ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
Румянцева Т.В.
Ярославская государственная медицинская академия,
Ярославль
Современные условия быстрых социальных изменений предъявляют особые требования к личности будущего специалиста. Выдвигают задачу развития профессионального и личностного самоопределения, повышения эмоциональной устойчивости по отношению к многочисленным стрессовым ситуациям, которыми насыщена профессиональная деятельность, повышения социально – психологической адаптированности, самостоятельности. Это делает необходимым поддержание и формирование позитивной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе, что невозможно осуществить без предварительного исследования особенностей ее трансформации.
В современной отечественной и зарубежной психологии проблема идентичности широко представлена, прежде всего, как один из ключевых моментов психологии социального познания (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, А. Тэшфел, Дж. Тернер, Д. Абрамс, М. Хогг, М. Аугастинос, И. Уолкер, Н. Эллемерс, Р. Браун, П. Оакс и др.), этнической, кросс- культурной психологии и социальной психологии этнического взаимодействия (Н.М. Лебедева, Ю.П. Платонов, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко,В.А. Тишков, В.Ю Хотинец), возрастной психологии (И.А. Снежкова, Х. Родригес-Томе, Дж.А.Марсия).
Значимость обращения к проблеме идентичности определяется тем, какое место в общей структуре личности отводится этому феномену исследователями. Многие авторы подчеркивают, что идентичность является одним из факторов, образующих психологическую основу сознательного поведения (В.С.Агеев,Г.М.Андреева, Е.П.Белинская, Н.М.Лебедева, Н.Л. Иванова, В.Н.Павленко,П.Дж.Оукс, Г.У.Солдатова,Дж.С.Тернер, Л.Б.Штейнер, С.А. Хеслем, В.Ю. Хотинец, Э.Эриксон, D.Abrams, M.Hogg, H.Tajfel). Неслучайно, достижение гармоничного состояния внутреннего мира предполагает наличие у человека способности ответить на три вопроса, характеризующих его идентичность и самоопределение: «Кто я?», «Какой я?», «Что и как я делаю?».
Нарастающий интерес ученых к процессу трансформации идентификации определяется сложностью и противоречивостью данного феномена. Его ролью для социально – психологической адаптации личности в меняющихся социальных условиях, связью с явлением кризиса идентичности.
Несмотря на обширный круг работ, посвященных исследованию различных сторон феномена идентичности, малоизученными остаются многие вопросы, касающиеся особенностей трансформации идентичности в условиях социальной стабильности – нестабильности, а именно, изменение структуры идентичности, различий трансформации идентичности в зависимости от половой дифференциации. Недостаточно раскрыты эмпирические критерии кризиса идентичности, связи между идентификационными характеристиками и личностными параметрами в меняющихся социальных условиях. Остается малоизученным и психолингвистический аспект трансформации идентичности.
В нашем докладе будут представлены результаты исследования, которое было проведено на студентах медиках в 1992 – 2004 годах и состояло из двух основных этапов. Экспериментальной базой исследования выступила Ярославская государственная медицинская академия. Объем выборки составил 297 человек.
Цель данного исследования была направлена на изучение особенностей трансформации идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях.
Основные методы исследования включали в себя методы письменного опроса: методика "Двадцать утверждений" (M. Kuhn, T. McPartland), личностный опросник Р.Кеттелла – 16 PF, тест «М.I.М» (Ж.Hьюттен - Д.Ленс). Также проводился количественный и качественный анализ полученных данных посредством интерпретационных методов: экспертная оценка; метод изучения продуктов деятельности (контент – анализ); методы математической статистики (однофакторный и многофакторный дисперсионные анализы, ранговый коэффициент корреляции Спирмена, критерий Манна-Уитни и др.).
Результаты исследования показали следующее:
1. Изменения в обществе влияют на происходящую трансформацию идентичности студентов медицинского вуза. Идентичность является целостным образованием, имеющим сложную психологическую структуру, которая, будучи достаточно стабильной, реагирует на индивидуальном уровне на изменения социальной среды.
2. Структура идентичности студентов медицинского вуза содержит взаимосвязь таких компонентов как «Социальное Я», «Перспективное Я», «Деятельное Я», «Материальное Я», «Физическое Я», «Коммуникативное Я», «Рефлексивное Я», «Проблемное Я» и «Ситуативное Я». Наибольшую информативность и значимость для раскрытия особенностей идентичности в меняющихся социальных условиях имеют показатели социального, перспективного и деятельного компонентов идентичности.
3. Мера выраженности отдельных показателей идентичности устойчиво связана с личностными чертами. Социальный и перспективный компоненты идентичности являются более интегративными и сложными по своему содержанию образованиями в структуре идентичности: они связаны со всеми тремя блоками личностных факторов: интеллектуальным, эмоционально – волевым и коммуникативным.
Трансформация идентичности зависит от особенностей социальной ситуации в обществе и проявляется в изменении выраженности показателей идентичности следующим образом:
в нестабильный период снижается уровень дифференцированности, осознанности идентичности; уменьшается выраженность деятельного, перспективного, материального компонентов, увеличивается выраженность глобального, мировоззренческого показателей идентичности;
в стабильной период повышается уровень дифференцированности, осознанности идентичности; увеличивается выраженность деятельного, перспективного, материального компонентов и показателей групповой, семейной идентичности.
4. Психолингвистическими показателями идентичности являются лингвистические типы идентичности (констатирующий, описательный, констатирующе – описательный, действенный, гармоничный, действенно-перспективный, действенно-эмоциональный) и валентность идентичности (негативная, нейтральная, позитивная, завышенная). Трансформация идентичности в условиях социальной стабильности – нестабильности сопровождается изменениями психолингвистических показателей и их связей с личностными особенностями.
5. В периоды социальной стабильности и нестабильности показатели идентичности по – разному связаны с личностными характеристиками:
- ведущими личностными детерминантами кризиса идентичности в период социальной нестабильности являются эмоциональная неустойчивость, тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе, снижение гибкости; направленность мотивации на получение знаний, информации, осмысление экзистенциальных проблем;
- преодоление кризиса идентичности в период социальной стабильности связано с ростом эмоциональной устойчивости, повышением уровня самоконтроля и уверенности в себе, ростом общительности, ориентацией на свой внутренний мир, повышением социальной компетенции, а также направленностью мотивации на активность, деятельность, отдых, досуг.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя