logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.

Прыгин Г.С.

Институт управления,

Набережные Челны

Представляемая работа посвящена изучению, проявления «автономного» и «зависимого» типов субъектной регуляции в особенностях письменной речи. Это обусловлено, прежде всего, тем, что феномен субъектной регуляции, как любое новое явление, нуждается во всестороннем глубоком исследовании. Поскольку феномен «автономности-зависимости» является одним из важнейших, интегративных качеств личности, отражающих степень сформированности ее системы психической регуляции, а письменная речь - наиболее доступным продуктом деятельности испытуемого, то ее анализ, позволяет выделить новые латентные особенности, присущие субъектам с указанными типами субъектной регуляции. Таким образом, цель работы состояла в том, чтобы выявить имеющиеся различия и сходства в письменной речи у испытуемых «автономного» и «зависимого» типов. Гипотеза исследования заключалась в том, что поскольку субъекты «автономного» и «зависимого» типов субъектной регуляции по-разному проявляют себя в различных видах деятельности, то должны существовать различия и в письменной речи, которая является одним из видов деятельности.

Описание проведения исследования.В исследовании принимали участие учащиеся школы-гимназии и студенты института Управления (г. Набережные Челны). Формирование выборки обусловлено общим ведущим типом деятельности - учебным. Возраст участников составил от 16 до 20 лет. Диагностика проводилось в два этапа. На первом этапе применялась методика, позволяющая выделить группы субъектов, обладающих «автономным» и «зависимым» типом субъектной регуляции. В результате были сформированы две типологические группы испытуемых (по 30 человек, при равном соотношении полов) с которыми и проводилось дальнейшее исследование.

На втором этапе тестирования каждому из 60 человек была предъявлена вторая методика под названием «Письмо другу», суть которой состояла в следующем. Испытуемым было дано по чистому нелинованному листу бумаги форматом А4 и инструкция: "Вам предлагается выполнить задание: написать письмо другу (подруге), не требующее особо тщательной подготовки и проверки (пишу так, как говорю). Письмо должно быть достаточно длинным, размером в 250 - 300 слов (примерно 2 страницы нелинованной бумаги)". Эти письма и явились объектом для дальнейшего анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. Психолингвистические показатели письменной продукции оценивались по следующим, интересующим нас (с точки зрения конструкта «автономности-зависимости»), параметрам:

- объем речевой продукции, в словах (количество знаменательных слов);

- объем речевой продукции в предложениях;

- средний размер предложения;

- коэффициент глагольности, по формуле.

Показатель объема речевой продукции свидетельствует о таких личностных особенностях автора письма, как активность ("эргичность"), способность при принятии цели "выдать максимум продукции", наличие положительной или отрицательной мотивации к деятельности.

Количество предложений определялось для того, чтобы вычислить показатель среднего размера предложений, который свидетельствует об особенностях вербального интеллекта (прямая корреляционная связь) или же о резком изменении эмоционального состояния (отрицательная корреляционная связь). Для пишущего на русском языке, этот показатель обычно соответствует величинам в 6-9 слов.

Коэффициент глагольности иначе называют коэффициентом агрессивности (готовности к действиям). Он представляет собой отношение количества глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий) к общему количеству всех слов. Например, в клинике, при увеличении этого отношения свыше 60 % при изучении письменной продукции делают вывод о возбужденном состоянии, готовности к немедленным действиям.

Полученные, в результате проведенного эксперимента, усредненные по группам психолингвистические показатели письменной продукции для каждой из типологических групп (автономного и зависимого типа соответственно) оказались равны:

- по объему речевой продукции в словах: 226,73 и 175,33 (различия по средним статистически значимы, при р≤0,05);

- по среднему размеру предложения: 7,7 и 7,06 (различия статистически не значимы);

- по коэффициенту глагольности: 26,66 и 22,7 (различия по средним статистически значимы, при р≤0,01).

Исходя из данных, приведенных в таблице можно сделать вывод, что у испытуемых «автономного» типа письма длиннее и коэффициент глагольности выше, чем у испытуемых «зависимого» типа. Средний размер предложений у испытуемых обоих типов субъектной регуляции одинаков. Таким образом:

- у «автономных» субъектов объем текста больше, чем у испытуемых «зависимого» типа, что свидетельствует о большей их продуктивности и положительной мотивации. Испытуемых «зависимого» типа в данном случае можно охарактеризовать как менее продуктивных.

- коэффициент глагольности, иначе называемый коэффициентов агрессивности, у испытуемых «автономного» типа выше, чем у испытуемых «зависимого» типа. Это говорит о том, что у «автономных» имеется тенденция к проявлению большей энергичности, готовности к действиям, чем у «зависимых».

- наличие темы учебы и труда, семьи и быта, досуга в письмах испытуемых обоих типов было одинаковым. Различия были выявлены при анализе темы «Дружбы». Испытуемые «автономного» типа о друзьях в письмах рассказывали чаще и в большем объеме, чем испытуемые «зависимого» типа. Мы полагаем, что это может свидетельствовать о большей коммуникативности и экспрессивности испытуемых «автономного» типа, однако это предположение требует дальнейшей проверки.

Итак, имеются различия в проявлении особенностей двух полярных типов субъектной регуляции («автономного», «зависимого») в речевой письменной деятельности.

Проблема социальной востребованности пожилых людей

в аспекте психологии индивидуальных различий

Пряхина С.Б.

Московский психолого-социальный институт,

Москва

Актуальность проблемы социальной востребованности пожилых людей обусловлена социально-экономическими факторами. Особенно важной становится разработка научных подходов к решению проблем пожилых людей, так как проблемы старения, психологического и социального самочувствия, а также смерти пожилых людей приобретают не только личностный или семейный, но и значимый социальный характер, прямо или косвенно затрагивая интересы всех членов общества.

В настоящее время очевидна необходимость получения комплексного, объективного знания о пожилых людях, их проблемах и способах решения этих проблем, вследствие явной недостаточности предметного поля и научного инструментария лишь одной области научного знания.

Проблема востребованности пожилых людей в обществе актуализирует задачу исследования личностного и когнитивного ресурса человека после выхода на пенсию. Важные открытия в этой области были сделаны американскими специалистами. На основе многолетних лонгитюдных исследований они показали, что старость – это взаимодействие многих биологических и социальных процессов, и это оказывает множественный эффект на развитие. В то время, когда активность одних функций ухудшается, в других функциях могут иметь место процессы развития и компенсации. Более того, может иметь место иметь место разница в объёме интра- и интериндивидуальных различий. Интраиндивидуальные различия обозначают, что человек может обнаружить стабильность какой-либо одной способности и снижение других. Интериндивидуальные различия относятся к вариациям среди людей в уровне и времени изменений. Это означает, что старость не является универсальным примером глобального снижения функционирования (глобального упадка).

Указанные исследования обнаруживают многообразие вариантов старения, которые должны быть учтены при решении проблемы социальной востребованности пожилых людей. Исследования западных психологов позволяют учитывать при создании типологии старения профессиональные установки пожилых людей.

Весьма любопытную классификацию предложил немецкий психолог Бернард Ливегод. Он, на основе сорокалетних исследований, распределил людей на шесть типов с соответствующими двумя вариантами: пытливый, мыслящий, организующий, заботящийся, реформирующий и регистрирующий или контролирующий тип. Эти шесть типов проявляют себя в креативном и некреативном вариантах. В своей креативной форме из общей установки развивается творческая сила, в некреативной форме она остаётся задатком. Эти основные шесть типов Ливегод назвал основной установкой.

Психика, с одной стороны, воспринимает из духовного мира ведущие идеи, с другой стороны, из области биологии - побуждения и вожделения. Душа же обладает своей собственной структурой, которая может быть узнана и изучена в основной установке.

Унаследованные задатки и темперамент человек чётко воспринимает в психике как возможность, как свойства, которым он может поддаться и развить их или нет. В психодушевном восприятии только с большим трудом можно дистанцироваться от собственной основной установки. В большинстве случаев это удаётся, когда с высоты прожитых лет начинают вглядываться в прошлое.

Шесть или семь основных установок имеются у каждого человека, но один или несколько из них доминируют.

Пытливый тип чувствует потребность исследовать окружающий его мир и объяснить взаимосвязь феноменов. При этом не так важно, на чём сосредоточится пытливый дух, это могут быть различные вещи, такие как язык, материя, кооперация или удобрения.

Мыслящий типчувствует потребность к упорядочиванию мира своих идей в виде систем и теорий и к рассмотрению их в более широких взаимосвязях. За исключением философов, которые мышление сделали центральной темой своей жизни, в каждом учёном наряду с исследователем можно найти и мыслителя.

Организующий типописать легко. Для них мир существует для того, чтобы взяться за него, упорядочить и подчинить себе. Организующий тип активен до агрессивности и стремится сознательно или бессознательно к власти над людьми и вещами. В нашем индустриализированном обществе эти люди образуют группу успешных менеджеров и карьеристов. Если эта основная установка будет ослаблена другой основной установкой (что, по счастью, далеко не редкий случай), то организаторский напор приобретёт несколько смягчённый характер. Организующий дух может направить себя на исследование, чистое мышление, на заботу о других, обновление или управление.

Заботящийся типчувствует потребность в том, чтобы накормить живые существа, проявить о них заботу и вырастить. Эта установка является основой для учебно-воспитательной работы и специальностей, где требуется уход, и играет важную роль в сельском хозяйстве, садовничестве и скотоводстве. В социальной сфере этот тип создаёт, не выступая на передний план, среду, в которой другие могут раскрыться. Без обеспечивающей заботу основной установки не существовало бы уюта и сознания защищённости.

Реформирующая основная установкапроявляется во многих вариантах. Она предполагает, что существующее должно быть изменено и улучшено. В жизни эту установку можно встретить во всем многообразии: от терапевта, который собирается лечить больного, вплоть до революционера, который готов разрушить существующее общество, чтобы из ничего создать лучшее общество. Данная суммарная характеристика показывает, что реформирующая основная установка может иметь много аспектов.

Регистрирующая или контролирующая основная установкахочет существующее сохранить, зарегистрировать, воспроизвести, проконтролировать и, если возможно, представить в виде системы ценностей. Эту основную установку можно найти у бухгалтеров, библиотекарей и тому подобных специальностях, а также у журналистов и дипломатов.

Творческую основную установкув чистом виде почти нельзя найти, чаще всего её можно встретить у художников. Творческая основная установка пронизывает все шесть других основных установок, наполняет их жизнью и вызывает к действительности. Творческий мыслитель, творческий организатор, творчески заботящийся тип, творческий реформатор и творческий управляющий привносят свою индивидуальную мотивацию в основную установку и делают их этого что-то совершенно индивидуальное. Только таким образом из индивидуальной биографии может получиться действительно сложившийся жизненный путь, который в противном случае останется пассивно сносимой участью. Духовное начало выступает в психике как творчество в проявлении.

Указанные типологические различия, проявляющиеся, в том числе и в профессиональных установках, должны быть учтены при решении проблемы социальной востребованности пожилых людей. Помочь старому человеку, организовать творческий и всё еще плодотворный закат жизни, - является важнейшей задачей. Точно так же, как для детей должна быть создана семейная культура, так и для старых людей должна существовать, возникшая в социальных центрах и исходящая от них культура. Центры социальной защиты пожилых людей должны быть местом, в котором будут проводиться лекции, концерты и творческие курсы, и в которых смогут принять участие люди, живущие по соседству. Обе стороны смогут извлечь пользу от этого, соседи получили бы центр, где сосредоточены интересные вещи, а старики не потеряли бы контакт с окружающим их, наполненным жизнью, миром.

Известно, что состояние здоровья пожилых людей, ведущих активный образ жизни, лучше, чем у тех из них, которые ведут пассивный образ жизни, сидя у окна или у радиоприёмника, или не тратя больше сил даже на это. И поскольку речь идет о достижениях человечества, достигшего зрелого возраста, становится ясно, что мудрость, приобретённая с возрастом, может выражать себя до бесконечности. Для каждого, кто ещё ведёт активный образ жизни, открывается здесь большое поле деятельности.