Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
Васильев И.А.
Мосвковский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Москва.
Цель проведенного эмпирического исследования состояла в том, чтобы проверить теоретическое предположение о связи между типом мотивации, типом самоуправления и продуктивностью мыслительной деятельности при решении комплексных проблем. В ходе исследования применялась батарея опросников, разработанная в лаборатории профессора Ю. Куля (университет Оснабрюк, Германия). Эта батарея специально разрабатывалась для целей диагностики индивидуальных различий в управлении личностью своим поведением и психическими процессами. В качестве сложной проблемной динамической ситуации применялась компьютерная модель системы «Фабрика» (оригинальная версия Д. Дернер, Ю. Гердес, руссификация проведена на факультете психологии МГУ). Это модель экономических условий, включающая в себя 48 переменных, среди которых параметры управления своим производством, ценами и рекламой на товары, доставкой товаров, а также характеристики рынка сбыта и конкурентов. В эксперименте участвовало 80 человек. Для количественного анализа полученных данных использовался метод структурного моделирования.
Полученная на основании анализа эмпирических данных модель согласуется с концептуальными положениями. Внутренняя мотивация создает условия для управления собой в комплексных проблемных ситуациях по типу саморегуляции. В ходе последней происходит сознательная регуляция мотивов, эмоций, внимания, необходимая для поддержания продуктивной и конструктивной активности личности. Такая регуляция проявляется, прежде всего, в большей гибкости мышления и, соответственно большей продуктивности. При внешней мотивации личностное управление собой осуществляется в основном в форме самоконтроля, при котором происходит подавление психических процессов и функций, не обеспечивающих выполнение внешней команды или «интроецированной» внутренней самокоманды. Самоконтроль проявляется в ригидности мышления и уменьшает его продуктивность.
Эмпирические данные позволяют более дифференцированно и содержательно подойти к используемым понятиям – внутренняя и внешняя мотивация и типам самоуправления – саморегуляции и самоконтролю. Автономия при внутренней мотивации проявилась в особом чувстве свободы продвигаться вперед в своей деятельности так, как сам человек считает правильным. Он берется за новые задачи, полагаясь на свою интуицию, направляет активность на преодоление трудностей, ищет способы проверить свои способности. Внутренняя мотивация снижается при контроле со стороны других людей.
Внутренняя мотивация значимо коррелирует с саморегуляцией. Последняя была выражена в следующих параметрах. Прежде всего, человек характеризуется спокойной уверенностью в себе. Он доверяет своей воле, уверен в своем профессионализме и своих возможностях справляться с трудными задачами. Ему присуще общее доверие к себе, а также оптимизм при разрешении возникающих перед ним проблем. Важный параметр – самоопределение, т.е. ощущение свободы поступать так, как хочется, в соответствии со своими потребностями. Параметром саморегуляции является и целенаправленное внимание – способность оказать сопротивление отвлекающим событиям, что характеризует устойчивость деятельности. Саморегуляции свойственно сознательное самомотивирование, т.е. способность усиливать желание работать над решением задач, а также сознательное управление своим настроением. В этот же комплекс входят способности быстро расслабляться, снимать тревогу и излишнее возбуждение, а также резко изменять свое поведение при изменении требований среды (гибкость). Сюда же относятся ориентация на действие при неуспехе, когда человек мало раздумывает о прошлых неудачах и может эффективно реализовывать актуальные намерения, а также ориентация на действие при планировании, проявляющаяся в том, что человек мало колеблется при принятии решений.
Внешняя мотивация выступила в нашем исследовании через раздражительность в форме агрессивности, как внутренний конфликт. Кроме того, она проявилась в комплексе специфических страхов. К ним относятся: страх перед ответственностью и необходимостью взять на себя руководство группой; страх перед потерей статуса (человек чувствует себя недооцененным, если другие подчеркивают свой статус); страх перед презрением (склонность переживать отсутствие к себе уважения или замечания в свой адрес). При этом для человека характерно стремление быть лучше других. Ему присуща тенденция, оценивая свое достижение, ориентироваться на мнения других, а успех важен только по сравнению с достижениями других людей, а не сам по себе.
С внешней мотивацией значимо коррелирует самоконтроль как форма самоуправления. Самоконтроль связан со стилевым качеством, которое можно обозначить как тщательность. Это качество проявляется через устойчивые привычки, основательность, твердые принципы, добросовестность, соблюдение порядка и говорит о высокой степени автоматизированности поведения. Такого человека характеризует высокая самодисциплина, самодавление, требовательность к себе. Самоконтроль раскрывается еще через ряд специфических черт: возможность находиться под чужим влиянием, выполнять трудные задачи только при их неотложности или под давлением извне. Такие люди обладают склонностью к интроекции, они часто действуют, стараясь оправдать ожидания или из желания угодить другим. Второй особенностью является «скованность», вызываемая трудностями, потеря воодушевления при неприятностях. Затруднения могут возникать при изменении привычного хода деятельности, при необходимости попеременно работать над несколькими задачами, чередовать различные виды деятельности, переключаться с привычных на новые. Все это говорит о ригидности поведения. Для самоконтроля характерен специфический тип самомотивации – самомотивация на основе боязни, когда человек представляет себе неприятные последствия невыполненного во время задания, чтобы побудить себя к действию. Активизация возможна после неуспеха из боязни дальнейших неудач.
Амотивация, т.е. отсутствие мотивации, проявилась в нашем исследовании через беспомощность, выразившуюся в сочетании нерешительности и раздражительности, а также в индифферентности, выступившей в виде вялости, стеснительности и подавленности. Для амотивации характерна фрустрация достижения в прошлом, связанная с неуспехами, неприятными переживаниями и низкими результатами в школе, а также фрустрация достижения в настоящем, выразившаяся в неудовлетворенности профессиональными или учебными успехами, в сожалении об отсутствии возможностей для реализации своих способностей.
С амотивацией значимо коррелирует отсутствие самоуправления. Для этого образования специфична целая совокупность стилевых характеристик. К ним относятся «самокритичность», которая проявляется в боязни ответственности за выполнение задания, болезненная чувствительность к критике, а также неуверенное поведение в группе людей. Следующей стилевой характеристикой можно назвать «зависимость от других». Такой человек чувствует себя беспомощным наедине с самим собой, охотно пользуется поддержкой других, испытывает потребность в заботе и руководстве, зависит от отношения окружающих. Еще одной стилевой характеристикой, специфичной для отсутствия самоуправления является «склонность к депрессивности», когда человек часто чувствует себя подавленным и обессиленным, испытывает чувство вины, отсутствие энергии для воплощения в жизнь хорошей идеи. Для такого стиля характерен пессимизм, ощущение бесполезности и неполноценности, а его представители долго и мучительно размышляют, принимая решения, и при этом злятся на самих себя.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя