Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д.
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова,
Москва
Сравнение динамики школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей представляет не только теоретический, но и практический интерес. Довольно распространенным является мнение о том, что близнецы (именно по причине «близнецовости») оказываются менее умными, чем одиночнорожденные дети: они медленнее развиваются в дошкольном возрасте, хуже бывают подготовлены к школе и на протяжении всех лет школьного обучения отстают от своих одиночнорожденных одноклассников по показателям успеваемости. В научных исследованиях достоверных данных, которые могли бы подтвердить или опровергнуть это мнение, получено не было.
Цель нашего исследования - сравнительный анализ успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей на всем протяжении школьного обучения. Были рассмотрены годовые оценки учащихся со 2 по 11 классы средней школы (оценки за 1 класс не анализировались, так как официально они в первый год обучения не выставляются).
В исследовании участвовало около 9000 близнецов и одиночнорожденных детей из различных регионов России. В целях более подробного анализа факторов, которые могут влиять на школьные успехи, были выделены и сравнивались друг с другом по годовым оценкам группы одиночнорожденных девочек и мальчиков, девочек и мальчиков из монозиготных и дизиготных близнецовых пар. Исследование было поддержано Российским Гуманитарным Фондом (грант № 04-06-00240).
Анализ показателей академической успешности проводился по нескольким показателям: 1) по отдельным предметам; 2) по гуманитарному блоку, в который входили такие предмета, как: русский язык, чтение, иностранный язык (2-4 классы), русский язык, литература, иностранный язык, история (5-11 классы); 3) по естественнонаучному блоку, включающему в себя следующие предметы: природоведение, география, биология (5-6 классы), природоведение, география, биология, химия, физика (7-11 классы); 4) по математическому блоку: алгебра и геометрия (7-11 классы); 5) по суммарному показателю - по всем предметам учебного плана; 6) по базовому показателю, включающему в себя обязательные для всех учащихся предметы: русский язык, чтение, математика, иностранный язык (2-4 классы), русский язык, литература, математика, география, биология, история, иностранный язык (5-6 классы), русский язык, литература, алгебра, геометрия, физика, химия, география, биология, история, иностранный язык (7-11 классы).
Статистический анализ строился на подсчете t- критерия.
Сравнение динамики школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей позволило сделать следующие выводы:
- Близнецы в целом во 2-4 классах учатся хуже одиночнорожденных детей. Их отставание особенно заметно по основным предметам, изучаемым в начальной школе: русскому языку, чтению, математике и природоведению. Успешнее одиночнорожденных детей близнецы только по физкультуре. Интересно, что более высокая успеваемость близнецов по этому предмету проявляется на всем протяжении школьного возраста: со 2 по 11 классы. И этот факт противоречит общепринятому мнению о том, что здоровье близнецов – школьников хуже здоровья одиночнорожденных детей.
- У всех обследованных нами детей отмечается ухудшение успеваемости от начальной школы к старшим классам, причем, максимальное падение успеваемости происходит в средней школе (5-6 классы). На этом фоне, близнецы, отставая в начальной школе от одиночнорожденных детей по основным предметам, нагоняют их уже к 5 классу. В 7-11 классах они учатся практически так же, как одиночнорожденные дети. И только по русскому языку близнецы учатся хуже одиночнорожденных во все годы школьного обучения. Можно предположить, что причина этого – отставание близнецов в развитии речевой сферы, которое сохраняется вплоть до окончания школы.
- Монозиготные и дизиготные близнецы получают более высокие оценки по математике, чем по русскому языку, на всем протяжении школьного обучения. Можно сделать вывод, что негативными факторами, влияющими на их речевое развитие, оказываются те особенности близнецовой ситуации, которые являются общими для всех близнецов, независимо от типа зиготности.
- Гендерный фактор оказывается существенным при анализе школьной успешности близнецов и одиночнорожденных школьников: мальчики учатся хуже девочек, особенно по предметам гуманитарного цикла, требующим хорошего развития речевых навыков.
- Успеваемость девочек от 2 к 11 классу снижается в меньшей степени, чем мальчиков. Эта закономерность выявлена для всех групп обследованных учащихся. Так, у монозиготных близнецов-девочек суммарный показатель успеваемости за десять лет школьного обучения уменьшился на 0,27, а у мальчиков – на 0,44 балла; у дизиготных близнецов – на 0,21 и 0,41 балла; у одиночнорожденных детей – на 0,31 и 0,47 балла соответственно.
- Мальчики – члены близнецовых пар - только в начальной школе учатся хуже одиночнорожденных мальчиков; затем они догоняют последних и даже слегка опережают их. Но по русскому языку мальчики-близнецы всегда и в одинаковой степени уступают одиночнорожденным мальчикам, хотя разница не достигает уровня значимости. По математике – другому основному школьному предмету – картина иная: в начальной и средней школе оценки мальчиков-близнецов чуть ниже, чем оценки одиночнорожденных мальчиков, а в старших классах – разница между ними исчезает.
- Сравнение девочек – членов близнецовых пар и одиночнорожденных показало, что начальной школе и старших классах по основным предметам и суммарному показателю лучше учатся одиночнорожденные девочки, в средней школе – девочки-близнецы.
- Близнецы, в целом, пропускают не больше, а меньше учебных занятий, чем одиночнорожденные дети, причем в старших классах различия между ними по показателю среднего количества пропущенных за учебный год дней достигают уровня значимости. Следовательно, распространенное мнение о том, что близнецы-школьники физически более ослабленные, чем их одиночнорожденные сверстники, и по этой причине больше болеют и пропускают занятия, не подтвердилось.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя