logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Развитие самоотношения правоведа в вузе

Постнова А.А., Смирнов А.А.

Ярославский госуниверситет им. П.Г. Демидова,

Ярославль

Проблема формирования профессионала в условиях вузовского обучения представляет собой в настоящее время большую социальную проблему. Недостаточно четкая система социальных ожиданий от высшего профессионального образования затрудняет построение модели специалиста и желаемых профессиональных и гражданских компетенций. В отношении профессиональных знаний, умений и навыков вопрос решается весьма эффективно: существующие учебные планы и программы позволяют в основном довольно успешно решать задачу подготовки специалиста. Вместе с тем, в отношении необходимых личностных качеств ситуация в вузовском образовании несколько иная: необходимые качества личности являются скорее побочным продуктом образования, чем следствием специально организованных занятий.

Профессия правоведа относится к числу таких профессий, которые обладают повышенной социальной значимостью и к личностным качествам представителям которой предъявляются особые требования. В структуре профессиограммы (психограммы) юриста принято выделять следующие компоненты: поисковый, коммуникативный, организационный, реконструктивный, удостоверительный и социальный. Все они важны для успешной работы юриста, однако, среди них особняком стоит социальный компонент, который предполагает (и даже требует) наличие у юриста неких труднооперационализируемых и трудноформируемых качеств. Васильев В.Л. выделяет общие качества, которые требует от следователя социальный компонент деятельности (патриотизм, гуманизм, честность), и специальные качества (стремление к истине, стремление к торжеству справедливости, профессиональная гордость, соблюдение норм профессиональной этики). В ранних изданиях этой работы еще называлась партийность. В других работах этот компонент называется воспитательным (В.В.Романов).

На первый взгляд может показаться, что эти качества являются неким привычным перечислением абстрактных свойств абстрактного идеального человека. Вместе с тем, при ближайшем их рассмотрении, вытекающем из анализа деятельности юриста, мы обнаружим интересный факт. Независимо от характера деятельности (адвокат, прокурор, судья, следователь и т.п.), профессия юриста несет в себе повышенную социальную нагрузку и предполагает высокую социальную ответственность.

Попытка психологического анализа социального компонента профессиограммы юриста привела нас к выводу о целесообразности рассмотрения в качестве важной составляющей этого компонента самосознания субъекта. Мы поставили перед собой задачу изучить изменение ряда параметров самосознания правоведов в вузе. В эксперименте приняли участие 170 студентов 1 и 4 курсов, обучающихся по специальности правоведение. В исследовании был использован опросник самоотношения В.В.Столина.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:

наибольшие различия по средним значениям выявлены по шкалам:

• S (интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемого) ( 1 курс- 74,4; 4 курс - 49,8);

Таким образом, можно сказать, что высокие показатели по шкале «самоуверенность» (признак ярко выражен) у студентов I курса говорят о вере в свои силы, о самодостаточности, энергичности, ориентировке на самоконтроль. Высокие показатели по шкале «самоинтерес» (ярко выражен), могут говорить о близости к самому себе, интересе к собственным мыслям и чувствам, готовности общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других. Проекция, соответствующая своему оптимизму в ожидании успешности действий на других, проявляется в высоких показателях по шкале «ожидания положительного отношения других» (признак ярко выражен). Шкала S - измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого (у 1 курса признак ярко выражен, среднее значение - 74,4; у 4 курса признак не выражен, среднее значение - 49,8).

По шкале «внутренней последовательности» (признак выражен и у 1 курса - среднее - 64,3, и у 4 ккурса - среднее — 61,3), «самопонимания» (признак нслабо выражен в обеих группах). Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным. В—шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия» (1 курс - 76, признак ярко выражен; 4 курс - 27,3, признак не выражен) - «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,— видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе"). «Ожидаемое отношение от других» (1 курс - 82,2, признак выражен; 4 курс — 35,1, признак не выражен.) Данная шкала отражает ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих людей.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сказать, что за период обучения в вузе изменяется важный компонент самосознания – самоотношение. На первом курсе, в состоянии «абитуриентской эйфории» студенты оценивают себя очень высоко; они только что успешно сдали вступительные экзамены, стали студентами одного из самых престижных факультетов и считают это событие вполне достаточным поводом для очень благоприятного отношения к себе. Последующее обучение, прохождение производственных практик и другие параметры учебного процесса и сопутствующих обстоятельств показывают субъекту, что право на исключительность среди своих одноклассников сменяется пониманием того, что учебная и профессиональная деятельность сложна, что не всегда удается соответствовать ее требованиям. Происходит коррекция самосознания, самоотношения по направлениям, описанным в нашем исследовании.