logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.

Диордиева А.А.

Психологический институт РАО,

Москва

Исследование посвящено школьным отличникам, т.е. ученикам, окончившим школу со средним баллом 4,75 – 5. Они – единственные, чья учеба ориентирована на результат (формальный или качественный). И с этим результатом у отличников связаны определенные ожидания. Насколько эти ожидания оправдываются в дальнейшем? Каково отношение социума к «лучшим из лучших»?

Цель работы: выявить и сопоставить самовосприятие отличников и восприятие их социумом, проследив динамику на протяжении нескольких поколений. Для этого исследование проводится на следующей социально-демографической выборке: 300 мужчин и женщин в четырех возрастных группах: 16 – 25 лет, 26 – 35 лет, 36 – 45 лет, 46 – 55 лет, закончивших средние и специализированные школы Москвы, Московской области и городов России.

Схема исследования:

  1. Стандартизованное интервью с бывшими школьными отличниками.Опросник для отличников охватывает следующие сферы их школьной и повседневной жизни: отношения с учителями, родителями, одноклассниками, вопросы мотивации, степень удовлетворенности собственной жизнью в школе и в настоящий момент.

  2. Анкетирование школьников старших классов(12 – 17 лет) истудентов ВУЗов, выявляющее их отношение к отличникам и дающее представление об определенном «образе отличника», сформированного в общественном сознании.

  3. Стандартизованное интервью со школьными учителями. Цель – выявить отношение учителей к отличникам, методы работы с одаренными детьми и т.д.

  4. Социометрический анализ

  5. Анализ популярных текстов детской литературы(1950 – 1990 годов). Его цель - выявить, как трансформировался образ отличника за эти годы.

Результаты исследования

Самовосприятие отличников:

1. Оценивая итоги своего обучения, 51% испытуемых считает, что результаты учебы так или иначе им пригодились в практической жизни, 49% уверены в обратном. В качестве результатов, которые им дало школьное обучение, отличники называют: приобретение широкого кругозора (43%), приобретение навыков, пригодившиеся в дальнейшей карьере (33%), благодаря дополнительным знаниям, ускорился их личностный рост (6,6%), также 6,6% рассчитывают, что школьные знания, навыки и успехи пригодятся им в будущем.

2. Оценивая школьные годы, отличники: не сожалеют об этом времени и вспоминают его с удовольствием (27%), считают отличные достижения в учебе компенсацией неудач в общении (6,6%), сожалеют, что не сумели наладить контакт с окружающими (7), считают большим достижением то, что сумели наладить контакт с окружающими (13%), воспринимают школу как модель своей дальнейшей жизни в обществе (6,6%), сожалеют, что в школе приходилось заниматься множеством ненужных вещей (10%).

Мотивация отличного обучения была различной, чаще всего совмещалось несколько мотивов, среди которых преобладали: ответ на запрос родителей, совпадение личных амбиций с родительскими (37%), легкость в обучении (33%), надежды на то, что успехи в учебе помогут им в дальнейшем сепарироваться от родителей, (13%), способ выделиться, привычка соревноваться (10%).

3. Какой видят отличники собственную стратегию достижения наилучших результатов? Можно выделить следующие подходы.

Была ли отличная учеба, по оценкам испытуемых, правильной стратегией, и используют ли они подобную стратегию в дальнейшей жизни?

- 27% отличников уверены в абсолютной правильности собственной стратегии и продолжают ее применять.

- 23 % отличников считают ее неверной и отказались от нее.

- 50 % отличников используют те или иные элементы собственной стратегии или применяют только в избранных областях.

Восприятие отличников окружающими:

По результатам анкетирования школьников, самыми отличительными чертами отличника являются полная погруженность в учебу, отсутствие свободного времени для развлечений и общения с друзьями, оторванность от класса и незнание норм общения современных школьников. При этом опрошенные отдают себе отчет в том, что отличники работают на собственное будущее, но часто скептически оценивают карьерные перспективы отличников именно из-за их неумения общаться и социальной дезадаптированности.

Любопытно сравнить отношение к отличникам среди учеников общеобразовательных и специализированных школ. Почти половина (46%) опрошенных учеников спецшкол считает, что отличники не пользуются уважением среди одноклассников. Перманентная фиксация на учебе и своих достижениях делает отличников закрытыми для общения, сужает их кругозор во всем, что не касается учебных предметов. То же

Одноклассники воспринимают отличников как изолированную группу, которая контактирует с учителями чаще и продуктивнее, чем со сверстниками. По крайней мере, сверстники проявляют заинтересованность в общении с отличниками нечасто. Они воспринимают отличников скорее как источник информации, наставая на том, что основная полезная функция отличников в классе – возможность у них списать.

Отличники в детской литературе:

По итогам анализа бестселлеров детской литературы можно выделить следующие типы:

- Отличник - гений во всем является неким «сверхчеловеком»: либо ЭВМ, либо человеком из будущего. Формируется убеждение, что блестящие результаты во всех областях недостижимы для обычного «земного» человека, но к ним следует стремиться.

- Сугубо положительные отличники, безупречные во всем присутствуют в литературе либо как эпизодические герои.

- Блестящие достижения в учебе сочетаются с ущербностью в эмоциональной сфере.

- Стремление к наилучшим достижениям в учебе вступает в конфликт с нравственными принципами отличника.

- Отличник является изгоем в классе и подвергается травле.

- Отличник, привыкший быть во всем первым, завистлив к чужим успехам.