Стратегии преодоления стресса при потере работы
Лалаянц И.Э.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Москва
Вынужденная потеря работы и увольнение – это почти всегда источник стресса для самого работника и для членов его семьи. У человека, потерявшего работу, изменяется не только стиль жизни, но и ожидания, цели, ценности, отношения с окружающими. Как правило, разорванным оказывается весь жизненный уклад личности.
По мнению большинства исследователей, ситуацию безработицы можно рассматривать как стрессовую ситуацию, вызывающую угрозу биологическому, социальному и личностному существованию человека. Пребывание в таком состоянии приводит к формированию у многих людей чувства тревоги, апатии и страха, связанных с неуверенностью в будущем, резкому снижению жизненного потенциала.
Помимо общих (экономических, социальных, социокультурных, социально-психологических) характеристик большую роль играют индивидуально-психологические проблемы незанятых граждан (Феофанов К. 1995). Актуальность этого базового для психологической науки положения резко возросла в период социально-экономической перестройки общества. Если раньше «работа искала человека», то теперь он должен искать ее сам. Но далеко не все готовы к этому. Неопределенность, нестабильность социально-экономической ситуации в стране приводит к появлению внутреннего дискомфорта, эмоциональной неустойчивости, разочарования, усиливающегося равнодушия и утрате самоуважения, возникновению неуверенности в завтрашнем дне, ощущения несостоятельности своих запросов, элементарной зависимости и неспособности самостоятельно и осознанно принимать решения. Ориентация на жизнь «как все» только способствует различным стрессам, соматическим болезням, растерянности и аффективным состояниям. Сегодня некоторые специалисты отмечают, что у значительной части безработных проявляются признаки психологических и психиатрических нарушений, синдром «преждевременного беспокойства», многие подвержены затяжной депрессии. Очень часто это связано именно с потерей работы. Указанные состояния могут плохо отражаться на семейных отношениях, что, в свою очередь, приводит к обострению патологических состояний.
Известно, что в развитии любых психогенных состояний наряду с характером психотравмирующих факторов ведущее значение имеет индивидуальные психологические особенности личности (Семке В.Я.1990, Карвасарский Б.Д.1990, Положий Б.С.1993, Александровский Ю.А.1968). Можно утверждать, что в определенных стрессовых ситуациях вид реагирования на них, устойчивость к психоэмоциональному стрессу, перспектива развития и выраженность у индивида психических нарушений,в первую очередь, определяется типологическими особенностями личности, ее индивидуальной предрасположенностью и уязвимостью (Собчик Л.Н. 1998, Положий Б.С. 1996, Иванова А.Е. 1997).
В последнее десятилетие в рамках психокоррекционной работы наблюдается рост интереса исследователей к изучению особенностей справляющегося поведения индивида, находящегося в условиях стрессового воздействия. Английский термин “coping”, сформулированный к 80-м годам, рассматривается как “деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям” (StoneA.A.1998). Исследования справляющегося поведения индивида в условиях потери работы проводились преимущественно за рубежом (WanbergC.R.1997,ThomsonN.F.1997,HamiltonV.L.1993).C.R.Leana(1992) выделяет у безработных два его типа: проблемно-фокусированное и симптомно-фокусированное. Проблемно-фокусированное поведение относится автором к активным и адаптивным стратегиям и характеризуется стремлением личности установить контроль над ситуацией или устранить саму причину стресса (активный поиск работы, переобучение, переезд с целью трудоустройства). Симптомно-фокусированное поведение является пассивным и неадаптивным и подразумевает стратегии, направленные на смягчение негативных последствий стрессовой ситуации (обращение за финансовой помощью, поиск социальной поддержки или консультирование, участие в программах помощи безработным).
С точки зрения автора, решающими факторами, определяющими выбор стратегии поведения, являются реакции на потерю работы и личностные особенности. Чем негативнее реакции человека на потерю работы (перцептивные, эмоциональные, физиологические), тем в большей степени он предрасположен к симптомно-, а не к проблемно-фокусированному поведению. В плане личностных черт, прогнозирующих активность и адаптивность копинг-стратегии, рассматриваются три переменные: локус-контроль, тип-А личности и самооценка. Так, предполагается, что лица с внутренним локус-контролем, типом-А личности (агрессивность, амбициозность, энергичность) и высокой самооценкой склонны к выбору проблемно-фокусированных стратегий. Лица же с внешним локус-контролем, типом-Б личности (чувствительность, уступчивость, пассивность) и низкой самооценкой будут предпочитать стратегии из круга симптомно-фокусированных.
Одна из попыток изучения индивидуально-психологических особенностей различных категорий безработных граждан была проведена в 1997 году О. М. Дудиной и М. А. Ратниковой через призму локус-контроля (Дудина О., Ратникова М. 1997).
В ходе предварительных интервью с обратившимися в службу занятости было выявлено, что иногда увольнение или смену профессии индивид воспринимал как совершенно самостоятельный поступок, инициированный им самим (интернал). В связи с этим выбираемая им стратегия поведения характеризовалась как собственная деятельность по устранению возникших противоречий, и диалог велся от первого лица: «Я решил...», «Я долго думал, прежде чем сменить место работы».
Иначе вели себя те, кто не хотел менять судьбу (экстерналы). Они в большей степени ориентированы на помощь со стороны сотрудников службы занятости. В беседе с ними ощущается определенное отчуждение, что проявляется в таких высказываниях: «Нам обязаны найти работу, потому что с нами поступили неправильно...».
Различие в выборе стратегии поведения выражается в том, что одни считают себя ответственными за свою судьбу, а другие бездействуют, ожидая помощи со стороны. В первом случае человек является субъектом деятельности – он победитель, если не обстоятельств, то, по крайней мере, самого себя. Ему свойственны: уверенность в своих силах, определенный уровень социальной зрелости, способность адекватно реагировать на изменение социума и брать ответственность за принятие жизненно важных решений. Во втором случае реализуется стратегия избегания ответственности, что проявляется в нежелании или неспособности быть субъектом собственной деятельности, в перекладывании обязанностей по принятию решения на других.
В связи с вышеизложенным, большую практическую ценность представляет дальнейшее изучение индивидуально-психологических особенностей граждан, оказавшихся в положении безработных, с целью своевременного выделения групп риска и проведения соответствующих мероприятий по психологической поддержке. В данном направлении мы провели исследование среди безработных, которые лишились работы не по своей инициативе: причинами т.н. вынужденной безработицы явились сокращение штатов, либо ликвидация предприятия. Изучение связи между поведенческими реакциями на ситуацию вынужденной потери работы, особенностями взаимодействия с социальным окружением по вопросам поиска новой работы (направления профессиональной переподготовки) с такими индивидуально-психологическими характеристиками, как повышенная тревожность, низкий поиск новизны, низкий уровень настойчивости, неудовлетворенность, обидчивость, неуверенность в себе и т.п. В ходе исследования были определены основные показатели и критерии, позволяющие отнести безработных к группам риска.
Учёт индивидуально-психологических особенностей безработных имеет большую практическую значимость, поскольку позволяет выстроить эффективную стратегию работы с безработным, разработать превентивные меры борьбы с хронической безработицей.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя