logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося

Царев Г.П., Чернявская М.А.

Ставропольский государственный университет,

Ставрополь

Реалии развития современного общества таковы, что быстрые и интенсивные изменения, происходящие в производственной, социальной, политической и других сферах, заставляют человека постоянно к ним адаптироваться и повышать требования к индивидуальным качествам, знаниям, умениям. В сложившихся условиях не достаточно подготовки просто хорошего специалиста системой образования, а необходимо, прежде всего - формирование самостоятельной, творческой, разносторонне развитой личности.

Социальная практика на современном этапе развития общества ставит задачу развития индивидуальности человека как приоритетного направления в системе дошкольного, среднего, высшего и профессионального образования (Ахвердова О.А. и др., 2004). Образование, как важнейший социальный институт, способствует вхождению человека в мир науки и культуры, оно выступает в роли реализатора потенциала личности, его способностей и направленностей. Однако, образование, может, как способствовать гармонизации личности, так и усиливать негативные тенденции ее развития (в зависимости от индивидуальных особенностей).

Индивидуально-личностная сфера человека представляет собой сложное и многоплановое явление, обусловленное совокупностью биологических и социальных факторов. Поэтому образовательный процесс, на всех этапах, должен быть направлен на конкретного человека, максимально соответствовать индивидуальным особенностям учащегося. Именно специфика образования, подчиненного гуманистическим ценностям, во многом способствует благоприятной динамике развития индивидуально – личностной сферы субъекта образования.

В настоящее время система начального образования предъявляет достаточно высокие требования к таким индивидуальным особенностям учащихся как: познавательные способности, волевые качества, работоспособность и др., которые в свою очередь и развиваются в значительной мере под влиянием самой системы образования. Но траектория развития всех этих качеств, специфична для конкретного учащегося.

Если педагог знает и учитывает в ходе обучения существенные индивидуально-психологические особенности учащихся, то это способствует комфортному обучению, гармоничному развитию личности. Именно фактор индивидуализации обучения, начиная уже с младшего школьного возраста, имеет большое значение для формирования здоровой личности, реализации творческого потенциала, профилактики негативных тенденций личностного дрейфа.

Если в системе среднего образования большая активность в стимулировании индивидуальной траектории развития учащихся принадлежит учителю, то система высшего и профессионального образования предоставляет большую свободу и разнообразие для выбора индивидуальной траектории развития уже непосредственно самому учащемуся, в соответствии с его личностными качествами и потребностями. В данном случае развитие личности уже во многом зависит от профессиональной направленности самого студента.

Но высшее образование это не только овладение профессией, его значение более глобально: оно еще и способствует стабилизации личностного психотипа индивида, выработке именно тех характеристик, которые формируют индивида как личность.

Именно система образования (на всех его этапах), отвечающая индивидуальным особенностям и запросам индивида, подчиненная гуманистическим ценностям, является одним из важнейших условий в формировании полноценной и гармонично развитой личности.