logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях

Луканина М.Ф.

Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского,

Ярославль

В докладе представлены результаты длительного исследования (1997 – 2005 гг.) динамики важнейших личностных характеристик: мотивации, ценностных ориентаций и социальной идентичности, которое проводилось на подростках, переживающих процесс перестройки государства. Как правило, подростки динамика обозначенных явлений изучается в связи с возрастными изменениями и ситуацией развития подростков. В то же время, очевидно, что эта возрастная группа имеет своеобразное восприятие происходящих в обществе событий, по-своему реагирует на них, что отражается в системе личностных качеств и поведении подростков.

В докладе также рассматривается проблема соотношения ценностно-ммотивационых характеристик и социальной идентичности личности. Показано, что она имеет свою историю и сложившиеся исследовательские традиции в социальной психологии.

Потребность в самоидентификации многие психологи относят к числу базовых (Н.Л. Иванова, В.В. Гриценко, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др.). По мнению Э. Фромма эта потребность приводит людей к обретению социального статуса, а с позиции А Маслоу – к личностному росту. Начиная с А. Тэшфела, основной мотивацией идентификации признается самоуважение. Этот мотив рассматривается как основной, но в то же время не единственный для достижения самоидентификации.

В нашем исследовании проводится анализ соотношения идентификационных характеристик с различными видами мотивов, что, по нашему мнению, позволяет приблизиться к выявлению специфических компонентов мотивации, соответствующих содержанию социальной идентичности. Мы предполагаем, что, поскольку социальный мир сложно организован, он позволяет человеку раскрываться самыми различными сторонами и удовлетворять многочисленные потребности, поэтому вряд ли может быть универсальный вид мотивации идентификации, который бы в полной мере удовлетворял этому разнообразию. Вероятнее всего, процесс идентификации направляется и завершается удовлетворением различных по содержанию мотивы.

В изучении мотивации мы придерживаемся уже устоявшихся в психологии подходов (В.Г. Асеев, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, В.Д. Шадриков), согласно которым можно выделить мотивы связанные с самим процессом обучения, а также с аспектами жизнедеятельности вне учебной деятельности.

Вопрос о ценностях является также органически связанным с задачей изучения социальной идентичности. По содержанию индивидуальной системы ценностей можно судить о том, к каким смысловым категориям приводит групповое членство, как оно проявляется в представлениях о должном, в отношении к различным объектам.

Исследования ценностей в различных их проявлениях – достаточно глубоко проработанная область в сфере теоретического и прикладного знания. Среди инструментария широкую известность получила методика определения ценностей, предложенная М. Рокичем. В практике изучения ценностей надо отметить большое разнообразие подходов и методического инструментария. Все это учитывалось при подборе методического инструментария исследования.

В нашем исследовании проводится сравнение идентификационных характеристик с ценностными ориентациями и мотивами в двух направлениях:

А) Возрастном – на примере подростков и студентов различных курсов. Сравнение возрастной динамики идентичности проводилось рядом авторов. Мы продолжили эту тенденцию, но дополнив анализ динамики идентичности сопоставлением устойчивых и вариативных связей идентификационных и ценностно-мотивационных характеристик.

Б) Социально-психологическом – на примере сравнения одних и тех же возрастных групп, но в различный периоды становления общества. Поскольку в нашей стране за короткий промежуток времени произошли серьезные социально-политические, экономические, культурные изменения, то сравниваемые срезы являются основанием для выявления различных по степени прочности связей изучаемых характеристик в условиях резких социальных перемен. Для сравнения используются следующие временные периоды: 1997-1998, 2000, 2003-2004.

Основной проблемой проведения анализа соотношения идентичности, ценностей и мотивации в возрастной и социально-психологической плоскостях исследования является выявление соотношения влияния возрастных изменений и факторов социальной динамики. Учитывая эту проблему в нашем исследовании для получения более валидных данных используется комплекс методик, направленных на выявление близких категорий. Итоговые выводы делаются на основе сравнения данных, полученных по всем методикам.