Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
Пестова Е.Н.
Московский педагогический государственный университет,
Москва
В настоящее время в психологии активно развивается подход, рассматривающий человека как субъекта собственной жизни, несущего ответственность за собственные жизненные выборы, за собственное развитие. Внимание отечественных и зарубежных исследователей привлекают особенности жизненных стратегий человека как способов построения человеком своего жизненного пути. Особенную значимость приобретает эта проблема в юношеском возрасте, когда человек совершает существенный шаг к взрослению, оказываясь перед необходимостью принятия целого ряда важных решений. Один из наиболее существенных выборов, который совершает современный молодой человек – это выбор на рынке образовательных услуг.
Осуществление такого выбора основывается одновременно на двух видах решения: решение о профессиональном выборе (какую профессию получить) и решение об избрании конкретного пути получения данной профессии (в каком именно учебном заведении получать образование по избранной специальности). Психологические закономерности первого из названных выше решений достаточно широко исследовались в психологической науке в контексте проблемы профессионального самоопределения личности. В гораздо меньшей степени изучены механизмы выбора конкретного учебного заведения в ситуации множества альтернатив, не раскрыты вопросы о степени осознанности такого выбора, его этапах, основных мотивационных факторах, определяющих выбор того или иного ВУЗа. Мы считаем, что исследование принятия решения в ситуации выбора ВУЗа может и должно опираться на исследование мотивационных аспектов выбора, а также на изучение самого процесса выбора, его сложности, ответственности за него и осознанности со стороны субъекта. Такое исследование может ориентироваться на целый ряд актуальных вопросов, которые можно сгруппировать в следующие тематические блоки Первый блок – анализ мотивов выбора ВУЗа и мотивов профессионального самоопределения: на какие профессии в основном ориентированы современные абитуриенты; что в большей степени определяет поведение абитуриента - выбор профессии или выбор конкретного ВУЗа; что в целом является основной “побудительной ценностью” при выборе; насколько велика ориентация на возможность будущего трудоустройства при выборе ВУЗа; какова роль “престижности”, известности ВУЗа при выборе, является ли мотивирующим фактором реклама, проводимая ВУЗами; высока ли роль вероятности успеха (в сочетании и в сравнении с побудительной ценностью) при поступлении в ВУЗ, т.е. фактор “доступности”; какие еще факторы определяют мотивацию выбора ВУЗа; кто еще играет роль при определении будущего места учебы (родители, учителя, друзья), насколько велика эта роль; насколько совпадают желания абитуриентов (“идеальный выбор”) с их реальным поведением (“реальный выбор”). Второй блок - качественный анализ самого процесса принятия решения о поступлении в конкретный ВУЗ, он включает в себя ответы на такие вопросы, как: насколько осознанно делается выбор, воспринимается ли поступление в ВУЗ как ситуация важного жизненного выбора, насколько человек готов взять на себя ответственность за этот выбор; какие стратегии выбираются для избегания самостоятельного осознанного решения (делегирование решения кому-либо или чему-либо; девальвация невыбранной альтернативы и др.); внешняя или внутренняя мотивация преобладает при поступлении в ВУЗ, какова роль мотивации самореализации, познавательной мотивации, мотивации достижения и др. при выборе ВУЗа, какие стратегии выбора ВУЗа являются в конечном итоге более эффективными для абитуриентов, т.е. приводят к большей удовлетворенности сделанным выбором. Третий блок - это анализ специфики мотивационных аспектов выбора абитуриентов из различных выборок, т.е. ответы на вопросы: есть ли различия в мотивационных стратегиях абитуриентов в столице и в других регионах; кто выбирает Государственный Вуз, с чем это связано, и на что ориентированы абитуриенты при поступлении в негосударственные ВУЗы, есть ли различия в мотивации у этих выборок; отличается ли мотивация выбора у отлично и хорошо успевающих и слабо успевающих школьников; существуют ли гендерные различия в построении стратегии выбора; различаются ли по мотивации выбора абитуриенты, ориентированные на различные профессии (напр., психологи, экономисты, педагоги, и др.). Наконец, четвертый аспект анализа - это анализ того, какую роль в выработке стратегии выбора играют свойства мотивационной сферы личности (мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, мотивация надежды на аффилиацию, мотивация страха отвержения, познавательная мотивация, мотивация доминирования, степень удовлетворенности основных потребностей), ценностные ориентации личности; локус контроля; самооценка, как связана выраженность этих качеств и тенденции выбора ВУЗа.
В целях более полного изучения процессов принятия решения абитуриентами при поступлении в высшее учебное заведение, нами была разработана диагностическая методика, позволяющая оценить мотивационные основания и особенностей субъективного выбора ВУЗа. Методика состоит из 4 частей. Первая из них - это шкала, включающая в себя 25 пар противоположных по смыслу высказываний, по которым испытуемого просят оценить степень своего согласия - несогласия. В каждой паре испытуемый отмечает степень выраженности своего согласия с тем или иным высказыванием, обводя соответствующую цифру. Ответы позволяют оценить такие особенности субъективного выбора, как: значимость выбора, степень его субъективной сложности, осознанность решения, сформированность желания, на основании которого осуществлялся выбор, делегирование решения другому лицу или обстоятельствам, девальвация альтернатив, влияние рекламы на выбор, достаточность информации при выборе, ориентация на конкретный ВУЗ или на профессию, уверенность в сдаче экзаменов, ориентация на желания (или – возможности), удовлетворенность выбором. Вторая часть - это методика изучения мотивов поступления в ВУЗ, являющаяся модификацией методики изучения мотивов учебной деятельности студентов, предложенной А.А. Реаном и В.А. Якуниным. Испытуемые оценивают значимость приведенных в списке мотивов по 7-балльной шкале. Их ответы позволяют определить степень выраженности различных мотивационных факторов при принятии решения о поступлении в ВУЗ – среди них, учебная, профессиональная, социальная мотивация, внешняя мотивация внешних (напр., желание иметь диплом о высшем образовании) и др. Третья часть - оценка факторов, определивших выбор данного конкретного ВУЗа. Она позволяет оценить значимые для личности ориентиры на рынке образовательных услуг, например, значимость таких факторов, как престижность и известность ВУЗа, его местоположение, доступность, уровень требований и др. Наконец, четвертая часть – это оценка идеального и реального выбора, а также субъективной оценки причин их несовпадения (в том случае, если реальный выбор не равен идеальному, желаемому). Эти причины могут осознаваться как внешние, объективные (обстоятельства, финансы и т.д.), или же как внутренние, исходящие от субъекта (плохая подготовка, недостаточная уверенность в своих силах и т.д.). Мы полагаем, что тщательное исследование субъективной оценки процесса принятия решения является актуальным для изучения феномена выбора в целом, а также тех особенностей, которые характерны для такого жизненно важного решения, как выбор ВУЗа на рынке образовательных услуг.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя