Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Костяк Т.В.
Московский педагогический государственный университет,
Москва.
В дошкольном и младшем школьном возрасте не только раскрываются индивидуальные особенности ребенка, но и происходит его активная социализация. В этот период наиболее важным показателем успешной социализации, с нашей точки зрения, является эмоциональное принятие ребенком норм и ценностей мира взрослых. Именно социальные переживания помогают детям успешно соответствовать как внешним, поведенческим, так и нравственным нормам, а также корректировать усвоенные правила в зависимости от ситуации, оставаясь при этом в рамках социальной нормативности. В ходе нашего исследования было установлено, что освоение детьми культуры, социального опыта имеет избирательный и индивидуализированный характер, что выражается в индивидуальной форме социализации, которая фиксирует общие способы отношения ребенка к социальным нормам (содержательное отношение, формальное принятие, манипулирование, открытое отвержение) и дает возможность достроить вектор индивидуализации ребенка.
В основе первой формы социализации лежит содержательное отношение ребенка к нормам и их эмоциональное принятие. Дети, для которых характерна данная форма социализации, идентифицируют себя практически со всеми группами, с которыми они находятся в постоянном контакте (семья, сверстники, воспитатели). Важным показателем успешной социализации является положительное эмоциональное отношение не только к тем правилам, соблюдение которых жестко контролируются взрослыми, но и эмоциональное принятие общих эталонов и критериев оценки как настоящих, так и прошедших событий и людей. Данная форма социализации является довольно редкой: она выявлена только у 10% детей в данной возрастной выборке.
Для второй формы социализации характерно формальное принятие норм, сопровождающееся трудностями в их выполнении, что часто сопряжено с неуверенностью детей в своем соответствии норме. Для этих детей характерна высокая эмоциональность и барьеры в общении, тенденция к уходу, минимизации контактов, тревожность, что в целом нарушает процесс социализации. Кроме того, сложности в процессе социализации сопровождаются у этих детей и отсутствием (полным или частичным) социальной идентификации, что является уже серьезным дефектом для детей 8-9 лет. Дети с данной формой социализации принимают и исполняют не только правила и требования поведения, но, как и дети с первой формой социализации, общую систему установок и оценочных критериев, хотя эмоциональное отношение к ним скорее отрицательное и полностью зависит от успешности самого ребенка. Такая форма социализации характерна для 25,7 % обследованных нами детей.
Для третьей формы социализации характерно стремление манипулировать нормами. Дети, для которых характерна данная форма социализации, также, как и дети со второй формой, знают правила, но не умеют их соблюдать. Однако в отличие от неуверенных, тревожных детей со второй формой социализации, эти дети не принимают низкую оценку себя, не снижают своих притязаний и категорически не принимают то место в системе взаимоотношений, которое реально могут получить, и как следствие им присуща демонстративность в поведении, агрессия, негативизм, которые, тем не менее, не проявляются открыто. Дети с данной формой социализации стремятся обойти или нарушить определенные нормативы для того, чтобы убедиться в собственной значимости, привлечь к себе внимание или получить награду. Данная форма социализации присуща 29,7 % детей, принявших участие в обследовании.
Четвертая форма социализации связана с открытым отвержением норм. Дети, для которых характерна данная форма социализации, не принимают правила, игнорируют их, у них нет идентификации с группой (со сверстниками и с более широкой социальной группой). Для некоторых детей характерно нарочито вызывающее поведение, открытое несогласие следовать правилу, ярко выраженная демонстративность. У многих детей с данной формой социализации отмечается ярко выраженная потребность в доминировании, завышенная самооценка и притязания. Если реальное поведение ребенка не соответствует принятым нормам, ребенок скорее будет отрицать правило, сомневаться в авторитете того персонажа, который передает это правило или подчеркивать условность этого правила для себя («это другие пусть так делают, а я не буду»). Данная форма социализации отмечается у 32,6 % детей.
Таким образом, заданные взрослым нормы не дают возможности большинству детей (почти 90%) проявить себя и свои способности, получить одобрение значимого взрослого, в результате чего возникает эмоционально амбивалентное отношение не только к конкретным правилам, но и к общим культурным и нравственным ценностям мира взрослых. При этом дети не отвергают в принципе сами нормы, но положительного отношения к ним не формируется, что ставит под вопрос сам процесс присвоения, интериоризации этих правил. Тот факт, что большинство детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста чувствует себя неуютно в своей социальной среде, является крайне тревожным и говорит о том, что нормы транслируются взрослыми очень жестко, не учитываются индивидуальные особенности детей.
В нашем исследовании была установлена неоднозначная роль психодинамических качеств (импульсивности-рефлексивности, пластичности-ригидности, эмотивности, которые можно объективно измерить в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте) и их различных комбинаций в процессе социализации. Роль эмотивности амбивалентна: с одной стороны, высокая эмотивность помогает детям завязать дружеские отношения с окружающими, что приводит к тому, что и взрослые, и сверстники несколько завышают оценку данного ребенка, одновременно снижая планку его ответственности за дурные поступки. Однако высокая эмотивность мешает правильно оценить и отреагировать на замечание или наказание взрослых, поэтому открыто отвергают социальные ценности и нормы в основном именно высокоэмотивные дети. Поэтому низкая эмотивность может ускорить социализацию, так как дает возможность спокойнее принимать правила, не переживая из-за неудач.
Амбивалентным является и влияние импульсивности: с одной стороны, она помогает быстрее сориентироваться и перестроить схему своего поведения и своей оценки, но с другой, затрудняя ориентировку, приводит к многочисленным ошибкам и неудачам, провоцируя ребенка на агрессивное или конфликтное поведение. При этом импульсивность в сочетании с эмотивностью, как правило, снижает последствия неудач или демонстративности детей вследствие способности высоко эмотивных детей вызывать симпатию к себе со стороны окружающих. Импульсивность в сочетании с низкой эмотивностью, как правило, приводит к агрессивному, часто асоциальному и конфликтному поведению и неадекватности притязаний. Сочетание ригидности с высокой эмотивностью неблагоприятно, так как почти половина таких детей высоко тревожны, не уверены в себе и стремятся к ограничению контактов. Более благоприятным является сочетание ригидности с низкой эмотивностью, которая смягчает последствия неприятия или изоляции данного ребенка сверстниками.
Полученные в исследовании материалы показывают, что индивидуальные особенности раскрывают динамику и способы социализации, хотя и не дают возможности предсказать ее направление и степень успешности. Их влияние происходит опосредованно через процесс становления определенных качеств личности (общительность, тревожность, демонстративность). В сочетании с интеллектуальными способностями ребенка и характером общения со взрослым это приводит к появлению «индивидуальной формы» социализации, в основе которой - определенное эмоциональное отношение к ценностям и нормам, которые задаются окружающими взрослыми.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя