logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Костяк Т.В.

Московский педагогический государственный университет,

Москва.

В дошкольном и младшем школьном возрасте не только раскрываются индивидуальные особенности ребенка, но и происходит его активная социализация. В этот период наиболее важным показателем успешной социализации, с нашей точки зрения, является эмоциональное принятие ребенком норм и ценностей мира взрослых. Именно социальные переживания помогают детям успешно соответствовать как внешним, поведенческим, так и нравственным нормам, а также корректировать усвоенные правила в зависимости от ситуации, оставаясь при этом в рамках социальной нормативности. В ходе нашего исследования было установлено, что освоение детьми культуры, социального опыта имеет избирательный и индивидуализированный характер, что выражается в индивидуальной форме социализации, которая фиксирует общие способы отношения ребенка к социальным нормам (содержательное отношение, формальное принятие, манипулирование, открытое отвержение) и дает возможность достроить вектор индивидуализации ребенка.

В основе первой формы социализации лежит содержательное отношение ребенка к нормам и их эмоциональное принятие. Дети, для которых характерна данная форма социализации, идентифицируют себя практически со всеми группами, с которыми они находятся в постоянном контакте (семья, сверстники, воспитатели). Важным показателем успешной социализации является положительное эмоциональное отношение не только к тем правилам, соблюдение которых жестко контролируются взрослыми, но и эмоциональное принятие общих эталонов и критериев оценки как настоящих, так и прошедших событий и людей. Данная форма социализации является довольно редкой: она выявлена только у 10% детей в данной возрастной выборке.

Для второй формы социализации характерно формальное принятие норм, сопровождающееся трудностями в их выполнении, что часто сопряжено с неуверенностью детей в своем соответствии норме. Для этих детей характерна высокая эмоциональность и барьеры в общении, тенденция к уходу, минимизации контактов, тревожность, что в целом нарушает процесс социализации. Кроме того, сложности в процессе социализации сопровождаются у этих детей и отсутствием (полным или частичным) социальной идентификации, что является уже серьезным дефектом для детей 8-9 лет. Дети с данной формой социализации принимают и исполняют не только правила и требования поведения, но, как и дети с первой формой социализации, общую систему установок и оценочных критериев, хотя эмоциональное отношение к ним скорее отрицательное и полностью зависит от успешности самого ребенка. Такая форма социализации характерна для 25,7 % обследованных нами детей.

Для третьей формы социализации характерно стремление манипулировать нормами. Дети, для которых характерна данная форма социализации, также, как и дети со второй формой, знают правила, но не умеют их соблюдать. Однако в отличие от неуверенных, тревожных детей со второй формой социализации, эти дети не принимают низкую оценку себя, не снижают своих притязаний и категорически не принимают то место в системе взаимоотношений, которое реально могут получить, и как следствие им присуща демонстративность в поведении, агрессия, негативизм, которые, тем не менее, не проявляются открыто. Дети с данной формой социализации стремятся обойти или нарушить определенные нормативы для того, чтобы убедиться в собственной значимости, привлечь к себе внимание или получить награду. Данная форма социализации присуща 29,7 % детей, принявших участие в обследовании.

Четвертая форма социализации связана с открытым отвержением норм. Дети, для которых характерна данная форма социализации, не принимают правила, игнорируют их, у них нет идентификации с группой (со сверстниками и с более широкой социальной группой). Для некоторых детей характерно нарочито вызывающее поведение, открытое несогласие следовать правилу, ярко выраженная демонстративность. У многих детей с данной формой социализации отмечается ярко выраженная потребность в доминировании, завышенная самооценка и притязания. Если реальное поведение ребенка не соответствует принятым нормам, ребенок скорее будет отрицать правило, сомневаться в авторитете того персонажа, который передает это правило или подчеркивать условность этого правила для себя («это другие пусть так делают, а я не буду»). Данная форма социализации отмечается у 32,6 % детей.

Таким образом, заданные взрослым нормы не дают возможности большинству детей (почти 90%) проявить себя и свои способности, получить одобрение значимого взрослого, в результате чего возникает эмоционально амбивалентное отношение не только к конкретным правилам, но и к общим культурным и нравственным ценностям мира взрослых. При этом дети не отвергают в принципе сами нормы, но положительного отношения к ним не формируется, что ставит под вопрос сам процесс присвоения, интериоризации этих правил. Тот факт, что большинство детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста чувствует себя неуютно в своей социальной среде, является крайне тревожным и говорит о том, что нормы транслируются взрослыми очень жестко, не учитываются индивидуальные особенности детей.

В нашем исследовании была установлена неоднозначная роль психодинамических качеств (импульсивности-рефлексивности, пластичности-ригидности, эмотивности, которые можно объективно измерить в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте) и их различных комбинаций в процессе социализации. Роль эмотивности амбивалентна: с одной стороны, высокая эмотивность помогает детям завязать дружеские отношения с окружающими, что приводит к тому, что и взрослые, и сверстники несколько завышают оценку данного ребенка, одновременно снижая планку его ответственности за дурные поступки. Однако высокая эмотивность мешает правильно оценить и отреагировать на замечание или наказание взрослых, поэтому открыто отвергают социальные ценности и нормы в основном именно высокоэмотивные дети. Поэтому низкая эмотивность может ускорить социализацию, так как дает возможность спокойнее принимать правила, не переживая из-за неудач.

Амбивалентным является и влияние импульсивности: с одной стороны, она помогает быстрее сориентироваться и перестроить схему своего поведения и своей оценки, но с другой, затрудняя ориентировку, приводит к многочисленным ошибкам и неудачам, провоцируя ребенка на агрессивное или конфликтное поведение. При этом импульсивность в сочетании с эмотивностью, как правило, снижает последствия неудач или демонстративности детей вследствие способности высоко эмотивных детей вызывать симпатию к себе со стороны окружающих. Импульсивность в сочетании с низкой эмотивностью, как правило, приводит к агрессивному, часто асоциальному и конфликтному поведению и неадекватности притязаний. Сочетание ригидности с высокой эмотивностью неблагоприятно, так как почти половина таких детей высоко тревожны, не уверены в себе и стремятся к ограничению контактов. Более благоприятным является сочетание ригидности с низкой эмотивностью, которая смягчает последствия неприятия или изоляции данного ребенка сверстниками.

Полученные в исследовании материалы показывают, что индивидуальные особенности раскрывают динамику и способы социализации, хотя и не дают возможности предсказать ее направление и степень успешности. Их влияние происходит опосредованно через процесс становления определенных качеств личности (общительность, тревожность, демонстративность). В сочетании с интеллектуальными способностями ребенка и характером общения со взрослым это приводит к появлению «индивидуальной формы» социализации, в основе которой - определенное эмоциональное отношение к ценностям и нормам, которые задаются окружающими взрослыми.