logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления

Томчук С.А.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова,

Ярославль

Музыкальное мышление как интегрированное междисциплинарное явление недостаточно изучено современной наукой: ни в одной из существующих наук (музыкознании, философии, психологии, педагогики) нет единой общепринятой дефиниции для обозначения музыкального мышления, нет целостной концепции этого психического процесса, недостаточно разработаны методики диагностирования уровня сформированности музыкального мышления, что и обуславливает актуальность исследования музыкального мышления.

Большинство исследователей рассматривают музыкальное мышление как эмоционально-интуитивную и сознательную, синтезирующую и аналитическую творческую деятельность человека, средствами интонационного и вербального языка раскрывающую связи и соотношения между языком музыки и ее смысловым содержанием (Выготский Л.С., Асафьев Б.В., Ринкявичюс З. и др.). Сущность музыкального мышления как процесса творческой деятельности заключается в нахождении связей между тем, что «дано» - то есть акустическим материалом, и тем, что «имеется в виду» - духовно-личностным смыслом, закодированным композитором в музыкальном образе.

В современной музыкальной психологии образ, созданный композитором, рассматривается как синкретическое единство трех начал – материального, конструктивно-логического и духовного. Материальная основа музыкального произведения предстает в виде конкретных акустических характеристик звучащей материи, которая может быть воспринята, осознана и проанализирована по отдельным параметрам (мелодия, гармония, метроритм, темп, динамика, регистр, фактура). Формальная организация этих элементов звуковой материи музыки (мотивы, фразы, темы, части), их структурная логика относятся к конструктивно-логической стороне музыкального образа. Эмоциональные состояния, настроения, душевные переживания, ассоциативные видения и т.д. – все то, что ощущает реципиент, непосредственно соприкасающийся с музыкальным произведением, - образуют в совокупности своей духовную субстанцию музыкального образа. Гегель Г.Ф. указывал, что основная и фундаментальная особенность художественного образа заключается в том, что он находится как бы «посередине между непосредственной чувственностью и идеальной мыслью». Итоговый результат музыкального мышления можно рассматривать как «музыкальный концепт», выражающий не вербальную мысль, а нечто, не определяемое тесными рамками слов и постигаемое в виде эстетически переживаемых интонируемых смыслов. Такой подход к результату музыкального мышления значительно расширяет творческий результат мышления и выводит личность на более высокий, духовно-ценностный уровень. Ряд современных психологов (Брушлинский А.В., Тихомиров О.К.) признают такой подход к результату мышления как один из наиболее перспективных на современном этапе, так как считают, что сегодня уже недостаточно описывать реальный процесс мышления как взаимодействие операций анализа и синтеза, он должен включать в себя «динамику и порождение смыслов, целей, оценок, потребностей». В своих трудах музыковеды Медушевский В.В., Готсдинер А.Л., Цыпин Г.М. также подчеркивают, что музыкальное мышление – это процесс открытия личностного духовно-ценностного смысла, закодированного в музыкальном произведении.

В результате изучения существующих исследований по обозначенной проблеме мы выдвинули гипотезу о существовании 3-уровневой модели музыкального мышления, основанной на неразрывном единстве и состоящей из следующих структурно-функциональных уровней:

В представленной модели музыкального мышления отражаются различные структурно-функциональные уровни, позволяющие получить дифференцированную информацию о музыкальном образе, но в то же время образующие единое целое. Высшим проявлением музыкального мышления является целостное органичное взаимодействие всех уровней.

В нашем исследовании, посвященном изучению целостного музыкального мышления, приняли участие 90 реципиентов с различным уровнем сформированности музыкального мышления: 30 педагогов-музыкантов со средним и высшим педагогическим образованием; 30 студентов музыкально-педагогического факультета; 30 педагогов с высшим и средним педагогическим образованием, не имеющих музыкального образования. Для проведения диагностики духовно-ценностного уровня музыкального мышления реципиентов использовалась методика ценностного спектра, разработанная Леонтьевым Д.А. (1997) с опорой на теорию метамотивации и бытийных ценностей Маслоу А. Методика ценностного спектра построена по типу репертуарных решеток (Франселла, Баннистер,1987), строки которых (заданные конструкты) образованы 18 бытийными ценностями, названными А.Маслоу, а в столбцы нами были подставлены следующие объекты для оценивания: классическая музыка, народная музыка, духовная музыка, современная музыка. Обработка данных проводилась на основе качественного анализа содержания ценностей, преимущественно приписываемых музыкальным направлениям в разных аудиториях, анализировались интеркорреляции ценностных спектров объектов в разных выборках. Корреляционный анализ делался с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.

По данным корреляционного анализа были получены сильные положительные связи между духовно-ценностным уровнем музыкального мышления различных групп реципиентов:

Как видно из представленных данных, наиболее сильные корреляции при сравнении духовно-ценностного уровня мышления педагогов-музыкантов и студентов были получены по направлению народной музыки (rs= 0,92, р <0,05) и педагогов-музыкантов и педагогов, не имеющих музыкального образования, по направлению духовной музыки (rs= 0,944, р <0,05).

В результате качественного анализа были выделены следующие приоритетные духовно-ценностные характеристики различных музыкальных направлений:

Наличие сильных положительных корреляций и качественных совпадений при сравнении музыкального мышления различных групп реципиентов подтверждают нашу гипотезу о существовании духовно-ценностного уровня, направленного на выявление нравственно-ценностного смысла музыкального произведения.