаврик О.В.
Московский педагогический государственный университет,
Москва
В структуре интегральной индивидуальности человека, состоящей из «базальных индивидуальных характеристик» (В.С. Мерлин, 1986; 1996 ) способности занимают одно из центральных мест. Традиционно под способностями понимают индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности. Для успешной реализации познавательной деятельности необходимы психические свойства, определяемые как познавательные способности.
Большинство исследователей считают, что познавательные способности занимают особое место среди способностей человека. С одной стороны, познание - специфическая человеческая деятельность, «характерная для человеческого рода» (В.П.Озеров, 1997) Сам процесс познания в каждом конкретном случае специфичен: познание в практической или теоретической деятельности, познание в процессе обучения, познание, направленное на различное содержание, каждый раз требует проявления различных свойств человеческой индивидуальности. С другой стороны, познавательные способности включены в любую деятельность человека, являясь ее неотъемлемой составной: функция познания реализуется в отдельных видах деятельности посредством отдельных свойств ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения.
Несмотря на большой эмпирический материал, представленный в работах отечественных и зарубежных исследователей понимание познавательных способностей в современной науке остается дискуссионным. Основные подходы к их изучению группируются вокруг нескольких проблем.
Понятие «познавательные способности» отождествляется с понятием «общие умственные способности», под которыми чаще всего понимаются качества интеллекта, стоящие за определенными количественными показателями развития (Л.Термен, Ч.Спирмен, Д.Векслер). При этом отмечается, что основная проблема заключается в выделении и определении психологических качеств, рассматриваемых как способности, в нахождении их места в структуре познавательной деятельности, а также в их измерении, позволяющем выявить уровень развития. Данные качества и группы качеств традиционно определялись путем использования статистических моделей анализа интеллекта. Поэтому уровень развития познавательных способностей человека традиционно измерялся с помощью тестов интеллекта.
Другой подход к определению и исследованию познавательных способностей может быть охарактеризован с точки зрения применения различных способов функционирования когнитивных структур. Для данного подхода характерен анализ когнитивных стилей, используемых решении задач (Дж.Каган, Р.Глейзер, Д.Хант, М.А.Холодная). Когнитивные стили понимаются как относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, выражающиеся в используемых познавательных стратегиях. Они рассматриваются в качестве показателей индивидуальных различий в познавательной деятельности. В последнее время наметилась тенденция к синтезу различных сторон познавательного процесса. Сторонники данного подхода полагают, что за термином «познание» скрывается функционирование сложных по компонентному составу многоуровневых когнитивных структур, качество и организация которых определяют эффективность решения широкого круга задач.
Третий подход в понимании познавательных способностей человека связан с отождествлением данного понятия и понятия «способности к обучению», «обучаемость». Ряд авторов (Н.Кауфман и др., Н.А.Менчинская, З.И. Калмыкова) особенности развития познавательных способностей рассматривают в связи с их продвижением в ситуации обучения (академической успешностью). В работах этого направления акцент делается на особенностях и типах переработки информации в процессе познавательной деятельности. Однако некоторые исследования показывают, что обучаемость существует не как общая способность, а как система специальных способностей и в регламентированных условиях сводится к общему интеллекту и некоторым личностным чертам (исполнительность, практичность, самоконтроль и т.д.) (Ю.Перельштейн).
В рамках каждого направления исследований получены ценные теоретические и эмпирические факты, раскрывающие с различных сторон суть и природу познавательных способностей человека.
При выделении (классификации) познавательных способностей исходят из психологического анализа познавательной деятельности. Однако такой анализ позволяет понимать под познавательными способностями различные свойства личности и ее особенности. Поэтому у разных авторов состав познавательных особенностей разнится.
Так Раев и Регуш и др. к познавательным способностям относят способности прогнозирования («предвидения»), кодирования (использование системы символов, сложное взаимодействие образного и вербального) и переноса (осознанное обобщение и применение имеющегося опыта в новых условиях). Однако прогнозирование, кодирование и перенос включают в себя акты восприятия, памяти, мышления и т.д. Более того, уровень данных познавательных процессов определяет возможность совершать прогнозирование, кодирование и перенос. Поэтому более традиционным при классификации познавательных способностей является подход, когда за основу анализа познавательной деятельности берутся психические процессы, которые обеспечивают познание.
Познавательная деятельность включает поиск, восприятие, запоминание, переработку и реализацию информации, соотносясь с основными познавательными психическими процессами – ощущением, восприятием, мышлением, памятью, вниманием, воображением , речью. Отсюда познавательные способности рассматриваются как свойства психических процессов.
Так, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко Т.В.Лаврентьева, В.В.Холмовская (1970-1975 гг.) выделяют блок общих сенсорных способностей как компоненту познавательных способностей человека. В.П.Озеров, О.В.Соловьева (1997) структуру познавательных способностей человека усложняют речевой функцией и психомоторным компонентом.
На сегодняшний день наиболее полной и концептуально законченной в теоретическом и практическом планах является концепция познавательных способностей, предложенная В.Д.Шадриковым (1973). Понимание познавательных способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности, позволяет классифицировать их на основе традиционного разделения познавательных психических процессов (Н.П.Анисимова, 1979) и выделить сенсорныке, перцептивные, мнемические, имажинитивные, аттенционные способности и способности представления.
Тот факт, что в понятие «познавательные способности» вкладывается столь различный смысл, не может считаться случайностью или объясняться субъективным подходом. Это свидетельство объективной сложности самой структуры человеческой индивидуальности, определяемой взаимодействием всех ее многоуровневых, иерархически выстроенных подсистем.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя