Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя
Склизков Д.М., Эрнандес-Кастро Е.И.
Центр Европейского организационного консультирования,
Семенов И.Н.
Государственный университет – Высшая школа экономики,
Москва
Одним из актуальных научно-прикладных аспектов современной рефлексивной психологии является изучение рефлексивных механизмов и закономерностей индивидуальности (И.Н.Семенов, В.Г.Аникина, А.В.Балаева, Е.П.Варламова, С.Ю.Степанов и др.) и разработка психотехнологий ее рефлепсиходиагностики (Н.А.Алюшина, Ю.А.Репецкий, И.Н.Семенов) и креативного развития посредством диалогорефлексии (Г.А.Давыдова, И.В.Палагина, И.Н.Семенов) и игрорефлексики (И.В.Байер, Р.Н.Васютин, И.Н.Семенов, Д.М.Склизков, Е.И.Эрнандос-Кастро и др.). Актуальность рефлексивно-психологического подхода к изучению и развитию индивидуальности связана, в частности, с необходимостью осуществления эффективного рефлеконсалтинга, например, в экономической сфере при оргконсультировании бизнеса.
Оргконсультанты, которые долго работают на рынке, сталкиваются с феноменом индивидуальности каждой организации. Как не существует людей с одинаковым характером, картиной мира, стилем деятельности, базовыми жизненными сценариями, способами реагирования на те или иные события, так же не существует одинаковых фирм и компаний. С другой стороны, организациям, как и людям, присущи определенные психотипы. Консультанты хорошо знакомы с компаниями – параноиками, фирмами - истериками, организациями – нарциссами, компульсивными и застревающими предприятиями и т.д. История психологии и психотерапии строилась вокруг понимания истоков развития индивидуальности, механизмов формирования характера и личности и способов их коррекции. В организационной психологии подход, базирующийся на изучении генезиса «характера» организации, развивается сравнительно недавно в русле динамических школ, в частности в рамках группаналитического направления.
В отечественной психологии подход к организации как к уникальной живой системеразрабатывается представителями рефлексивно-динамического подхода, который опирается на разработки Венской группаналитической школы (Ирмгарт Айзенбах-Штигель, Ингрид Крафт-Эбинг) и основы отечественных научных школ психологии интуитивности творчества (Я.А.Пономарев, Ч-М.Гаджиев) и рефлексиной психологии творческого мышления и профессиональной деятельности (Семенов И.Н., С.Ю.Степанов, А.В.Растянников, Д.В.Ушаков, И.В.Байер, Р.Н.Васютин, И.М.Войтик, О.Д.Ковшуро, Д.М.Склизков, Е.А.Эрнандес-Кастро ). Организация как уникальная живая социальная единица для того, чтобы существовать и развиваться, должна формировать собственный орган отражения – психику организации, по аналогии с психикой человека. Психика организации включает в себя базовые представления сотрудников и руководства, накопленные стереотипы поведения и реагирования, управленческие и производственные технологии, корпоративные ценности, правила поведения, систему отношений и т.д., то есть элементы, составляющие уникальную культуру организации. Представители рефлексивно-динамической школы описывают и исследуют различные механизмы формирования культуры организаций. С позиций взаимодействия этих научных школ психологии творчества рассмотрим один из них, а именно – механизм, обеспечивающий реализацию роли и влияния индивидуальности лидера в создании уникальности своей фирмы. Существует как минимум два механизма, с помощью которых первые лица компаний выстраивают культуру своих организаций под свою уникальность.
МЕХАНИЗМ ИДЕНТИФИКАЦИИпозволяет лидерам транслировать сотрудникам компании свои ценности, установки и черты характера, закрепляя их в корпоративной культуре в виде малоосознанных стереотипов поведения.
Как маленький ребенок некритично считывает стереотипы поведения матери, формируя собственные сценарии, так же подчиненные начинают копировать наиболее яркие черты своего руководителя.
Пример. Филиал одной из крупных международных парфюмерных компаний столкнулся со следующей проблемой: клиенты не любили представителей компании, хотя уважали их за компетентность и профессиональные знания.
Во время исследования корпоративной культуры компании выявился интересный феномен: одной из наиболее ярких личных черт руководителя филиала его подчиненные назвали – оригантность, то есть высокомерие по отношению к людям. Социометрическая процедура позволила выявить проявление оригантности топ-менеджмента по отношению к руководителям среднего уровня. Далее оригантность транслировалась от руководителей среднего уровня торговым агентам компании. В свою очередь, представители компании начали проявлять черты оригантности по отношению к клиентам. Результат – снижение объемов продаж.
Таким образом, механизм компенсации основывается на трансляции и закреплении в культуре организации уникальных качеств ее руководителей. В этом случае характер фирмы повторяет, а иногда и усиливает черты первого лица: тревожность / уверенность, замкнутость /открытость, агрессивность / дружелюбие и т.д. качества лидера копируются и закрепляются в стереотипах поведения сотрудников организации и становятся неотъемлемой частью ее культуры.
МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ основывается на построении в культуре взаимодополняющих качеств, которые позволяют компенсировать недостатки лидера.
Известно, что авторитарный лидер окружает себя хорошими исполнителями, а рядом с неуверенным и мягким руководителем всегда есть активный и жесткий заместитель и т.д.
Пример. Проблема, с которой столкнулся руководитель небольшого, но очень успешного регионального банка звучала так: «Нет поддержки в собственной управленческой команде, чувствую изолированность и одиночество. Нет творчества, инициативы, все висит на мне».
Изучение стиля управления руководителей всех уровней банка выявило парадоксальную картину: стиль управления Президента по всем параметрам являлся прямо-противоположным и взаимодополнительным стилю управления ВСЕХ других руководителей. Для Президента приоритетным являлась результативность, для других руководителей сплоченность команды, там где Президент проявлял жесткость, требовательность и критичность, другие руководители старались придерживаться мягкого поддерживающего стиля, Президент в первую очередь ориентировался на творчество и поиск нестандартных решений, остальные руководители на технологичность и т.д. В какой-то момент Президент и его команда просто перестали понимать друг друга.
Компенсаторный механизм, с одной стороны, позволяет лидеру получать от своих сотрудников то поведение, которое ему максимально удобно, с другой стороны, обеспечивает в организации разумный баланс разнонаправленных сил.
Понятно, что в реальной живой организации трудно выявить работу тех или иных механизмов в чистом виде. И, тем не менее, любая более или менее серьезная работа с организацией невозможна без активного участия ее Первого лица.
Соответственно, первым шагом работы с любой организацией, является выявление, с одной стороны, интересов ее лидеров, с другой стороны – их уникальных качеств, которые нашли продолжение или компенсацию в корпоративной культуре компании. Не изучив генезис «характера» организации – невозможно провести ее эффективную рефлетерапию.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 06-06-00582а)
1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 06-06-82602 а/У
1Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 06-06-82602 а/У
1Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Психофизиологические особенности стресса при выявлении скрываемой информации в зависимости от хронотипа», проект № 06-06-18006е.
1Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989. с.401.
1Работа выполнена при поддержке РГНФ. Проект №06–06–00335а
1 Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ; № проекта 04-06-00250а
1 Исследование поддержано РГНФ. Проекты № 05-06-06518а, № 04 06 00139 а
1Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Администрации Архангельской области по проекту №06-06-48604 а/С
1Работа поддержана РГНФ (проект № 05-06-06518а).
1Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 06-06-00582а)
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя