Дигностика профессиональной направленности
Литвинова Т.И.
Государственный университет – Высшая школа экономики,
Москва
Над решением проблемы прогноза профессиональных достижений работает множество специалистов. Традиционно разработка психологических тестов очень трудоемка. Между тем, новые технологии быстро изменяют круг профессий и содержание работ. В создании тестов наметился новый подход, позволяющий получать неспецифические психодиагностические методики. Так, Р. Дж. Штернберг (2000) разрабатывает новую методологию – составление опросников без исходной привязки к специфике работ. Этот же подход развивается и в нашей стране.
А.Н. Лебедев с сотрудниками обнаружили, что психологический портрет личности, ее интеллектуальный потенциал, уровень мнемических процессов, а также успешность в учебе можно с высокой степенью достоверности определить по таким предикторам как параметры электроэнцефалограммы (Т.Н. Щукин, В.Б. Дорохов, А.Н. Лебедев, Е.В. Луценко, 2004). Самооценки испытуемыми собственных индивидуальных особенностей также оказались надежными и высоко информативными для диагностики профессиональной направленности человека и прогнозирования успешности профессионального обучения (А.Н. Лебедев, Т.И. Литвинова, А.А. Жеребцова, Д.А. Абрамов, 2005).
Под термином «предиктор» понимают ту исходную характеристику индивида и его окружения, по которой можно с большим или меньшим основанием предсказать другую характеристику того же индивида (Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев, В.И. Трубников, 1998). Изменения независимых переменных-предикторов позволяют уверенно судить об изменениях других переменных–функций этих предикторов. Признаки (независимые переменные), используемые в качестве предикторов, могут быть, во-первых, собственными характеристиками человека, например, его самооценками, и, во-вторых, характеристиками, касающимися среды его жизнедеятельности. Такова суть нового подхода к разработке тестов.
Мы проверили надежность и эффективность нового подхода к тестированию на примере прогноза профессиональной направленности и успешности в обучении на выборке студентов различных факультетов ГУ-ВШЭ и МГУ. В исследовании участвовало около 600 студентов разных факультетов. Учащимся была предложена анкета («Зеркало») с набором личностных качеств, выраженность которых нужно было оценить по пятибалльной шкале.
Профессором А.Н. Лебедевым были разработаны компьютерные программы регрессионного анализа, которые применялись для обработки данных. Мерой связи между шкалами опросника и каким-либо тестовым показателем служит коэффициент линейной корреляции по Пирсону.
Высока ли валидность нашего метода? Можно ли по характеру ответов на стандартные, одинаковые для всех вопросы, узнать, на каком факультете учится студент? Иными словами, связан ли выбор факультета с личностными особенностями студента? Не исключено, что факультетская среда сама влияет на формирование некоторых личностных особенностей. В обоих вариантах в случае валидности наших оценок, согласно гипотезе, мы сумеем при проверке вслепую правильно рассчитать для большинства студентов, на каком факультете они учатся лишь по характеру их ответов на тестовые вопросы.
Студенты случайным образом были разбиты на две равночисленные группы. Одна из групп, так называемая, обучающая выборка, служила для выработки диагностических уравнений. Вторая группа служила контролем для слепой проверки (прогноз для тех студентов, данные которых при составлении диагностических уравнений не учитывались) точности наших прогнозов. Коэффициенты корреляции лежали в пределах от 0,194 до 0,641.
Когда возникает проблема профессионального самоопределения и необходимость воспользоваться консультацией специалиста, то мы сталкиваемся с заполнением большого количества тестов, которые даже в совокупности не дадут нам информации по поводу того насколько, в какой мере данный человек соответствует той или иной профессиональной области. В основном существующая система профотбора имеет качественный характер. Полученные с помощью нашей программы индивидуальные прогнозы не является категоричными и содержат информацию о точности самих прогнозов.
С целью подбора методики наиболее адекватной данному исследованию мы использовали также опросник, который часто применяется в первичной профессиональной консультации - «КОС-1» (изучение коммуникативных и организаторских способностей). Ответы на него были обработаны по той же схеме, что и данные теста «Зеркало». Коэффициенты корреляции оказались существенно ниже. А.Н. Поддьяков (2003) высказал мысль, что любой тест разрабатывается под влиянием специфики мышления его автора. В случае с опросниками, содержащими вопросы с заданными ситуациями, влияние личного опыта автора намного больше, чем в случае использования отдельных характеристик, которые нужно самостоятельно оценить.
В последние годы дискуссия по поводу использования психологических тестов и их эффективности заметно обострилась. В двух номерах журнала Государственного университета - Высшей школы экономики «Психология» опубликовано несколько статей ведущих российских специалистов, посвященных дискуссии по данному вопросу.
А.Г. Шмелев, сторонник широкого практического использования тестов, утверждает, что основу споров вокруг тестов составляют научно-методический кризис, незрелость профессионального сообщества и кризис кадровой политики в нашей стране. Большая часть недоразумений, связанных с тестами, происходит от их неквалифицированного использования. В России обострился дефицит эффективных методов психологической диагностики. Об этом говорит фактическое отсутствие востребованных практикой оригинальных отечественных тестовых методик, удовлетворяющих всем психометрическим требованиям – репрезентативности, надежности, валидности, достоверности.
Тесты в нашей стране легко доступны для пользования непрофессионалами. А.Г. Шмелев выказывает недовольство теми публикациями в средствах массовой информации, в которых раскрываются секреты интерпретации результатов, например, проективных методов. И создание налаженного процесса защиты психологических тестов от общего использования представляется если и возможным, то в незримом будущем (А.Г. Шмелев, 2004).
Общеизвестно, что для подготовки к приему на престижную работу сейчас можно без особого труда найти информацию о том, как «правильно» заполнять тесты, используемые в профессиональной диагностике. Задача психологов разрабатывать новые методы профессионального отбора, использование которых было бы не под силу непрофессионалам, а также сохранять конфиденциальность интерпретационных данных.
Наша методика позволяет преодолеть указанные выше недостатки стандартных методик. Комбинации из небольшого числа предикторов, используемые для прогноза, необычайно редки. Их поиск под силу только компьютерным программам. Подделки маловероятны. Например, испытуемый выучил какую-то рассекреченную комбинацию ответов, но он не знает, что эта комбинация многократно перепроверяется с помощью других взаимосвязей ответов, неизвестных ему, но служащих, в свою очередь, предикторами известных ему предикторов. Другое преимущество нашей методики – ее простота и малый расход времени на обследование. В частности, легко собрать большой экспериментальный материал с участием сотен испытуемых буквально за несколько дней, по средствам Интернета. Такую работу проводит в настоящее время наш помощник студент второго курса ГУ-ВШЭ Станислав Михалкин. Третье, пожалуй, самое важное преимущество – это универсальность метода, его пригодность для прогноза самых разнообразных показателей человеческого поведения, не только профессиональной направленности или способности к обучению. Наша работа поддержана грантом ГУ ВШЭ (2006-2007) “Учитель-ученики: Личностные предикторы профессионального роста” N06-04-0031.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя