Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
Томчук С.А.
Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова,
Ярославль
Музыкальное мышление как интегрированное междисциплинарное явление недостаточно изучено современной наукой: ни в одной из существующих наук (музыкознании, философии, психологии, педагогики) нет единой общепринятой дефиниции для обозначения музыкального мышления, нет целостной концепции этого психического процесса, недостаточно разработаны методики диагностирования уровня сформированности музыкального мышления, что и обуславливает актуальность исследования музыкального мышления.
Большинство исследователей рассматривают музыкальное мышление как эмоционально-интуитивную и сознательную, синтезирующую и аналитическую творческую деятельность человека, средствами интонационного и вербального языка раскрывающую связи и соотношения между языком музыки и ее смысловым содержанием (Выготский Л.С., Асафьев Б.В., Ринкявичюс З. и др.). Сущность музыкального мышления как процесса творческой деятельности заключается в нахождении связей между тем, что «дано» - то есть акустическим материалом, и тем, что «имеется в виду» - духовно-личностным смыслом, закодированным композитором в музыкальном образе.
В современной музыкальной психологии образ, созданный композитором, рассматривается как синкретическое единство трех начал – материального, конструктивно-логического и духовного. Материальная основа музыкального произведения предстает в виде конкретных акустических характеристик звучащей материи, которая может быть воспринята, осознана и проанализирована по отдельным параметрам (мелодия, гармония, метроритм, темп, динамика, регистр, фактура). Формальная организация этих элементов звуковой материи музыки (мотивы, фразы, темы, части), их структурная логика относятся к конструктивно-логической стороне музыкального образа. Эмоциональные состояния, настроения, душевные переживания, ассоциативные видения и т.д. – все то, что ощущает реципиент, непосредственно соприкасающийся с музыкальным произведением, - образуют в совокупности своей духовную субстанцию музыкального образа. Гегель Г.Ф. указывал, что основная и фундаментальная особенность художественного образа заключается в том, что он находится как бы «посередине между непосредственной чувственностью и идеальной мыслью». Итоговый результат музыкального мышления можно рассматривать как «музыкальный концепт», выражающий не вербальную мысль, а нечто, не определяемое тесными рамками слов и постигаемое в виде эстетически переживаемых интонируемых смыслов. Такой подход к результату музыкального мышления значительно расширяет творческий результат мышления и выводит личность на более высокий, духовно-ценностный уровень. Ряд современных психологов (Брушлинский А.В., Тихомиров О.К.) признают такой подход к результату мышления как один из наиболее перспективных на современном этапе, так как считают, что сегодня уже недостаточно описывать реальный процесс мышления как взаимодействие операций анализа и синтеза, он должен включать в себя «динамику и порождение смыслов, целей, оценок, потребностей». В своих трудах музыковеды Медушевский В.В., Готсдинер А.Л., Цыпин Г.М. также подчеркивают, что музыкальное мышление – это процесс открытия личностного духовно-ценностного смысла, закодированного в музыкальном произведении.
В результате изучения существующих исследований по обозначенной проблеме мы выдвинули гипотезу о существовании 3-уровневой модели музыкального мышления, основанной на неразрывном единстве и состоящей из следующих структурно-функциональных уровней:
эмоционально-чувственный уровень направлен на характеристику эмоциональных состояний, настроений, душевных переживаний, ассоциативных видений и т.д. – всего того, что составляет эмоциональный пласт познаваемого музыкального образа, и того, что ощущает реципиент, непосредственно соприкасающийся с музыкальным произведением;
рационально-логический уровень направлен на анализ акустических параметров звучащей материи, на определение структурной организации элементов звуковой материи и динамики развития музыкального образа;
духовно-ценностный уровень направлен на выявление нравственно-ценностной идеи и духовного смысла, закодированного в музыкальном образе.
В представленной модели музыкального мышления отражаются различные структурно-функциональные уровни, позволяющие получить дифференцированную информацию о музыкальном образе, но в то же время образующие единое целое. Высшим проявлением музыкального мышления является целостное органичное взаимодействие всех уровней.
В нашем исследовании, посвященном изучению целостного музыкального мышления, приняли участие 90 реципиентов с различным уровнем сформированности музыкального мышления: 30 педагогов-музыкантов со средним и высшим педагогическим образованием; 30 студентов музыкально-педагогического факультета; 30 педагогов с высшим и средним педагогическим образованием, не имеющих музыкального образования. Для проведения диагностики духовно-ценностного уровня музыкального мышления реципиентов использовалась методика ценностного спектра, разработанная Леонтьевым Д.А. (1997) с опорой на теорию метамотивации и бытийных ценностей Маслоу А. Методика ценностного спектра построена по типу репертуарных решеток (Франселла, Баннистер,1987), строки которых (заданные конструкты) образованы 18 бытийными ценностями, названными А.Маслоу, а в столбцы нами были подставлены следующие объекты для оценивания: классическая музыка, народная музыка, духовная музыка, современная музыка. Обработка данных проводилась на основе качественного анализа содержания ценностей, преимущественно приписываемых музыкальным направлениям в разных аудиториях, анализировались интеркорреляции ценностных спектров объектов в разных выборках. Корреляционный анализ делался с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.
По данным корреляционного анализа были получены сильные положительные связи между духовно-ценностным уровнем музыкального мышления различных групп реципиентов:
педагогов-музыкантов и педагогов, не имеющих музыкального образования (классическая музыка – rs = 0,892, р <0,05; духовная музыка –rs= 0,944, р <0,05; народная музыка -rs= 0,894, р <0,05; современная музыка -rs= 0,792, р <0,05);
педагогов-музыкантов и студентов музыкально-педагогического факультета (классическая музыка - rs= 0,775, р <0,05; духовная музыка –rs= 0,892, р <0,05; народная музыка -rs= 0,92, р <0,05; современная музыка -rs= 0,844, р <0,05);
студентов музыкально-педагогического факультета и педагогов, не имеющих музыкального образования (классическая музыка - rs= 0,878, р <0,05; духовная музыка –rs= 0,883, р <0,05; народная музыка -rs= 0,844, р <0,05; современная музыка -rs= 0,779, р <0,05).
Как видно из представленных данных, наиболее сильные корреляции при сравнении духовно-ценностного уровня мышления педагогов-музыкантов и студентов были получены по направлению народной музыки (rs= 0,92, р <0,05) и педагогов-музыкантов и педагогов, не имеющих музыкального образования, по направлению духовной музыки (rs= 0,944, р <0,05).
В результате качественного анализа были выделены следующие приоритетные духовно-ценностные характеристики различных музыкальных направлений:
классическая музыка – красота, смысл, совершенство, целостность, истина;
духовная музыка – добро, красота, истина, смысл;
народная музыка – игра, простота, легкость, жизненность, добро;
современная музыка - смысл, красота, уникальность, жизненность.
Наличие сильных положительных корреляций и качественных совпадений при сравнении музыкального мышления различных групп реципиентов подтверждают нашу гипотезу о существовании духовно-ценностного уровня, направленного на выявление нравственно-ценностного смысла музыкального произведения.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя