logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей

Гимитдинова Э.М.

Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского,

Ярославль

Профессиональная компетентность современного руководителя основана на комплексе многих знаний, среди которых особое место занимают философский, экономические и психологические знания. Исследования системогенеза профессиональной деятельности, проводимые в рамках научной школы В.Д. Шадрикова, позволяют рассматривать компетентность как способность человека находить постоянные перспективы для саморазвития путем преобразования свих знаний, действий и профессионального опыта под влиянием изменяющихся условий профессиональной и социальной среды.

В современных нестабильных условиях руководитель должен обладать качествами, которые связаны с его множественными социальными позициями в обществе. Без осмысления своего места в социальной среде, понимания спектра социальных ролей, которые ему предстоит играть и социальных ожиданий людей, с которыми он будет взаимодействовать, менеджер не сможет добиться успеха в своей разноплановой деятельности. Работа руководителя предполагает постоянную направленность на саморазвитие, особенно это важно в условиях нестабильного общества. Мы рассматриваем проблему развития руководителя в соотношении с проблемой его представлений о своем месте в социальном мире, в частности, социальной идентичностью.

В связи с социально-экономическими трансформациями в современной России изменениям подвергаются различные социально-психологические феномены на уровне личности, малых и больших социальных групп, межличностных и межгрупповых отношений. Социальная идентичность при этом становиться одним из актуальных и ключевых понятий, объединяющей общей логикой разнообразные проблемы социальной теории и практики - на разных уровнях и в разных аспектах (социологическом, историческом, культурологическом, психологии личности и социальной психологии).

В современных условиях понятие "социальная идентичность" становится одним из центральных в социальной психологии, поскольку оно связано с комплексом проблем социальной теории и практики (Н.Л. Иванова). Исследование социальной идентичности предполагает изучение связей человека со своей группой (Г.М. Андреева).

Принятие своей роли, осмысление и конструирование идентичности, определение направления развития – это сложнейшие составляющие работы руководителя. Обзор литературы показывает, что в перечне профессионально-важных качеств руководителя социально-групповые качества занимают большое место, но содержанию идентичности как основе социального самосознания уделяется явно недостаточное внимание. Поэтому в нашем исследовании проводится изучение идентичности руководителей среднего звена в современных условиях.

Нами проводится анализ соотношения различных видов идентичности (этническая, гражданская, семейная, личностная, профессиональная и др.) и ценностно-мотивационных аспектов личности. Мы исходим из того, что направленность на развитие, реализация профессионального и личностного потенциала в деятельности руководителя тесным образом связаны с его восприятием своего места в социальной среде, т.е. социальной идентичностью. Интересно проанализировать, в чем заключается роль таких важных видов идентичности как этническая и гражданская в регулировании деятельности руководителя. В нашем эмпирическом исследовании проводится анализ структуры идентичности менеджеров, а именно соотношение когнитивных, ценностных и мотивационных компонентов. Исследование проводится в Ярославской области, выборка составляет 104 человека. В данном докладе приводятся некоторые данные этого исследования.

Основные методы исследования: тест "Двадцати высказываний" М. Куна и Т. Макпартлэнда, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, опросник оценки субъективной вероятности жизненных событий, сочинение "Ваш деловой кумир", Вопросы – сочинения: "Что значит для Вас быть россиянином?", "В чем заключаются Ваши профессиональные цели? и т.д.

В ходе исследования было выделено три группы испытуемых: с высокой, средней и низкой ориентацией на дальнейшее профессиональной развитие. Сравнение этих групп показало, что в целом большинство опрошенных демонстрируют высокую гражданскую идентичность и позитивное отношение к представителям своей национальности.

В то же время более детальный анализ выявляет, что в группе с максимальной тенденцией к саморазвитию наблюдается явно выраженный комплекс многих идентификационных характеристик, связанных с социальной средой. Важно подчеркнуть, что в этом случае гражданская идентичность связана с этнической и профессиональной идентичностью, а также выражена и широкая идентичность – "житель Европы", "представитель мирового сообщества". В этой группе выявлено сочетание традиционных и новых ценностей. Например, наряду с обращением к кумирам прошлых лет (купцам, промышленникам дореволюционной России), явно выражена тенденция в развитию, поиску нового в своей работе и общении с людьми.

Гражданская идентичность представителей группы с минимальной тенденцией к развитию сочетается с более высокими по сравнению с первой группой показателем рефлексивной, семейной и религиозной идентичности. Идентификационная структура этих испытуемых содержит ряд противоречий. Например, идентификация сочетается с негативным отношением к себе и своему социальному окружению. Можно отметить, что идентичность носит кризисный характер, что подчеркивает роль социального самоопределения в деятельности.

Исследование позволяет отметить, что наблюдается различное соотношение различных видов идентичности, ценностей и мотивов у руководителей с разной направленностью на саморазвитие.