logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений

Румянцева Т.В.

Ярославская государственная медицинская академия,

Ярославль

Современные условия быстрых социальных изменений предъявляют особые требования к личности будущего специалиста. Выдвигают задачу развития профессионального и личностного самоопределения, повышения эмоциональной устойчивости по отношению к многочисленным стрессовым ситуациям, которыми насыщена профессиональная деятельность, повышения социально – психологической адаптированности, самостоятельности. Это делает необходимым поддержание и формирование позитивной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе, что невозможно осуществить без предварительного исследования особенностей ее трансформации.

В современной отечественной и зарубежной психологии проблема идентичности широко представлена, прежде всего, как один из ключевых моментов психологии социального познания (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, А. Тэшфел, Дж. Тернер, Д. Абрамс, М. Хогг, М. Аугастинос, И. Уолкер, Н. Эллемерс, Р. Браун, П. Оакс и др.), этнической, кросс- культурной психологии и социальной психологии этнического взаимодействия (Н.М. Лебедева, Ю.П. Платонов, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко,В.А. Тишков, В.Ю Хотинец), возрастной психологии (И.А. Снежкова, Х. Родригес-Томе, Дж.А.Марсия).

Значимость обращения к проблеме идентичности определяется тем, какое место в общей структуре личности отводится этому феномену исследователями. Многие авторы подчеркивают, что идентичность является одним из факторов, образующих психологическую основу сознательного поведения (В.С.Агеев,Г.М.Андреева, Е.П.Белинская, Н.М.Лебедева, Н.Л. Иванова, В.Н.Павленко,П.Дж.Оукс, Г.У.Солдатова,Дж.С.Тернер, Л.Б.Штейнер, С.А. Хеслем, В.Ю. Хотинец, Э.Эриксон, D.Abrams, M.Hogg, H.Tajfel). Неслучайно, достижение гармоничного состояния внутреннего мира предполагает наличие у человека способности ответить на три вопроса, характеризующих его идентичность и самоопределение: «Кто я?», «Какой я?», «Что и как я делаю?».

Нарастающий интерес ученых к процессу трансформации идентификации определяется сложностью и противоречивостью данного феномена. Его ролью для социально – психологической адаптации личности в меняющихся социальных условиях, связью с явлением кризиса идентичности.

Несмотря на обширный круг работ, посвященных исследованию различных сторон феномена идентичности, малоизученными остаются многие вопросы, касающиеся особенностей трансформации идентичности в условиях социальной стабильности – нестабильности, а именно, изменение структуры идентичности, различий трансформации идентичности в зависимости от половой дифференциации. Недостаточно раскрыты эмпирические критерии кризиса идентичности, связи между идентификационными характеристиками и личностными параметрами в меняющихся социальных условиях. Остается малоизученным и психолингвистический аспект трансформации идентичности.

В нашем докладе будут представлены результаты исследования, которое было проведено на студентах медиках в 1992 – 2004 годах и состояло из двух основных этапов. Экспериментальной базой исследования выступила Ярославская государственная медицинская академия. Объем выборки составил 297 человек.

Цель данного исследования была направлена на изучение особенностей трансформации идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях.

Основные методы исследования включали в себя методы письменного опроса: методика "Двадцать утверждений" (M. Kuhn, T. McPartland), личностный опросник Р.Кеттелла – 16 PF, тест «М.I.М» (Ж.Hьюттен - Д.Ленс). Также проводился количественный и качественный анализ полученных данных посредством интерпретационных методов: экспертная оценка; метод изучения продуктов деятельности (контент – анализ); методы математической статистики (однофакторный и многофакторный дисперсионные анализы, ранговый коэффициент корреляции Спирмена, критерий Манна-Уитни и др.).

Результаты исследования показали следующее:

1. Изменения в обществе влияют на происходящую трансформацию идентичности студентов медицинского вуза. Идентичность является целостным образованием, имеющим сложную психологическую структуру, которая, будучи достаточно стабильной, реагирует на индивидуальном уровне на изменения социальной среды.

2. Структура идентичности студентов медицинского вуза содержит взаимосвязь таких компонентов как «Социальное Я», «Перспективное Я», «Деятельное Я», «Материальное Я», «Физическое Я», «Коммуникативное Я», «Рефлексивное Я», «Проблемное Я» и «Ситуативное Я». Наибольшую информативность и значимость для раскрытия особенностей идентичности в меняющихся социальных условиях имеют показатели социального, перспективного и деятельного компонентов идентичности.

3. Мера выраженности отдельных показателей идентичности устойчиво связана с личностными чертами. Социальный и перспективный компоненты идентичности являются более интегративными и сложными по своему содержанию образованиями в структуре идентичности: они связаны со всеми тремя блоками личностных факторов: интеллектуальным, эмоционально – волевым и коммуникативным.

Трансформация идентичности зависит от особенностей социальной ситуации в обществе и проявляется в изменении выраженности показателей идентичности следующим образом:

4. Психолингвистическими показателями идентичности являются лингвистические типы идентичности (констатирующий, описательный, констатирующе – описательный, действенный, гармоничный, действенно-перспективный, действенно-эмоциональный) и валентность идентичности (негативная, нейтральная, позитивная, завышенная). Трансформация идентичности в условиях социальной стабильности – нестабильности сопровождается изменениями психолингвистических показателей и их связей с личностными особенностями.

5. В периоды социальной стабильности и нестабильности показатели идентичности по – разному связаны с личностными характеристиками:

- ведущими личностными детерминантами кризиса идентичности в период социальной нестабильности являются эмоциональная неустойчивость, тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе, снижение гибкости; направленность мотивации на получение знаний, информации, осмысление экзистенциальных проблем;

- преодоление кризиса идентичности в период социальной стабильности связано с ростом эмоциональной устойчивости, повышением уровня самоконтроля и уверенности в себе, ростом общительности, ориентацией на свой внутренний мир, повышением социальной компетенции, а также направленностью мотивации на активность, деятельность, отдых, досуг.