logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности

Семенов И.Н.

Государственный университет – Высшая школа экономкик,

Москва

Проблема индивидуальности является ключевой для любого периода развития психологии, ибо главным ее интересом всегда был и будет человек – во всём уникальном своеобразии и феноменологическом разнообразии состояний и черт, свойств и качеств, характеризующих его как целостное единство психики и сознания, деятельности и поведения, субъектности и личности. В истории психологии индивидуальности можно выделить следующие основные вехи: 1)латентно-философский этап от античности до Х1Х века, когда в период умозрительной доэкспериментальной психологии (в рамках философии, обществознания и естествознания) возникла самоё идея индивидуальности, которая получила свою как категориально-методологическую проработку (в учениях Пифагора «о числе», Платона «о душе», Монтеня и Жана де Лабрюйера «о нравах и характерах», Локка «о рефлексии», Лейбница «о монадах», Канта «о субъекте», Фихте «о Я и о фактах его сознания», Гегеля «о субъективном духе», К.Маркса «об отчуждении» личности, Киркегора «об её экзистенции»), так и понятийно-психологическую конкретизацию (в трудах Аристотеля «о душе», Теофраста «о характере», Хуана Уарте «о способностях», Ф. Гальтона «о генеральном факторе одаренности», В.Освальда «о типологии творчества», Н.Я.Пэрны «о ритмах творчества»; 2)номинативно-адлерианский этап, когда в начале ХХ века возникает собственно «индивидуальная психология» Адлера как первая теоретическая система психологического знания, концентрирующаяся на изучении индивидуальности с соответствующим концептуально-методологическим обоснованием и эмпирической и психотехнологической верификацией; 3)дифференциально-психофизиологический этап в середине ХХ века, когда в трудах И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.С.Мерлина, А.М.Русалова и других изучаются биологические, мозговые, нейрофизиологические и психофизиологические аспекты индивидуальных различий человека в плане основных свойств его нервной системы и темперамента; 4)личностно-типологический этап во второй половине ХХ века, когда индивидуальность связывалась с типологическим своеобразием личности (В.Штерн, А.Лазурский, и др.), проявляющимся в индивидуальном стиле ее деятельности (Е.А.Климов, Г.А.Берулава, В.А.Толочек и др.) и поведения (А.М.Матюшкин и др.); 5)экзистенциально-рефлексивный этап на рубеже ХХ-ХХ1 веков, когда акцентируется бытийность, субъектность, активность и креативность уникального существования человека как целостного единства всех процессов и состояний его психики, рефлексивно презентирующих феноменологию смыслового взаимодействия внутренней и внешней жизни человека (К.Роджерс, К.А.Абульханова, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Д.А.Леонтьев, И.Н.Семенов, Е.Б.Старовойтенко, В.Д.Шадриков и др.). Доминировавшие на каждом этапе аспекты психологии индивидуальности, разумеется, дополнялись изучением остальных аспектов уникальности конкретного человека в рамках основных методологических ориентаций современной психологии: естественно-научной, кибернетико-технологической и социально-гуманитарной.. Так, в современной психологии индивидуальности дифференцируются такие предметные области ее изучения, как своеобразие личности в норме и патологиии (К.А.Абульханова, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Б.В.Зейгарник,В.Н.Мясищев, А.В. и В.А.Петровские, Е.Б.Старовойтенко и др.), характер (Б.Г.Ананьев, Н.Д.Левитов и др.) и мотивация поведения человека (Анастази, Вилюнас, А.В.Запорожец и др.)), темперамент и индивидуальные свойства нервной системы (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, А.Н.Лебедев и др.), индивидуальные различия и индивидуальный стиль деятельности (В.С.Мерлин, Е.А.Климов, Толочек и др.), гетерохронность и системность онтогенеза психических процессов и функций (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский и др.), профессионально важные качества и способности (А.А.Деркач, В.Н.Дружинин, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков и др.), рефлексивность самосознания и личностные смыслы деятельности и творчества (Н.Г.Алексеев, А.А.Бодалев, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.Н. и Д.А.Леонтьевы, В.С.Мухина, Н.И.Непомнящая, Я.А.Пономарев, И.Н.Семенов, Е.Б.Старовойтенко и др.), психологическое время человека и периодичность его продуктивной самореализации (А.К.Болотова, Н.Я.Пэрны и др.), субъектность жизнедеятельности и внутренний мир жизни человека (К.А.Абульханова, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и др.), метаинтегральность и духовность человека (Дорфман, Н.А.Коваль, В.Д.Шадриков и др.), уникальность и акмеологичность творческой индивидуальности (В.Г.Аникина, А.В.Балаева, Е.П. Варламова, А.А.Деркач, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, Д.В.Ушаков и др.). Предложенная периодизация психологии индивидуальности акцентирует основные этапы и концептуальные подходы ее изучения в логике познавательного движения от восходящей к античной идее единства разнообразных свойств, образующих своеобразие характера человека через дифференциально-типологическое вычленение составляющих это своеобразие элементарных свойств нервной системы и темперамента, а также черт и качеств личности. Эта логика психологического познания индивидуальности оказалась весьма противоречивой: во-первых, гносеологически она вела к нейрофизиологическому (В.Д.Небылицын) и даже биологическому (В.М.Русалов) редукционизму в, казалось бы, психологической трактовке индивидуальности (на необходимость преодоления обнаружившегося редукционизма в школе Б.М.Теплова-В.Д.Небылицына указывали их ученики Т.Ф.Базылевич и А.И.Крупнов), а во-вторых, онтологически была недостаточной для концептуально-феноменологической дифференциации таких психологических реальностей как личность и, собственно, индивидуальность человека. Как нам представляется, онтологическую основу их многосложного соотношения составляет то, что личность представляет собой биосоциальное единство человека с доминированием его «обращенности» к общественным связям и «отчужденно-остранённым» отношениям, реализующимся «деятельностно-ролевым» образом. Напротив, индивидуальность являет собой экзистенциально-смысловое единство целостного человека как уникального субъекта, рефлексивно углубленного в себя и непосредственно обращенного в процессе общения к другому конкретному человеку как к «ближнему» и одновременно как к рефлексивно-диалогическому ресурсу самоактуализации, саморазвития, самопознания, самореализации и самосовершенствования своего «я». На путях интеграции междисциплинарных знаний об этих процессах и их концептуально-экспериментального изучения открывается конструктивная перспектива построения психологической теории индивидуальности.