logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа

Пестова Е.Н.

Московский педагогический государственный университет,

Москва

В настоящее время в психологии активно развивается подход, рассматривающий человека как субъекта собственной жизни, несущего ответственность за собственные жизненные выборы, за собственное развитие. Внимание отечественных и зарубежных исследователей привлекают особенности жизненных стратегий человека как способов построения человеком своего жизненного пути. Особенную значимость приобретает эта проблема в юношеском возрасте, когда человек совершает существенный шаг к взрослению, оказываясь перед необходимостью принятия целого ряда важных решений. Один из наиболее существенных выборов, который совершает современный молодой человек – это выбор на рынке образовательных услуг.

Осуществление такого выбора основывается одновременно на двух видах решения: решение о профессиональном выборе (какую профессию получить) и решение об избрании конкретного пути получения данной профессии (в каком именно учебном заведении получать образование по избранной специальности). Психологические закономерности первого из названных выше решений достаточно широко исследовались в психологической науке в контексте проблемы профессионального самоопределения личности. В гораздо меньшей степени изучены механизмы выбора конкретного учебного заведения в ситуации множества альтернатив, не раскрыты вопросы о степени осознанности такого выбора, его этапах, основных мотивационных факторах, определяющих выбор того или иного ВУЗа. Мы считаем, что исследование принятия решения в ситуации выбора ВУЗа может и должно опираться на исследование мотивационных аспектов выбора, а также на изучение самого процесса выбора, его сложности, ответственности за него и осознанности со стороны субъекта. Такое исследование может ориентироваться на целый ряд актуальных вопросов, которые можно сгруппировать в следующие тематические блоки Первый блок – анализ мотивов выбора ВУЗа и мотивов профессионального самоопределения: на какие профессии в основном ориентированы современные абитуриенты; что в большей степени определяет поведение абитуриента - выбор профессии или выбор конкретного ВУЗа; что в целом является основной “побудительной ценностью” при выборе; насколько велика ориентация на возможность будущего трудоустройства при выборе ВУЗа; какова роль “престижности”, известности ВУЗа при выборе, является ли мотивирующим фактором реклама, проводимая ВУЗами; высока ли роль вероятности успеха (в сочетании и в сравнении с побудительной ценностью) при поступлении в ВУЗ, т.е. фактор “доступности”; какие еще факторы определяют мотивацию выбора ВУЗа; кто еще играет роль при определении будущего места учебы (родители, учителя, друзья), насколько велика эта роль; насколько совпадают желания абитуриентов (“идеальный выбор”) с их реальным поведением (“реальный выбор”). Второй блок - качественный анализ самого процесса принятия решения о поступлении в конкретный ВУЗ, он включает в себя ответы на такие вопросы, как: насколько осознанно делается выбор, воспринимается ли поступление в ВУЗ как ситуация важного жизненного выбора, насколько человек готов взять на себя ответственность за этот выбор; какие стратегии выбираются для избегания самостоятельного осознанного решения (делегирование решения кому-либо или чему-либо; девальвация невыбранной альтернативы и др.); внешняя или внутренняя мотивация преобладает при поступлении в ВУЗ, какова роль мотивации самореализации, познавательной мотивации, мотивации достижения и др. при выборе ВУЗа, какие стратегии выбора ВУЗа являются в конечном итоге более эффективными для абитуриентов, т.е. приводят к большей удовлетворенности сделанным выбором. Третий блок - это анализ специфики мотивационных аспектов выбора абитуриентов из различных выборок, т.е. ответы на вопросы: есть ли различия в мотивационных стратегиях абитуриентов в столице и в других регионах; кто выбирает Государственный Вуз, с чем это связано, и на что ориентированы абитуриенты при поступлении в негосударственные ВУЗы, есть ли различия в мотивации у этих выборок; отличается ли мотивация выбора у отлично и хорошо успевающих и слабо успевающих школьников; существуют ли гендерные различия в построении стратегии выбора; различаются ли по мотивации выбора абитуриенты, ориентированные на различные профессии (напр., психологи, экономисты, педагоги, и др.). Наконец, четвертый аспект анализа - это анализ того, какую роль в выработке стратегии выбора играют свойства мотивационной сферы личности (мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, мотивация надежды на аффилиацию, мотивация страха отвержения, познавательная мотивация, мотивация доминирования, степень удовлетворенности основных потребностей), ценностные ориентации личности; локус контроля; самооценка, как связана выраженность этих качеств и тенденции выбора ВУЗа.

В целях более полного изучения процессов принятия решения абитуриентами при поступлении в высшее учебное заведение, нами была разработана диагностическая методика, позволяющая оценить мотивационные основания и особенностей субъективного выбора ВУЗа. Методика состоит из 4 частей. Первая из них - это шкала, включающая в себя 25 пар противоположных по смыслу высказываний, по которым испытуемого просят оценить степень своего согласия - несогласия. В каждой паре испытуемый отмечает степень выраженности своего согласия с тем или иным высказыванием, обводя соответствующую цифру. Ответы позволяют оценить такие особенности субъективного выбора, как: значимость выбора, степень его субъективной сложности, осознанность решения, сформированность желания, на основании которого осуществлялся выбор, делегирование решения другому лицу или обстоятельствам, девальвация альтернатив, влияние рекламы на выбор, достаточность информации при выборе, ориентация на конкретный ВУЗ или на профессию, уверенность в сдаче экзаменов, ориентация на желания (или – возможности), удовлетворенность выбором. Вторая часть - это методика изучения мотивов поступления в ВУЗ, являющаяся модификацией методики изучения мотивов учебной деятельности студентов, предложенной А.А. Реаном и В.А. Якуниным. Испытуемые оценивают значимость приведенных в списке мотивов по 7-балльной шкале. Их ответы позволяют определить степень выраженности различных мотивационных факторов при принятии решения о поступлении в ВУЗ – среди них, учебная, профессиональная, социальная мотивация, внешняя мотивация внешних (напр., желание иметь диплом о высшем образовании) и др. Третья часть - оценка факторов, определивших выбор данного конкретного ВУЗа. Она позволяет оценить значимые для личности ориентиры на рынке образовательных услуг, например, значимость таких факторов, как престижность и известность ВУЗа, его местоположение, доступность, уровень требований и др. Наконец, четвертая часть – это оценка идеального и реального выбора, а также субъективной оценки причин их несовпадения (в том случае, если реальный выбор не равен идеальному, желаемому). Эти причины могут осознаваться как внешние, объективные (обстоятельства, финансы и т.д.), или же как внутренние, исходящие от субъекта (плохая подготовка, недостаточная уверенность в своих силах и т.д.). Мы полагаем, что тщательное исследование субъективной оценки процесса принятия решения является актуальным для изучения феномена выбора в целом, а также тех особенностей, которые характерны для такого жизненно важного решения, как выбор ВУЗа на рынке образовательных услуг.