logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам

Гниденко Г.О.

Государственный университет – Высшая школа экономики,

Москва

Бизнес-среда – основной заказчик психологических услуг, и для психолога чрезвычайно важно уметь понять цели и мотивы заказчика. Представители бизнеса – сложные люди, и их жизнь не подчиняется какой-либо стандартной схеме. Поэтому затруднительным становится понимание того, что лежит в основе их поведения. И психологу необходимо уметь видеть за пределами обыденных представлений, видеть глубже.

Идентичность личности – это система представлений личности о себе и своем месте в мире, идентичность является конструктом, лежащим в основе других личностных конструктов. Изучению идентичности посвящено множество работ как в социальной психологии, так и в психологии личности.

В фокусе настоящего исследования – личность бизнесмена и его идентичность, благодаря изучению которой можно многое узнать о человеке, и, в том числе, его отношение к услугам психологов. Исследование ориентировано на практическую деятельность, но, в то же время, опирается на теоретические разработки психологов ХХ и начала ХХIвека. Идентичность личности – основное образование, лежащее в основе структуры «Я», которое во многом влияет на поведение индивида, на его мысли, чувства и ценности. Благодаря идентичности человек ощущает себя человеком, идентичность обеспечивает основные процессы психической жизни личности. Наиболее научно разработанной структурой идентичности человека является социальная идентичность. Человек строит свой собственный образ мира, в котором представлены все явления окружающего мира: объекты, люди, отношения между ними. Частью образа мира является образ «Я» человека. Методическое обеспечение исследования довольно разнообразно и позволяет изучить идентичность личности с разных сторон. Ключевые методики исследования – методика Куна-Макпартленда «Кто я?» и методика личностных конструктов Дж. Келли.

Для изучения «образа Я» очень хорошо подходит методика Куна-Макпартленда «Кто я?», благодаря которой можно понять структуру идентичности личности, ее доминирующие конструкты.

Исследование показало, что доминирование компонентов идентичности связано с характеристиками отношений респондента к окружающему миру и к себе самому. Так, например, было выявлено, что доминирование рефлексивного компонента Я-образа и наличие трансцендентного компонента формирует позитивное отношение к услугам психологов, а также свойственно более успешным людям.

По данным методики Келли было выявлено, что ориентация на такие конструкты, как долгосрочность, внутреннюю локализацию проблем, на зависящее от самого человека, свойственна более успешным бизнесменам, которые более позитивно относятся к услугам психологов. Ориентация на перечисленные конструкты говорит о более твердой и зрелой жизненной позиции респондентов. А, располагая более зрелой жизненной позицией, бизнесмен острее осознает значимость услуг, которые оказывают бизнесу психологи.

Несмотря на то, что бизнес интенсивно развивается и этот процесс сопровождается ростом актуальности психологических услуг в различных организациях и компаниях, остается серьезной проблема влияние личности самого заказчика и его отношение к этим услугам. В нашей работе мы попытались подойти к решению этой проблемы с позиции сопоставления идентичности и системы отношений личности бизнесмена. В результате было получено то, что идентичность соотносится с содержанием выбора отношения к услугам психологов. И полученный результат чрезвычайно важен для практического применения, так как позволяет психологу найти подход к сложному типу заказчиков – к бизнесменам.