logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции

Соловьева И.А.

Институт Психологии им.Л.С.Выготского РГГУ,

Москва

Я-концепция- термин, означающий«осознание своей личности» - согласно традиционным представлениям, состоит изобраза Яи из отношенческого аспекта, иначе называемогосамооценкой.

Я-концепция = образ Я + самооценка

Образ Я – это представление о себе, и его, в свою очередь, принято делить на ряд модальностей: я-физическое, я-духовное, я-социальное и т.д. - в зависимости от того, какой пласт личности подлежит рассмотрению. В нашем исследовании мы остановились на я-физическом, или, иначе, ная-телесном.

Я-телесное – это представление о своем теле, как сознательное, так и бессознательное. Причем если сознательный образ тела достаточно приближен к реальности, то бессознательное восприятие собственного тела достаточно искажено у совершенно нормальных, обычных, здоровых людей. Искажения бессознательного образа тела могут достигать 30% – к этому выводу пришел М.Фельденкрайзпосле обследования нескольких тысяч респондентов. Для исследования бессознательного образа тела (БОТ) Фельденкрайз предложил следующую идею: испытуемый с закрытыми глазами показывает размеры частей своего тела, далее измеряются реальные параметры и, таким образом, мы можем подсчитать процент расхождения БОТ и реального тела.

На основе этой идеи М.Фельденкрайза в начале 2002г. нами была составлена методика, включающая 15 телесных параметров. Апробация ее на испытуемых показала, что искажение отдельных параметров может достигать 45%, а среднестатистические данные по всему образу тела вцелом дают картину искажений 15-20%. Это было преддверием исследования, о котором далее пойдет речь – и этот небольшой эксперимент поставил вопрос о детерминации этих искажений.

Итак, что является доминирующей причиной дисторций (искажений)бессознательного образа тела– физические факторы или психологические? Ключ к этому вопросу мы видели в исследовании моторной активности. Если к искажениям телесного образа Я приводят не психологические детерминанты, а недостаточная двигательная активность в онтогенетическом развитии, нехватка моторной информации, то тогда респонденты с высоким уровнем моторной активности, заложенным еще в детстве, будут обладать более четким телесным образом Я. Эта гипотеза и привела нас в балетной училище, где нами было проведено следующее исследование.

Темой этой работы стало исследование телесных аспектов Я-концепции, а именно – бессознательного образа тела (БОТ) и схемы тела. Уточним, что если под образом тела понимается представление о собственном теле, то схема тела имеет отношение к ощущению собственного тела, местонахождения частей тела, их соотношения и т.д., т.е. в большей степени связано с физиологическими факторами, с внутренней рецепцией…

Цель – определить, телесные аспекты Я-концепции в большей степени детерминированы физиологическими факторами или же психологическими.

Гипотеза: если четкость телесных аспектов Я-концепции определяется в первую очередь физическими факторами, а не психологическими (конкретней – моторной активностью), то у респондентов с высоким уровнем двигательной активности результаты будут значимо отличаться от контрольной группы.

Соответственно, мы взяли 2 группы респондентов:девушки и юноши 17 – 19 лет, профессионально занимающиеся балетом, и их ровесники, не имеющие отношение ни к профессиональному спорту, ни к танцам… Всего в исследовании приняли участие 28 респондентов: 14 танцоров и 14 «простых смертных», по 7 юношей и 7 девушек в каждой группе.

Были проведены 2 группы методик:

  1. Методика, выявляющая телесный образ Я (о ней уже говорилось выше).

  2. И 3 методики из системы М.Фельденкрайза, направленные на выявление адекватности схемы тела. Все они имеют схожую презентацию: респондент с закрытыми глазами предъявляет умение владеть своим телом, определять местоположение частей тела в пространстве, координировать их…

Исследование было проведено в феврале 2002г.

Результатыдали следующую картину. Что касаетсядисторций телесного образа Я, то среднестатистическое искажение в контрольной группе и группе профессиональных танцоров составило 15,8% и 13,7% соответственно. Разница в 2% не является значимой, и, таким образом, мы можем говорить о том, что при формировании телесного образа Я и его дисторций главенствующими являются факторы не физические – не моторная активность – а психологические детерминанты.

Однако данные по схеме телапоказали обратную закономерность. Успешность группы танцоров в выполнении упражнений на схему тела составила 91,6%, тогда как для контрольной группы это 66,6%. Таким образом, мы можем однозначно придти к выводу, что свойственная с детства для танцоров балета высокая моторная активность напрямую влияет на точность схемы тела.

Что касается отдельных параметров телесного образа Я, то выявленные дисторции можно классифицировать следующим образом:

Какие же выводы позволяет сделать исследовнаие? Моторная активность оказывает высокий уровень влияния на формирование схемы тела, тогда как телесный образ Я имеет детерминацию более сложную, включающую в большей степени факторы психологические.

И работая над четкостью телесных аспектов Я-концепции, следует уделять внимание как физическому пласту личности, так и психологическому. Их интеграция - путь к интеграции всех сторон личности, к ее гармонизации, к пониманию себя. Путь к пониманию своей Самости, своей Сущности. А не это ли является одной из основных целей жизни?